Найти тему
Романтика окраин

Прогулка по ветке Московского электродного завода

Всем привет! Сегодня хочу вас порадовать небольшим рассказом о прошлогодней осенней железнодорожной прогулку в районе метро Шоссе Энтузиастов.

В ту прохладную субботу в конце октября 2019-го я спонтанно решил рвануть и посмотреть подъездной путь Московского электродного завода ООО «ГрафитЭл», потому что летом, когда мы гуляли в тех краях, у нас со Стасом возникло непонимание существует ли он вообще после строительства развязки Северо-Восточной хорды и реконструкции Малого кольца МЖД под пассажирское движение на МЦК. Исходя из спутниковых снимков, я всё же пришёл к выводу, что он есть, только после всех реконструкций его положили иначе, чем было в прошлые времена, и решил взглянуть как всё обстоит на местности, тем более, что он довольно короткий и особых сил тратить не потребуется.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

1. Начал я свой поход от трамвайной остановки у развязки Северо-Восточной хорды с шоссе Энтузиастов. Территория Московского электродного завода находится прямо здесь, справа, где торчит дымовая труба.
1. Начал я свой поход от трамвайной остановки у развязки Северо-Восточной хорды с шоссе Энтузиастов. Территория Московского электродного завода находится прямо здесь, справа, где торчит дымовая труба.
2. Для начала хочу пояснить почему возник спор об этом подъездном пути. Взглянем на старую карту 1968-го года. На ней хорошо видно, что подъездной путь «ГрафитЭла» отходит от северной горловины станции Лефортово и идёт на юго-восток, туда, где сейчас пролегает Северо-Восточная хорда. Этот момент нас и смутил.
2. Для начала хочу пояснить почему возник спор об этом подъездном пути. Взглянем на старую карту 1968-го года. На ней хорошо видно, что подъездной путь «ГрафитЭла» отходит от северной горловины станции Лефортово и идёт на юго-восток, туда, где сейчас пролегает Северо-Восточная хорда. Этот момент нас и смутил.
3. К своему удивлению, на современной карте Викимапии сегодня я обнаружил, что подъездной путь на ней указан, хотя ранее его там не было. Хорошо видно, что он был полностью переложен и теперь берёт своё начало с противоположной стороны, в южной горловине станции Лефортово.
3. К своему удивлению, на современной карте Викимапии сегодня я обнаружил, что подъездной путь на ней указан, хотя ранее его там не было. Хорошо видно, что он был полностью переложен и теперь берёт своё начало с противоположной стороны, в южной горловине станции Лефортово.
4. Взобравшись под эстакаду СВХ, я кинул взгляд назад и пошёл смотреть.
4. Взобравшись под эстакаду СВХ, я кинул взгляд назад и пошёл смотреть.
5. И убедился, что подъездной путь действительно теперь проложен здесь.
5. И убедился, что подъездной путь действительно теперь проложен здесь.
6. Несмотря, на отсутствие наката, мы можем убедиться, что восстановлен он вполне серьёзно, на новых железобетонных шпалах. Вид в сторону Окружной ж/д.
6. Несмотря, на отсутствие наката, мы можем убедиться, что восстановлен он вполне серьёзно, на новых железобетонных шпалах. Вид в сторону Окружной ж/д.
7. А теперь пройдёмся в сторону входа пути на территорию предприятия вдоль СВХ. По традиции протицирую историческую справку о предприятии с его официального сайта (http://www.graphitel.ru/about/history/):

"ГрафитЭл - Московский электродный завод" - первенец отечественной электродной промышленности. Развитие завода связано с развитием оборонного комплекса страны, что обусловило тесное сотрудничество с учеными института НИИГРАФИТ.

"ГрафитЭл - Московский электродный завод", первое и старейшее предприятие, построенное в 1933 г. для выпуска графитовых изделий. В 1950-х годах в состав завода вошло производство металлических электродов для ручной дуговой сварки. Графитированные электроды для электрических сталеплавильных печей, аноды и подовые блоки для алюминиевых электролизеров, графитовая кладка и стержни для атомных реакторов впервые были изготовлены на Московском электродном заводе."
7. А теперь пройдёмся в сторону входа пути на территорию предприятия вдоль СВХ. По традиции протицирую историческую справку о предприятии с его официального сайта (http://www.graphitel.ru/about/history/): "ГрафитЭл - Московский электродный завод" - первенец отечественной электродной промышленности. Развитие завода связано с развитием оборонного комплекса страны, что обусловило тесное сотрудничество с учеными института НИИГРАФИТ. "ГрафитЭл - Московский электродный завод", первое и старейшее предприятие, построенное в 1933 г. для выпуска графитовых изделий. В 1950-х годах в состав завода вошло производство металлических электродов для ручной дуговой сварки. Графитированные электроды для электрических сталеплавильных печей, аноды и подовые блоки для алюминиевых электролизеров, графитовая кладка и стержни для атомных реакторов впервые были изготовлены на Московском электродном заводе."
8. В настоящее время завод выпускает: крупно-, средне- и мелкозернистый графит, а также композиционный и с добавками. Из выпускаемых полуфабрикатов изготавливаются изделия, применяемые в: черной и цветной металлургии, химии, машиностроения, полупроводниковой техники, техники атомных реакторов, аналитической техники, электротехники, радиотехники, стекольной и кварцевой промышленности, производства синтетических алмазов, авиации и др.

"ГрафитЭл - Московский электродный завод" изготавливает и поставляет сварочные электроды для монтажа и ремонта оборудования на предприятиях энергетики, нефтегазоперерабатывающего комплекса, химической и пищевой промышленности, металлургии, машиностроения и транспорта. Имеющийся технический и научный потенциал, тщательно отработанные технологии и системы контроля качества продукции позволяют заводу поддерживать высокое качество выпускаемой продукции при низких отпускных ценах".
8. В настоящее время завод выпускает: крупно-, средне- и мелкозернистый графит, а также композиционный и с добавками. Из выпускаемых полуфабрикатов изготавливаются изделия, применяемые в: черной и цветной металлургии, химии, машиностроения, полупроводниковой техники, техники атомных реакторов, аналитической техники, электротехники, радиотехники, стекольной и кварцевой промышленности, производства синтетических алмазов, авиации и др. "ГрафитЭл - Московский электродный завод" изготавливает и поставляет сварочные электроды для монтажа и ремонта оборудования на предприятиях энергетики, нефтегазоперерабатывающего комплекса, химической и пищевой промышленности, металлургии, машиностроения и транспорта. Имеющийся технический и научный потенциал, тщательно отработанные технологии и системы контроля качества продукции позволяют заводу поддерживать высокое качество выпускаемой продукции при низких отпускных ценах".
9. Взгляд назад. Как мы видим, путь в отличном техническом состоянии, но, похоже, не используется заводом, который вполне себе действует.
9. Взгляд назад. Как мы видим, путь в отличном техническом состоянии, но, похоже, не используется заводом, который вполне себе действует.
10. Хотя, как это водится в последние годы в Москве, завод будет подвергнут реконструкции. Об этом в августе 2019-го со ссылкой на портал мэра сообщала М24 (https://www.m24.ru/news/gorod/08082019/85682):

"Проект реконструкции предприятия был рассмотрен на заседании градостроительно-земельной комиссии под руководством Сергея Собянина. Отмечается, что специалистам предстоит снести старые сооружения площадью почти 12 тысяч квадратных метров и обновить производственные помещения. Общая площадь проекта составит 150 тысяч квадратных метров. На территории завода появятся технопарк, офисы, торговые площадки и другие помещения. На базе Московского электродного завода создадут производственно-научный комплекс".
10. Хотя, как это водится в последние годы в Москве, завод будет подвергнут реконструкции. Об этом в августе 2019-го со ссылкой на портал мэра сообщала М24 (https://www.m24.ru/news/gorod/08082019/85682): "Проект реконструкции предприятия был рассмотрен на заседании градостроительно-земельной комиссии под руководством Сергея Собянина. Отмечается, что специалистам предстоит снести старые сооружения площадью почти 12 тысяч квадратных метров и обновить производственные помещения. Общая площадь проекта составит 150 тысяч квадратных метров. На территории завода появятся технопарк, офисы, торговые площадки и другие помещения. На базе Московского электродного завода создадут производственно-научный комплекс".
11. Неясно зачем тогда вообще укладывали да ещё такой качественный новый путь, если завод будет перепрофилирован. Хотя, такие случаи уже бывали неоднократно. Впрочем, здесь несколько иной случай. Путь полностью переложен с другой стороны, а не просто прошёл плановый ремонт. Остаётся надеяться, что часть производства на заводе будет сохранена и путь ещё послужит на пользу московской промышленности.
11. Неясно зачем тогда вообще укладывали да ещё такой качественный новый путь, если завод будет перепрофилирован. Хотя, такие случаи уже бывали неоднократно. Впрочем, здесь несколько иной случай. Путь полностью переложен с другой стороны, а не просто прошёл плановый ремонт. Остаётся надеяться, что часть производства на заводе будет сохранена и путь ещё послужит на пользу московской промышленности.
12. Но пока он упирается вот в такие листовые "ворота" с колючей проволокой, точнее заходит под них, но там даже нет щели, чтобы просунуть камеру и заглянуть, что внутри.
12. Но пока он упирается вот в такие листовые "ворота" с колючей проволокой, точнее заходит под них, но там даже нет щели, чтобы просунуть камеру и заглянуть, что внутри.
13. Поэтому разворачиваемся и идём в сторону Малого кольца.
13. Поэтому разворачиваемся и идём в сторону Малого кольца.
14.
14.
15.
15.
16. По образовавшейся грунтовке видно, что путь не использовался достаточно давно.
16. По образовавшейся грунтовке видно, что путь не использовался достаточно давно.
17. Впереди станция Лефотово и пассажирская платформа Шоссе Энтузиастов МЦК.
17. Впереди станция Лефотово и пассажирская платформа Шоссе Энтузиастов МЦК.
18.
18.
19. Светофор работает.
19. Светофор работает.
20. Левый путь - наш подъездной, средний - тупиковый, а правый - начало соединительной ветви № 10 IIк Лефортово — Кусково (Горьковское направление МЖД).
20. Левый путь - наш подъездной, средний - тупиковый, а правый - начало соединительной ветви № 10 IIк Лефортово — Кусково (Горьковское направление МЖД).
21. Станция Лефортово.
21. Станция Лефортово.
22. Вот такая получилась небольшая прогулка. Бонусом - трамвай среди опор развязки СВХ.
22. Вот такая получилась небольшая прогулка. Бонусом - трамвай среди опор развязки СВХ.

Надеюсь, что было интересно, спасибо за внимание!
Ну, и разумеется, до скорых новых встреч на ж/д и не только. Будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!