Машины бывают миниатюрными, маленькими, обычными, большими и очень большими. А иногда встречаются и настоящие великаны – монстры среди машин. Правда, встретить их непросто. Не всякая дорога для них годится. Как правило, это карьерные самосвалы.
МАЗ 530
Этот карьерный самосвал выпускался заводом МАЗ с 1957 по 1960 г., а заводом БАЗ – с 1960 по 1963 год. Колесная формула 6х4 и грузоподъемность в 40 т производили впечатление по тем временам.
Однако у этой машины был слишком большой радиус разворота. Да и собиралась она вручную. Всего было выпущено около тридцати таких самосвалов.
МАЗ 525
Этот самосвал является старшим братом МАЗ 530, а по сути – его предшественником и чуть более мелким родственником, хотя тоже был гигантом по сравнению с обычными грузовиками.
Разрабатываться он начинал на Ярославском заводе еще в 1947 году, однако затем перебрался на МАЗ, где и получил окончательное имя.
Пошел в серию с 1951 и выпускался до 1958, пока не был переведен на БАЗ. Всего до 1965 было выпущено более 6 тыс. машин. Грузоподъемность составляла 25 т.
БелАЗ 549
Этот автомобиль своим появлением открыл семейство отечественных сверхтяжелых карьерных самосвалов. Он был длиной больше 10 м, шириной – больше 5 м, высотой почти достигал 5 м.
Сам весил 142 т, зато и перевозить мог до 75 т.
Именно на этой машине впервые была применена электромеханическая трансмиссия. Выпускался он серийно с 1976 по 1988.
БелАЗ 7521
С 1970 по 2003 на БалАЗе серийно выпускался сверхтяжелый большегрузный карьерный самосвал, рядом с которым 549-ый БелАЗ уже не казался гигантом. Новый автомобиль был выше, шире и длиннее его примерно на треть.
Грузоподъемность новой машины составила 180 т. Правда, и собственный вес достигал 350 т.
Следует отметить, что разработке этой машины помогло изучение американского карьерного самосвала Lectra Haul M200. Для его добычи пришлось проявить изрядную сноровку.
БелАЗ 7550
В 1990 году БелАЗ представил модель БелАЗ 7550. А ее модификация – БелАЗ 75501 – стала самым большим советским карьерным самосвалом с грузоподъемностью в 280 т.
Длина этого автомобиля превышала 15 м, ширина равнялась 8 м, высота немного не дотягивала до 7. Собственная масса чудовища составляла 480 т. Передвигался он со скоростью 40 км в час.
На этом история советских карьерных самосвалов заканчивается, хотя многие из них еще продолжают свою работу, но не заканчивается история БелАЗа. Не могу не отметить, что в 2013 году этот завод представил самый большой самосвал в мире – «БЕЛАЗ-75710».
Грузоподъемность машины составила 450 т. Собственный вес — 810 т, возможная скорость — 64 км в час. Длина чудовища больше 20 м. Ширина – почти 10. Высота больше 8. Это трехэтажный дом на колесах! Машина выпускается по настоящее время.
Я надеюсь, что эти заметки кого-то заинтересовали. Лайки и подписки будут кстати.