Найти тему
Журнал Рейс

Наши и не наши самосвалы

Оглавление

Самосвальные установки на автомобильном заводе «Чайка-Сервис» выпускают с 2009 года. Какие кузова делают в Нижнем, и на какие шасси их можно установить?

Непростая ситуация сложилась в России на рынке строительной техники. Речь о дефиците самосвалов грузоподъемностью от 3,5 до 6 тонн. Одна из причин заключается в том, что автомобили поступают к производителям самосвальных кузовов всего лишь в одном или двух вариантах колесной базы, ориентированной, прежде всего, на монтаж фургонов или бортовых платформ. Между тем, общая практика в создании специализированных шасси для самосвалов – укороченная, в сравнении со стандартной, база бортовой машины.

Такие разные кузова

С учетом нынешних реалий, специалистам нижегородского завода «Чайка-Сервис» пришлось создавать не один типовой кузов, а несколько, максимально используя модульный принцип. И ориентироваться при этом не только на «ГАЗон Next», но и на японские, корейские, и, конечно же, китайские среднетоннажники. А у них разная колесная база, разная развесовка по осям и разная полная масса. Да еще и у заказчиков разные требования! Все это необходимо учитывать.
К примеру, есть вариант адаптации самосвальной установки «Чайка-Сервис» на
HINO 300 с узкой кабиной и полной массой 3,5 тонны и на 12-тонную HINO 500 серии GD. Конструктивные особенности и отличия этих машин одной марки – огромные. Все равно, что сравнивать «ГАЗель» и ЗИЛ-130. Совершенно разные автомобили! Поэтому на заводе разработали два принципиально разных кузова. Один с задней разгрузкой, характерной, в большей степени, для строительных самосвалов. Другой – с трехсторонней разгрузкой, более универсальный, и по российским меркам оптимальный для коммунальных служб и для перевозок сельхозпродукции.

HINO 300 с «узкой» кабиной – шасси для маленького самосвала полной массой 3,5 тонны
HINO 300 с «узкой» кабиной – шасси для маленького самосвала полной массой 3,5 тонны

Кроме того, все «чайковские» кузова четко поделены на три семейства по ширине. Маленькие – для «ГАЗели» и «японцев» на 3,5 тонны полной массы с внутренней шириной 2190 мм. Средние (ширина 2230 мм) – для большинства импортных бескапотных среднетоннажников полной массой около 7,5 тонн, а также для семейства «ГАЗон Next». И, наконец, кузова самого большого для «Чайки-Сервис» размера – шириной 2470 мм. Их ставят на 12-тонные HINO 500 GD и на Hyundai HD120. В зависимости от длины колесной базы, а также от желания заказчика, меняется длина кузова грузовика, исполнение надрамника и бортов. Кузов может быть длиной и 2,5-3, и почти 6 метров. В результате получается просто невозможная для советских самосвалов вариативность в исполнении кузовов.

Невозможная ранее комбинация – самосвал с трехсторонней разгрузкой, тент и грузоподъемный борт!
Невозможная ранее комбинация – самосвал с трехсторонней разгрузкой, тент и грузоподъемный борт!

Но есть и еще одна особенность нижегородских самосвалов. По желанию заказчика на шасси с самосвальными установками могут быть дополнительно смонтированы КМУ, грузоподъемный задний борт, тент высотой 2 метра, распашные ворота вместо заднего борта, кабина со спальником или двухрядная семиместная кабина, актуальная для машин коммунальных служб. Причем, клиент может заказать как одну, так и целый набор опций. Согласитесь, таких самосвалов в СССР не делали!

Вполне естественное сочетание – самосвальная платформа и гидроманипулятор
Вполне естественное сочетание – самосвальная платформа и гидроманипулятор

Сделано в России

«Чайка-Сервис» выпускает полноприводные самосвалы на шасси «ГАЗ-Садко» и «ГАЗ-Садко Next» 4х4, а также на шасси Isuzu NPS75L 4х4. В некоторых ситуациях, при работе на бездорожье, полноприводный среднетоннажник можно заменить только тяжелым самосвалом грузоподъемностью 15-20 тонн. Ну, или с самосвальной тележкой. Опять-таки, на «чайковском» вездеходе трактором самосвальная установка может быть дополнена различными опциями, типа гидроборта или тента.
Свой вклад в сохранение чистоты воздуха в России вносят самосвалы на шасси ГАЗ-С41R13 Next с двигателем ЯМЗ-534, конвертированном на сжатый метан. Такая машина оптимальна для городских коммунальных служб, для уменьшения затрат на эксплуатацию автотранспорта. Второе направление использования таких грузовиков – организации «Газпрома».  Единственный недостаток газобаллонного «ГАЗон Next» – баллоны, смонтированные за кабиной, увеличивают снаряженную массу и уменьшают грузоподъемность. Метановый «ГАЗон Next» полной массой 8700 кг, везет 3,5 тонны груза, а дизельный 4370 кг. Кстати, завод освоил и производство самосвалов на новом десятитонном «ГАЗон Next». При этом на заводе не считают применение задней пневмоподвески недопустимым для самосвала.

