Друзья, вновь хочу поделиться с вами радостью атрибуции фарфоровой скульптуры «Одалиска». На днях я прочёл в книге «Белое золото Красной эпохи» – подаренной мне её автором Владимиром Левшенковым, о том, что историограф Императорского фарфорового завода Елена Данько в очерке указывает: «… в 1847 году директор завода Валериан Галямин привёз из Парижа свыше 300 шт. моделей модных фигурок… Среди них были грациозные статуэтки известного французского скульптора Жан Жака Прадье». Они в большинстве вошли в ассортимент ИФЗ. И даже в первые годы Советской власти их сознательно тиражировали на экспорт.
Так вот: сегодня я нашёл французский прототип «Одалиски». Взгляните!
Левшенков В.В. Белое золото Красной эпохи. Фарфоровая скульптура конца 1910-х – начала 1940-х годов Петрограда-Ленинграда. – СПб.: Книжный Мир, 2020. – 512 с., цв. ил.
На аукционе Sotheby's в торгах участвовал бронзовый вариант скульптуры с указанием имени автора на пьедестале.
Джеймс Прадье (James Pradier, урожденный Жан-Жак Прадье (23 мая 1790 – 4 июня 1852) – французский скульптор женевского происхождения, наиболее известный своими работами в неоклассическом стиле.
Аукционное описание сообщает и об источнике информации и основании атрибуции: Claude Lapaire, James Pradier et la sculpture de la génération romantique, Milan, 2010, p. 317, n°191.
Ранее было известно, что в советское время Государственный фарфоровый завод в Петрограде начал тиражировать скульптуру «Одалиска» по представленному в собрании заводского музея образцу Завода Андрея Миклашевского. К примеру, на это указывала авторитетный исследователь, искусствовед и хранитель собрания фарфора Русского музея, специалист по русскому фарфору XVIII–XX веков Ирина Попова:
Скульптура «Одалиска» выполнена в Ленинграде, на Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова по возобновленной модели завода А.М. Миклашевского. Также данную скульптуру выпускали в середине 1920-х и на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрики «Коминтерн», входившей в объединение «Новгубфарфор». Модель была скопирована с имевшейся в заводском музее скульптуры, исполненной на заводе А.М. Миклашевского в середине XIX века.
Во второй половине 1920-х гг. на Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова было начато воспроизведение фарфоровой пластики XIX века. Это объяснялось недостатком современных моделей при возраставшем потребительском спросе и налаживании экспорта. Модель «Одалиска» была вылеплена по старому образцу одним из заводских скульпторов-модельщиков (в данном случае И. Кузнецовым) и запущена в производство во второй половине 1920-х гг. Выпуск скульптуры продолжался на протяжении конца 1920-х – начала 1930-х годов с разнообразными вариантами росписи.
Столица и Усадьба, 1915. – № С. 36–37. – 28–29.
Скульптура «Лежащая одалиска», изготовленная на заводе Андрея Миклашевского в возможный период с 1839 по 1851 год, публиковалась в журнале «Столица и Усадьба» в июле 1915 года в обзоре собрания Музей училища Барона Штиглица.
Собрание русского фарфора в Музее Барона Штиглица // Столица и Усадьба, 1915. – № 36–37. – С. 28–29.
Владимир Левшенков указывает: Пресс-папье «Спящая одалиска» выпускалась сначала на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике «Коминтерн», входившей в объединение «Новгубфарфор» (1924–1926), а затем на Государственном фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова в Ленинграде (с 1929 года). В завершение двумя группами привожу новгородских и ленинградских одалисок.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив