Найти тему

Нужно принять меры по повышению безопасности оперативного транспорта МЧС и добровольных пожарных!

09 ноября 2020 года в Челябинской области в поселке Магнитка произошло опрокидывание пожарной машины, следовавшей на пожар. Водитель пожарной машины от полученных травм скончался на месте проиcшествия.

22 апреля 2018 года, Риддер, ВКО
22 апреля 2018 года, Риддер, ВКО

22 апреля 2018 года в городе Риддер Восточно-Казахстанской области Казахстана произошло опрокидывание пожарной машины, следовавшей на пожар травы. Из семерых пожарных пятеро госпитализированы в больницу Риддера.

В тот же день от полученных травм в больнице скончался 46-летний командир отделения СПЧ-4, прапорщик гражданской защиты Владимир Синельников. У него остались трое детей.

Этих и других трагедий можно было бы избежать, если бы государством заранее были приняты меры по увеличению безопасности оперативных транспортных средств.

Несмотря на то, что на фото показаны уже не новые пожарные автомобили, свежая техника тоже попадает в ДТП, которые так же далеко не всегда заканчиваются без последствий.

Вообще любой оперативный транспорт по своей прямой функции должен максимально быстро прибывать на вызов, и участвуя в дорожном движении даже используя звуковой сигнал и проблесковые маячки все равно не возможно полностью избежать вероятности дорожно-транспортного происшествия. Тем более двигаясь с повышенной скоростю, периодически используя полосы встречного движения и пересекая перекрёстки на красный свет, особенно в тёмное время суток или при плохих дорожных условиях. Но эту вероятность вполне можно уменьшить, а так же избежать тяжёлых последствий от аварии либо их минимизировать.

Для этого необходимо:

1. - Ввести обязательное прохождение технического осмотра повышенной строгости для оперативных транспортных средств один раз в каждые три месяца.

Не реже, чем раз в месяц на специальном стенде проводить диагностику тормозной системы.

Для тех, кто захочет что-то возразить, напоминаем, что оперативные транспортные средства не просто могут, а должны пересекать перекрёстки и пешеходные переходы в том числе на красный свет, а так же имеют приоритет при выезде на главную дорогу или при ее пересечении и могут выезжать на встречную полосу движения.

Так же они могут двигаться со скоростью большей, чем разрешается всем остальным участникам движения на данном отрезке дороги.

Поэтому техническое состояние абсолютно всех оперативных транспортных средств, находящихся на дежурстве должно быть близким к идеальному.

Даже если пожарное депо или пост имеют в штате своего профессионального автомеханика, то дополнительный профессиональный контроль со стороны периодически меняющимися работниками СТО не помешает. Так будет намного больше шансов заметить или предупредить неисправность и избежать ДТП.

Как говориться - одна пара глаз хорошо, а две или три лучше.

2. - В горной или холмистой местности, особенно на зимний период, заменить все старые автомобили, не оснащённые антипробусковочной системой и перенаправить их на равнинные территории, в том числе в сельские районы или лесные хозяйства. Либо ограничить их радиус действия территорией без больших уклонов и горных серпантинов.

3. - Абсолютно все пожарные автомобили и любой другой оперативный транспорт, как Государственной Пожарной Службы, так и добровольных пожарных организаций, в кратчайшие сроки должны быть оснащены ремнями безопасности вне зависимости от года выпуска. А так же обязать сотрудников обязательно их использовать.

Ремни безопасности могут быть взяты как от таких же или более новых моделей, от схожих моделей или моделей того же производителя, что и само транспортное средство, просто от других автомобилей, либо созданы заново.

Как правило, ремни безопасности и элементы их конструкции имеют ресурс и срок службы в разы превосходящий ресурс самого транспортного средства, поэтому использование бывших в употреблении, но исправных ремней безопасности и элементов конструкции не является вредным или недостаточным

Думаю, о предназначении и пользе автомобильных ремней безопасности объяснения не требуются.

4. - Все сидения оперативных грузовых транспортные средств должны быть оснащены подголовниками либо иметь поддержку для головы.

Оригинальный салон автомобиля ЗИЛ 130
Оригинальный салон автомобиля ЗИЛ 130

Сидение водителя должно быть обязательно оснащено боковой поддержкой, а так же по возможности и системой амортизации.

На комфорте и здоровье водителя точно нельзя экономить. Чем удобнее его сидение, тем меньше напряжение и усталость у водителя, и тем легче ему управлять транспортным средством и контролировать дорогу.

салон автомобиля ЗИЛ 130  после любительской доработки
салон автомобиля ЗИЛ 130 после любительской доработки

5. - Кабина грузовых автомобилей для личного состава должна иметь усиленную конструкцию, особенно её передние стойки, либо элементы, усиливающие её, например, внутренние распорки, или дополнительные стойки, либо крепкие элементы снаружи кабины, предотвращающие внешние воздействия на неё, по примеру гоночных автомобилей или автомобилей, участвующих в авто-триале, только более аккуратные и не перекрывающие обзор водителю.