Кроме «ГАЗон Next» в России нет другого среднетоннажника, работающего на метане. Самосвал на таком шасси актуален для коммунальных служб
Кроме «ГАЗон Next» в России нет другого среднетоннажника, работающего на метане. Самосвал на таком шасси актуален для коммунальных служб

«Чайка-Сервис», один из старейших дилеров Горьковского автозавода, не обделил своим вниманием и «ГАЗели». Самосвалы делают и на шасси классической «ГАЗели Бизнес», и на «ГАЗели Next», и на основе «тяжелой» «ГАЗели Next» полной массой 4,6 тонны. Казалось бы, что может увезти та «ГАЗель»? Но если вспомнить историю нижегородского завода, то перед войной, на шасси полуторки ГАЗ-АА выпускали самосвал ГАЗ-С1 или ГАЗ-410 с кузовом объемом около 1,1 м3, рассчитанного на перевозку 1200–1300 кг груза. Говорят, что полуторка-самосвал с 40-сильным мотором хотя и была редким автомобилем, но успешно перевозила песок, гравий, щебень, уголь, зерно и даже асфальт и бетон. Главным достоинством ГАЗ-410 была маневренность. А «ГАЗель Next» 4,6 вполне можно сравнить с самосвалом на шасси послевоенного ГАЗ-51, то есть с ГАЗ-93, грузоподъемностью 2,25 тонны (только у «ГАЗели» мотор в два раза мощнее). На этих машинах работали наши отцы и деды. А вообще, в СССР даже грузовые мотороллеры «Тула» выпускали в самосвальном исполнении.

Самосвальную установку могут смонтировать и на новый «тяжелый» «ГАЗон Next» полной массой 10 тонн
Самосвальную установку могут смонтировать и на новый «тяжелый» «ГАЗон Next» полной массой 10 тонн

Наши надстройки – импортным грузовикам

Специалисты «Чайка-Сервис» адаптировали свои кузова не только к автомобилям Горьковского автозавода, но и практически ко всем среднетоннажным грузовикам иностранного производства, присутствующим на российском рынке. Помнится, первыми в Россию в середине 2000-х начали завозить корейские грузовики Hyundai. Сейчас самосвал на шасси Hyundai HD78 – несомненный лидер продаж. При полной массе 7,5 тонны он имеет грузоподъемность до 3240 кг. Если используется автомобиль с колесной базой 3775 мм, то применяется платформа с трехсторонней разгрузкой, с внутренними размерами 5150х2230х600 мм. В версии Shot с короткой базой 2780 мм и увеличенной до 3850 кг грузоподъемностью используется короткий кузов размером 3560х2230х600мм. Есть и еще одно исполнение: на шасси с базой 3775 мм устанавливают стеклопластиковый кабинный модуль собственного производства. В результате получаем двухрядную 7-местную кабину. Внутренние размеры самосвальной платформы 4000х2230х600мм, грузоподъемность до 3645 кг. При этом кузов оснастят еще и тентом высотой 2 метра. Идеальный автомобиль для коммунальных служб! Самый же серьезный самосвал на шасси «корейца» – Hyundai HD120, полной массой 12 тонн. Здесь два варианта колесной базы  3845 и 4260 мм, внутренние размеры платформы 5000 или 5200х2470х600 мм. Грузоподъемность от 6350 до 6550 кг. Достойная замена грузовикам ЗИЛ!

Для этого Hyundai HD78 обрезают свес рамы. Самосвал с тентом – раньше подобного не было!
Для этого Hyundai HD78 обрезают свес рамы. Самосвал с тентом – раньше подобного не было!

Из широкой гаммы грузовиков Isuzu самосвальные установки «Чайка-Сервис» монтируют на полноприводный ELF NPS75L 4х4 полной массой 7,5 тонны. При колесной базе 3845 мм на вездеход устанавливают платформу размером 5150х2230х600мм. У этого «японца» неплохая грузоподъемность (3220 кг) благодаря, в частности, применению спаренных колес на задней оси. Весьма популярен в России Isuzu ELF NPR75L с колесной формулой 4х2. Его полная масса тоже 7,5 тонн, база 3815 мм, внутренние размеры платформы 5150х2230х600мм, грузоподъемность 3850 кг.

