Имеющиеся в пользовании большинства рыбаков лодки из ПВХ материалов, также требуют к себе внимания в преддверии зимы.
Если, кто помнит, в паспортах на резиновые лодки их настоятельно рекомендовали пересыпать тальком для предотвращения рассыхания, то с современными конструкциями подход несколько иной.
В зависимости от того, в каких температурных условиях и в каком помещении корпус будет храниться, регламенты работы могут несколько отличаться.
Прежде чем перейти к рассмотрению комплекса работ, напомню несколько цифр из сертификатов специальных «лодочных» тканей, из которых изготовлено подавляющее большинства наших лодок.
Так, обычный диапазон рабочих температур эксплуатации лодки из ПВХ находится в пределах от минус 5 до плюс 45ºС. В то же время, лодка может хранится уже от минус 45 до плюс 50ºС.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что ПВХ лодка весьма неприхотлива к условиям, а значит – и к месту хранения. Это может быть и помещение, где поддерживается комнатная температура, и неотапливаемый гараж. Если она находится в тепле, то «кантовать», разбирать – собирать ее можно совершенно безболезненно. А вот если она хранится при температуре окружающей среды, то лучше ее не кантовать и не трогать, до наступления теплых дней. Если она хранится в гараже, то она может быть как в частично накаченном или даже в подвешенном виде. Так и в сдутом и в свернутом. Единственный момент, на длительно хранящуюся лодку не стоит складывать какое-то дополнительное оборудование, особенно, если оно имеет большой вес или ярко выраженные выпуклости и острые углы. Рядом с такой упаковкой не стоит размещать обогревательные приборы, и, особенно, разводить открытый огонь. Упаковку не стоит размещать так, чтобы на нее падали прямые солнечные лучи.
Вне зависимости от того, где будет храниться лодке, по окончании сезона она должна быть тщательно отмыта. Речь идет в равной степени и о пайольных конструкциях и полностью надувных. Причем, задача отмыть не столько от обычной грязи, сколько от биологических остатков (частичек оброненной пищи, рыбьей слизи и чешуи и тд). Дело в том, что при хранении плохо промытой лодки в жилом помещении, может появиться неприятный запах разлагающейся органики. Что явно не доставить удовольствия ни вам, ни , тем более, вашим близким. А если лодка будет лежать в нежилом помещении, например в гараже, куда возможно проникновение грызунов, то этот запах их обязательно привлечет. А после их «визитов» уже по весне, в лодке можно будет обнаружить очень серьезные дефекты. Чтобы тщательно помыть лодку перед консервацией на зимний период используйте обычное хозяйственное мыло или порошок и небольшой кусок тряпки или поролона, этого вполне достаточно. Если же брать моющие средства с ПАВ (поверхностно-активные вещества) - типа Fairy, то ими стоит пользоваться только в тех местах, где есть нормальная канализация. А если при этом в пользовании еще мойка высокого давления, типа Kärcher, то отмыть лодку вообще не составит никакого труда. Мойку «шкуры» лодки можно совместить с внешним осмотром состояния ткани, клеевых швов, состояния усилений и особенно, клеевого шва в области транца.
Второй этап, причем, не менее важный – это последующая обязательная и качественная сушка лодки и элементов пайольного покрытия. Речь, естественно, в первую очередь о выполненных из фанеры.
Мойку и сушку пайола можно совместить с его диагностикой, с осмотром состояния верхнего слоя шпона или ламината (на предмет вздутий и растрескиваний) на элементах пайола. На состояние торцов, если они не защищены алюминиевыми профилями. При выявлении расслоений, сколов и иных повреждений, если еще не закончилась гарантия, то обращаться к продавшей лодку организации. Если срок гарантийных обязательств уже истек, то совсем не сложно эту работу выполнить и самому. Защитить фанеру по торцу можно и яхтенным лаком, можно всевозможными водостойкими пропитками, можно и эпоксидными или полиэфирными смолами, разбавленными до жидкой консистенции.
Если же элементы пайола окантованы алюминиевыми профилями, то проверить крепление этих профилей, при необходимости заменить крепеж. Замену лучше выбирать из «нержавейки»..
С особенной тщательностью необходимо просушить транец лодки, обращая особое внимание на линию прилегания к транцевому профилю или к лентам. Несмотря на то, что изготовлен он из водостойкой фанеры, по периметру еще дополнительно защищенной специальными пропитками, полугодичное хранение в условиях сырости может привести к самым нежелательным последствиям – плесени и вплоть до замены транца весной.
В зависимости от состояния лодки и возможных выявленных дефектов, следует принимать и решение, делать всё самому или обратиться к профессионалам в сервис-центр. Самому, конечно, интереснее и, самое главное, дешевле.
А во многих сервис-центрах, может быть чуть дороже, но зато осенью отвез, а уже непосредственно перед первой рыбалкой, поехал и забрал. Забрал чистую и, если это потребовалось, то и отремонтированную .
Просто повесь мотор и можешь выходить в море.
Автор: Владимир Колгин
Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP
Советуем почитать: