Приветствую, дорогие подписчики моего канала и просто читатели статей! Я рад представить Вам свои мысли, касаемо цинковой чумы на масштабных моделях. Безусловно, стоит подчеркнуть, что сказано о модельной чуме уже очень и очень много: эту тему осветили и форумчане, и ютуберы. В связи с этим, я планирую поделиться с Вами именно своим опытом.
Итак, для непосвященных, для тех, кто лично никогда не встречался с чумой, не слышал о ней... Справка:
- Цинковая чума — это сленгово-терминологическое обозначение микрофизического явления, заключающегося в нарушении целостности и разрушении структуры материала металлического изделия из неоднородного цинкового сплава с течением времени.
- Цинковая чума — Неизлечимая болезнь металла, превращающая масштабную копию автомобиля в кучку крошащихся обломков. Ее невозможно предотвратить, невозможно остановить, и если вы обнаружили ее на одном из своих экспонатов — можете вычеркнуть модель из своего списка.
- Наиболее остро цинковую чуму ощутили собиратели моделей отечественных автомобилей в 43-ем масштабе, когда спустя какое-то время началось массовое разрушение моделей, выпущенных на предприятиях "АГАТ"-"Тантал"-"Радон" в период с 1990 по 2002 гг.
Такие дела, с теорией разобрались и выяснили, что для отечественного собирателя ярчайшим представителем "производителя чумы" является завод в г. Маркс - АГАТ. А что там вообще происходило? Как производили модели в России?
Производство, если судить по приведенным выше фотографиям, обустроено не самым лучшим образом - мы можем наблюдать грязь, плохое освящение, сомнительные условия труда сотрудников... Однако всё это никак не влияет на наличие / отсутсвие цинковой чумы.
Так что же на самом деле является причиной / причинами чумы? А ведь вопрос не так прост, и ответов на него множество.
- Причины цинковой чумы кроются в нарушении технологического процесса отливки деталей.
- Другой версией возникновения «цинковой чумы» высказывалось нарушение режима остывания отливок деталей.
- Коллеги в нашей стране предположили, что самопроизвольное разрушение масштабных моделей – происходит только у нас, и только с продукцией, выпущенной в Саратове со второй трети 90-х годов до начала 2000-х, связывая это с тем, что в СССР в 1985–1986 годах изменилась в худшую сторону технология выплавки ЦАМа. Специалисты литейных производств, стали очень вольно вести себя в вопросе его очистки от различных примесей при плавке руды. Хотя это совершенно не так - чумеет и "Элекон", и модели произведенные в Китае, Германии, Италии...
Лично я слышал такую версию, которая касается конкретно АГАТа: заводчане специально закупали различный "лом" - из которого изготовливали модели. На предприятии знали, что происходит с их продукцией через некоторое время. Предпринимались даже попытки исправить ситуацию, НО только с сохранением стоимости изделий. "Лом" - дешево, но приводит к чуме. Попытка исправить ситуацию, по мнению, якобы "приблеженных" к производству - сводилась к борьбе с чумой, при сохранении стоимости сплава из "отходов". Конечно, попытки ни к чему не привели - из ... конфетку не отольешь. Деньги, вернее их отсутсвие - главная причина чумы саратовских моделей.
Это лишь версия, помните об этом. Правда остается в тени, узнать ее можно только от людей, которые могут подтвердить свое отношение в АГАТу.
Спасибо за внимание! Думаю, Вам будет, что сказать в комментариях.