Маленький Isuzu полной массой 3,5 тонны – конкурент нижегородским «ГАЗелям»
Маленький Isuzu полной массой 3,5 тонны – конкурент нижегородским «ГАЗелям»

Около 10 лет на российском рынке японский производитель грузовиков – компания HINO. Самый маленький самосвал этой марки  изготовлен заводом «Чайка-Сервис» на шасси HINO 300 с кабиной шириной около 1700 мм. Еще один признак, что это машина полной массой 3,5 тонны (то есть LCV) – 5 шпилек на колесах. Самосвальная установка с трехсторонней разгрузкой, грузоподъемность около 1200 кг. Другая версия HINO 300 – уже полноценный среднетоннажник полной массой 7,5 тонны. Здесь кабина двухметровой ширины, есть три варианта базы: 3430, 3870 и 4200 мм. Кузова тоже отличаются длиной: внутренние размеры платформы 4400, 5000 или 5400 при ширине 2230, с бортами высотой 600 мм. Грузоподъемность тоже меняется: 3720 кг на машине с самой короткой базой, далее 3570 и 3470 килограммов. Самое «тяжелое» шасси – HINO 500 GD, под полную массу 12 тонн. Колесная база варьируется от 4250 до 5150 мм в зависимости от модификации. При установке кузова размером 4900х2370х800 мм, с задней разгрузкой, грузоподъемность автомобиля составляет 5650 кг. На это же шасси монтируется и кузов с трехсторонней разгрузкой, причем на заказ могут быть установлены борта высотой до 1,2 м. Особенность конструкции машин 500-й серии – пневматический привод тормозов, в то время как на более легких «японцах» и «корейцах» используют гидропривод с вакуумным или с пневматическим усилителем. Пневмопривод надежнее. Кроме того, на современных «пятисотках» упразднены футорки в креплении задних колес. Теперь крепление выполнено по стандарту ISO: центровка диска по пояску на ступице и «еврошпильки» с фланцевыми гайками.

После дробеструйной обработки кузов грунтуют, а затем окрашивают
После дробеструйной обработки кузов грунтуют, а затем окрашивают

Самосвальные установки «Чайка-Сервис» монтируют и на грузовики Mitsubishi Fuso Canter полной массой 8,5 тонны, которые с конца 2000-х годов собирают из машинокомплектов в Набережных Челнах на заводе «Даймлер КАМАЗ Рус». Автомобиль уже широко распространен в России, у него хорошая репутация среди перевозчиков, налажен сервис. Пару лет назад из обозначения пропало название Mitsubishi, теперь эти грузовики называются FusoCanter. У автомобиля три варианта базы: 3410, 3870 и 4170, на каждом из этих шасси монтируют кузова с трехсторонней разгрузкой. Платформа получается длиной 4500, 5200 и 5600 мм, при ширине 2230 мм, с бортами высотой 600 мм. Грузоподъемность соответственно меняется: 4360, 4290 и 4190 кг.

При работе с гидроманипулятором важно не забыть выставить аутригеры
При работе с гидроманипулятором важно не забыть выставить аутригеры

Из китайских производителей грузовиков «Чайка-Сервис» монтирует кузова на шасси JAC N80 и N120. Более легкий «восьмидесятый», как можно догадаться, имеет полную массу почти 8 тонн, точнее 7900 кг. Есть два варианта базы: 3345 и 3845 мм. На длиннобазную модель монтируют кузов с трехсторонней разгрузкой, размером 5100х2230х600 мм, в таком случае машина имеет грузоподъемность 3020 кг. На короткий JAC N80 ставят кузов с задней разгрузкой, размером 3510х2190х800 мм, грузоподъемность составляет 3500 кг. JAC N120 – «тяжелая» версия среднетоннажника, его полная масса 12 тонн, наиболее распространенный кузов – с задней разгрузкой. В таком случае используют платформу 4900х2370х800 мм, рассчитанную на перевозку 5650 кг груза. Понятно, что грузовики JAC на российском рынке не единственные «китайцы», среди производителей среднетоннажников есть, допустим, Foton или Dongfeng. Среди особенностей китайских грузовиков полной массой 6,5-8 тонн – пусть и барабанные тормоза, но с пневмоприводом и энергоаккумуляторами. И на них нет футорок в креплении «спарки» колес ведущей оси.

Китайские среднетоннажные грузовики JAC недавно появились на российском рынке
Китайские среднетоннажные грузовики JAC недавно появились на российском рынке

Этот обзор применяемых шасси под монтаж самосвальных установок «Чайка-Сервис» далеко не полный. Используя широкую гамму размеров применяемых кузовов, завод имеет возможность подобрать и установить самосвальную платформу практически на любой грузовик. Важный момент: к переоборудованию принимают не только новые автомобили, но и уже бывшие в эксплуатации. Стоимость изготовления и монтажа самосвальной установки – от 450 тыс. рублей.

Рейс.РФ

Читайте о дефиците среднетоннажных самосвалов в России

Представитель завода «Чайка-Сервис» рассказывает о самосвале на шасси JAC N80. Читайте и смотрите здесь