Лето 1867 года. Настроение Александра было ужасным. Только что ему доложили, что на него готовится новое покушение. Вероятнее всего будет подложена бомба. Где и когда установить не удалось. Но информация достоверная и это точно произойдет.
В его памяти всплыли события прошлого года. Отчетливо вспомнился тот весенний день, прогулка по Летнему саду, безумный взгляд человека в толпе и, конечно же, сам выстрел. Быстрый, ледяной и звонкий, от которого целая стая ворон сорвалась с голых черных деревьев и разлетелась в разные стороны.
Помнится, тогда он боковым зрением заметил неестественное движение человека в толпе зевак, окруживших его карету. Затем легкий поворот головы, встреча глазами, а дальше этот звонкий звук выстрела.
Все произошло так молниеносно, что осознать что-либо в тот момент было невозможно. Осознание пришло после. Тогда он впервые ощутил всю жажду жизни, ее вкус: такой сладкий, упоительный и драгоценный. Страх также пришел после. Именно он, в дальнейшем, и стал причиной желания придать многим событиям жизни особую изысканность и уникальность.
Когда ты понимаешь, что все может закончиться, в один момент, что дальше наступит неизвестность, а может, не наступит ничего, невольно начинаешь ценить каждую секунду и наслаждаться ею.
Но, в тот день все обошлось.
«Значит, будет новое покушение, - размышлял Александр,- надо быть готовым, а там как Бог велит».
Дни Всемирной выставки 1867 года были насыщенными. Помимо событий, проходивших на Марсовом поле, организовывались мероприятия для заполонивших Париж высокопоставленных лиц и правителей иностранных государств. Александр II был почетным гостем на каждом из них.
На 6 июня намечен военный смотр с Наполеоном III, на следующий день званый обед, который устраивает Король Пруссии Вильгельм I для Императора Александра, 10 июня праздник в честь иностранных правителей.
Александр не думал, что террористы предпримут попытку убить его здесь, во Франции, но природная мнительность заставила отдать ряд распоряжений относительно предстоящих мероприятий.
Одно из таких распоряжений касалось обеда в Le Café Anglais.
Вильгельм любил это место и обещал, что обед будет настолько незабываем, что войдет в историю! Как стало известно позже, шеф-повар ресторана Адольф Дуглере, получил от кайзера неподписанный чек, и повар ни в чем себя не ограничивал.
Однако Александр не хотел, чтобы этот обед вошел в историю, как обед с трагическим концом, потому попросил позаботиться об особых напитках для этого особого обеда. Что и сделал Бурдель, соммелье ресторана. По случаю обеда винный дом Roederer, поставлявший шампанское в погреба ресторана, заказал у фламандских стеклодувов абсолютно прозрачную бутылку из свинцового стекла.
Большой ценитель шампанского, Александр II впоследствии восхищался: казалось, будто само золото растворено в ней. Прозрачность бутылки позволяла лучам света проникать внутрь и искриться, играя дорогим изысканным напитком. К тому же это не давало возможности поместить в бутылку взрывчатку. На этом обеде она была бы некстати.
6 июня выдался жарким днем. Александр сидел в карете рядом с Наполеоном и слушал его комментарии относительно военного смотра, который они только что посетили. Напротив сидели его сыновья: Владимир и Александр. День подходил к концу. Экипаж ехал по прекрасному Булонскому лесу.
«Эта Всемирная выставка как нельзя кстати,- думал Александр,- возможно, теперь, между Россией и Францией начнутся новые отношения».
Царь смотрел на Наполеона увлеченного своим рассказом и одобрительно покачивал головой. На мгновение его взгляд скользнул по толпе людей стоявшей вдоль дороги. Это было всего мгновение, но он снова отчетливо увидел тот же острый безумный взгляд, как тогда у Летнего сада. В его голове промелькнула мысль, что сейчас будет выстрел. И выстрел был. Перед глазами вновь пронеслась целая жизнь и вновь, внутри возникло это невероятное желание жить и дышать.
Бог сохранил царя. Находившийся рядом офицер резким движением ударил по пистолету. Послышалось истошное ржание лошадей, крик толпы. Преступник схвачен, попытка была неудачной.
