Найти в Дзене
Виталик в огне 🔥

Как Ирина Шихман ненароком наделила психологов божественными способностями

Оглавление

В этой статье я хочу поговорить об одном распространенном заблуждении, которое озвучила автор канала "А поговорить?" Ирина Шихман в ходе беседы с известным психологом Михаилом Лабковским.

Предлагаю оставить в комментариях свое мнение об этих людях, а сейчас личное к ним отношение нам не понадобится.

Иллюстрация жаркой беседы Ирины Шихман и Михаила Лабковского (2020)
Иллюстрация жаркой беседы Ирины Шихман и Михаила Лабковского (2020)

Что случилось?

На интервью к Ирине Шихман пришел известный медиа-психолог Михаил Лабковский. Как мне показалось, основная тема беседы – "А вы случаем не шарлатан?". Весь диалог смотрите по этой ссылке, а сейчас я обращу ваше внимание на его финальную часть, где Ирина рассказала одну историю.

В Лабковского влюбилась клиентка (пациентка, как он сам их называет) и буквально бегала за ним по улице до тех пор, пока он ее матом не послал куда подальше. Судя по всему, Ирину эта реакция возмутила. Она поделилась своим предположением того, как психолог должен работать с влюбленностью клиентов:

-2

Большинство людей плохо представляют себе, как работают психологи, поэтому в оценке их деятельности руководствуются собственными суждениями. На чем эти суждения основываются, я не знаю, но мне еще не встречалось, чтобы этой основой была, например, профессиональная литература. Давайте обсудим, в чем проблема идеи, что психолог должен предвидеть влюблённость клиента. Я так понимаю, предвидеть и предотвратить.

Для начала вопрос:

Влюбленность в жизни и кабинете психолога

Лабковский ответил про тот случай и рассказывал, как до этого дошло. Из его ответа мне интересен вот этот момент:

-3

Пока человек чувства свои не откроет, ни вы, ни психолог не будете уверены наверняка, что там у него на душе. А если усложнить, то даже если и откроет, нам остается только верить, что сказанное им – правда. Сто процентную гарантию правдивости чувств люди не выдают.

Влюбленность – это же просто бац и всё, сердце замурчало. Что в жизни, что в кабинете психолога. Я почти уверен, что у каждого из вас есть история, когда кто-то выкатывал вам сюрприз в виде неожиданного признания в любви. Когда человек открыто не проявляет прямолинейного интереса к вашей персоне, то нельзя сделать точный вывод, что он в вас влюбился. А предвидеть, что он влюбится, не по силам и ему самому.

Божественные силы психолога

Когда Ирина говорит, что в задачи психолога, кажется, должно входить предотвращение влюбленности клиента, она буквально наделяет психологов божественными силами:

  • Телепатией – чтение мыслей;
  • Даром предвидения;
  • Способностью управлять волей других людей.

Я, возможно, кого-то разочарую, но ни один психолог в мире не умеет читать мысли и не может знать наверняка, что конкретно думает клиент. Иначе б кто-нибудь уже забрал свой миллион долларов из фонда Джеймса Рэнди.

🔥Как раз задача психолога – вас о мыслях и чувствах спрашивать, чтобы вы их озвучивали и они становились видимыми и ему, и вам. Вы очень удивитесь, когда обнаружите, о чем вы думаете, когда не обращаете на мысли пристальное внимание.

Стоит ли психологу спросить о влюбленности клиента, если он замечает ее признаки?

Думаю, это вопрос к психологу в каждом конкретном случае. Некоторым клиентам будет полезно предоставить возможность самостоятельно открыть свои чувства. Психотерапия – это ведь модель жизни, в ней вы участвуете в живых отношениях с другим человеком, пусть и клиентско-терапевтических.

Влюбленность в психолога будет отыгрываться клиентом в кабинете так же, как это происходит и за его пределами. Если клиент всю жизнь боится открывать свои нежные чувства людям, то признание психологу, который точно не обидит, может стать той точкой, где клиент поймет, что он в силах в таких вещах признаваться, даже если будет отвергнут.

Поэтому я думаю, что пресекать влюбленность психолог не только не должен, а это еще и вредно. Нельзя выключать из психотерапии какую-то категорию чувств. Простая аналогия: должен ли психолог предотвращать грусть клиента? Ну, а чего грустить, мы же за счастье тут боремся!

Надеюсь, сумел аргументировать свою позицию и подсветить проблемки в восприятии работы психолога. Есть вопросы или комментарии?