Это предотвратит деформацию и особенно сплющивание кабины при столкновении или опрокидывании.

раллийный ЗИЛ, оснащённый дугой на случай опрокидывания
раллийный ЗИЛ, оснащённый дугой на случай опрокидывания

Особенно важно усилить кабины старых пожарных автомобилей, которые уже не отвечают современным стандартам безопасности, не оснащены подушками безопасности, АБС и электронными системами стабилизации.

раллийный ГАЗ-53 с защитой передних стоек кабины и дугой на случай опрокидывания
раллийный ГАЗ-53 с защитой передних стоек кабины и дугой на случай опрокидывания

А вот такие кабины для пожарных автомобилей делает американский филиал всем известной компании Rosenbauer. И вот так тестирует их образцы.

 Rosenbauer custom cabs have been tested for 120,000 lbs of pressure on the pillars.
Rosenbauer custom cabs have been tested for 120,000 lbs of pressure on the pillars.

6. - Обязательное использование современных автомобильных покрышек и с рисунком протектора, актуальных для данной местности оперативными транспортными средствами.

Оснащение пожарной техники, которая спешит на вызов неправильными покрышками или использование давно устаревших моделей покрышек в городах, на автомобильных трассах или в гололёд периодически приводит к серьезным авариям. Такие покрышки имеют больший тормозной путь и меньшее сцепление с дорогой, чем их современные аналоги. Поэтому их использование оперативными транспортными средствами является неприемлемым и опасным как для пожарных, так и для окружающих.

Эта покрышка не идеальна ни для асфальта, ни для гололёда. Тем более она изношена
Эта покрышка не идеальна ни для асфальта, ни для гололёда. Тем более она изношена

Так же не нужно использовать внедорожные покрышки в городах и на автомобильных трассах с асфальтным покрытием. Такие покрышки предназначены для разбитых грунтовых дорог или мест, где дорог нет вообще и имеют куда худшее сцепление с ровным и твердым асфальтным или бетонным покрытием и брусчаткой, а так же больший тормозной путь. А значит худшую управляемость, меньшую скорость при поворотах и маневрировании в потоке транспортных средств, что приводит к более позднему прибытию на вызов, не говоря уже о повышенном расходе топлива.

2 НОЯБРЯ 2018 года. Гололёд. Башкирия. В этот раз повезло, машина опрокинулась на мягкий грунт, погибших и пострадавших в инциденте нет
2 НОЯБРЯ 2018 года. Гололёд. Башкирия. В этот раз повезло, машина опрокинулась на мягкий грунт, погибших и пострадавших в инциденте нет

Автомобили, оснащённые такими покрышками нужно использовать только в случае крайней необходимости, либо как машины второго или третьего хода, либо для тушения травы и лесных пожаров, где для их тушения необходимо съезжать с дорог общего пользования.

7. - Обязательное использование оперативным транспортом автомобильных покрышек соответствующей сезонности.

Не нужно экономить на смене покрышек на зимние. Оснащённые мягкими ламелями, либо так называемыми кубиками, такие покрышки имеют в разы лучшее сцепление со льдом и снегом, а так же оснащены специальным рисунком протектора, лучше отводящим потоки грязи, воды и мокрого снега. А так же имеют другой состав резины, специально созданный для низких температур.

Nokian Hakkapeliitta Truck E2.
Nokian Hakkapeliitta Truck E2.

А значит, и меньший тормозной путь.

грузовые шины для более мягкой зимы
грузовые шины для более мягкой зимы

Конечно, в идеале был бы иметь три комплекта колёс для оперативных транспортных средств, да и не только для них, а вообще для всех - один летний - для поздней весны, лета и ранней осени, один зимний для снега и гололёда и один для околонулевых температур, так называемой мягкой зимы, когда снег сменяется с дождём, и пюсовая температура с минусовой. И менять их каждый раз по мере необходимости, в том числе опираясь на прогноз погоды. Но это уже мечты...

8. - Использование безопасных передних бамперов, оснащённых амортизаторами и пружинами, а так же толстой резиновой накладкой, поглощающей энергию удара и меньше царапающей другие транспортные средства.

Так же такой бампер может с минимальным уроном использоваться для сталкивания других транспортных средств с пути пожарной машины или находящихся над пожарными гидрантами или даже для длительного перемещения или заводки с толкача других автомобилей.

прототип безопасного бампера легкового автомобиля Volvo на амортизаторах, 1972 год
прототип безопасного бампера легкового автомобиля Volvo на амортизаторах, 1972 год

Вместо послесловия:

Конечно, эти изменения не возможно произвести сразу и тем более по всей стране. Но можно хотябы не препятствовать инициативе в их осуществлении на местах.

-