Найти в Дзене
● Сектор Моделизма ●

Цинковая чума масштабных моделей: бракоделы из Маркса (АГАТ)

Приветствую, дорогие подписчики моего канала и просто читатели статей! Я рад представить Вам свои мысли, касаемо цинковой чумы на масштабных моделях. Безусловно, стоит подчеркнуть, что сказано о модельной чуме уже очень и очень много: эту тему осветили и форумчане, и ютуберы. В связи с этим, я планирую поделиться с Вами именно своим опытом.

Итак, для непосвященных, для тех, кто лично никогда не встречался с чумой, не слышал о ней... Справка:

  • Цинковая чума — это сленгово-терминологическое обозначение микрофизического явления, заключающегося в нарушении целостности и разрушении структуры материала металлического изделия из неоднородного цинкового сплава с течением времени.
  • Цинковая чума — Неизлечимая болезнь металла, превращающая масштабную копию автомобиля в кучку крошащихся обломков. Ее невозможно предотвратить, невозможно остановить, и если вы обнаружили ее на одном из своих экспонатов — можете вычеркнуть модель из своего списка.
  • Наиболее остро цинковую чуму ощутили собиратели моделей отечественных автомобилей в 43-ем масштабе, когда спустя какое-то время началось массовое разрушение моделей, выпущенных на предприятиях "АГАТ"-"Тантал"-"Радон" в период с 1990 по 2002 гг.

Такие дела, с теорией разобрались и выяснили, что для отечественного собирателя ярчайшим представителем "производителя чумы" является завод в г. Маркс - АГАТ. А что там вообще происходило? Как производили модели в России?

"АГАТ" - процесс окраски кузовов Ваз 2102.
"АГАТ" - процесс окраски кузовов Ваз 2102.
Некая женщина очищает кузова от крепного облоя.
Некая женщина очищает кузова от крепного облоя.
Процесс обработки кузовов модели Раф 2203.
Процесс обработки кузовов модели Раф 2203.
"Сушка" окрашенных кузов Москвича 403 и Рафа.
"Сушка" окрашенных кузов Москвича 403 и Рафа.

Производство, если судить по приведенным выше фотографиям, обустроено не самым лучшим образом - мы можем наблюдать грязь, плохое освящение, сомнительные условия труда сотрудников... Однако всё это никак не влияет на наличие / отсутсвие цинковой чумы.

Цинковая чума в моей коллекции на примере Москвич 2141.
Цинковая чума в моей коллекции на примере Москвич 2141.

Так что же на самом деле является причиной / причинами чумы? А ведь вопрос не так прост, и ответов на него множество.

  • Причины цинковой чумы кроются в нарушении технологического процесса отливки деталей.
  • Другой версией возникновения «цинковой чумы» высказывалось нарушение режима остывания отливок деталей.
  • Коллеги в нашей стране предположили, что самопроизвольное разрушение масштабных моделей – происходит только у нас, и только с продукцией, выпущенной в Саратове со второй трети 90-х годов до начала 2000-х, связывая это с тем, что в СССР в 1985–1986 годах изменилась в худшую сторону технология выплавки ЦАМа. Специалисты литейных производств, стали очень вольно вести себя в вопросе его очистки от различных примесей при плавке руды. Хотя это совершенно не так - чумеет и "Элекон", и модели произведенные в Китае, Германии, Италии...

Лично я слышал такую версию, которая касается конкретно АГАТа: заводчане специально закупали различный "лом" - из которого изготовливали модели. На предприятии знали, что происходит с их продукцией через некоторое время. Предпринимались даже попытки исправить ситуацию, НО только с сохранением стоимости изделий. "Лом" - дешево, но приводит к чуме. Попытка исправить ситуацию, по мнению, якобы "приблеженных" к производству - сводилась к борьбе с чумой, при сохранении стоимости сплава из "отходов". Конечно, попытки ни к чему не привели - из ... конфетку не отольешь. Деньги, вернее их отсутсвие - главная причина чумы саратовских моделей.

Это лишь версия, помните об этом. Правда остается в тени, узнать ее можно только от людей, которые могут подтвердить свое отношение в АГАТу.

Готовая продукция "АГАТа" - Рафы 2203.
Готовая продукция "АГАТа" - Рафы 2203.
Кузова Газ 3102 Волга - живы ли они сегодня? Вопрос...
Кузова Газ 3102 Волга - живы ли они сегодня? Вопрос...

Спасибо за внимание! Думаю, Вам будет, что сказать в комментариях.

Авто
5,66 млн интересуются