Русский Император сосредоточено посмотрел в глаза стрелявшего. Здесь не нужны были слова. Каждый из них делал то, что должен был делать.
Одни стреляли, другие царствовали.
Следующий день, 7 июня 1867 года, как бы давая передышку Российскому Императору, прошел действительно наилучшим образом. Встреча трех императоров в ресторане Le Café Anglais состоялась и вошла в историю как «Ужин трех императоров».
На нем присутствовали Александр II, его сын цесаревич (будущий император Александр III), Oтто фон Бисмарк, и Король Пруссии Вильгельм I, который и был инициатором этого ужина в честь своего племянника Российского Императора Александра.
Меню состояло из 16 блюд и включало в себя:
«soufflé a la reine (суфле из курицы с трюфелями), filets de soles à la Venitienne (соус, сделанный из белого вина, масла, кервеля и эстрагона), pâte chaud de cailles (паштет из перепелки), homards à la Parisienne (сваренный в кипятке омар, глазированный, начиненный и поданный опять же с трюфелями), canetons à la rouennaise (утка с кровью), asperges en branche (спаржа), ortolans sur canapé (жареная птица певунья на тосте)».
Ну и, конечно же, сопровождали эти невероятные блюда лучшие вина из погреба ресторана.
В финале вечера, в прозрачной хрустальной бутылке, искрясь и играя в лучах света, переливаясь золотом, впервые было подано шампанское, которое в меню значилось как Roederer frappé.
Это был сухой напиток с нотками меда, апельсиновой цедры, малины, белой вишни, яблока, хлебных тостов, лесных орехов и белого шоколада.
За оригинальную бутылку оно получило название Cristal Champagne.
Ужин продолжался 8 часов с перерывами на выкуривание сигар.
Царь был в неописуемом восторге. Ему хотелось наслаждаться каждым мгновением этого вечера, каждым пузырьком в искрящейся бутылке шампанского. Многое «важное» казалось в тот момент не важным и безразлично лёгким. Будто он заново родился.
Ужин удался. Лишь уходя, Александр опечалился тем, что на столе не было знаменитой фуа-гра. На это ему ответили, что нынче не сезон. Фуа-гра едят осенью. Царь остался доволен ответом и решил подождать до осени, а там как Бог даст…
В октябре Александр II получил в подарок это желанное блюдо.
В ту же осень по его приказу хранитель погреба Императорского двора отправился в свое первое, ставшее после ежегодным, путешествие в Реймс. Главной целью поездки было, совместно с лучшими купажистами, создание нового игристого напитка, который бы отвечал вкусам самого императора. Полученное в результате персональное привилегированное царское кюве поставлялось в сосудах из хрусталя с кристальной искристостью и изображением двуглавого орла.
Так, благодаря русскому Императору шампанское Cristal стало самым утонченным и дорогим в мире. Сейчас его цена может доходить до 2 млн. руб. Наличие этого шампанского на мероприятии подчеркивает важность и особенность момента.
Так, к примеру, шампанское дома Louis Roederer по цене 500$ за бутылку подавали на свадьбе Мелании и Дональда Трампа, а Тарантино назвал его лучшим шампанским в мире.
Что же касается самого «Ужина трех императоров», то блюда, приготовленные в тот вечер, были настолько уникальными, что некоторые из них, в современном мире, уже не повторить, по причине отсутствия необходимых ингредиентов.
Однако австралийский шеф-повар Шеннон Беннетт попытался это сделать. На подготовку к ужину у него ушло почти полгода. Стоимость на человека составила 7500 $.
А вот в 1867 году Вильгельм I заплатил (в переводе на цены 2020 г.) €9000 за человека.
Остается только восхититься умению наших великих людей входить в историю!
Используемые материалы:
1. http://www.mikbab.com/wordpress/?p=679;
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II;
3. https://ru.qaz.wiki/wiki/Three_Emperors_Dinner;
5. http://menus.free.fr/index_fichiers/Page2511.htm.
6.https://luxgradus.ru/lui-roderer.html.