Часто, произнося слово «медиация» вне профессионального круга общения, я наблюдаю в глазах собеседника непонимание. Некоторые переспрашивают: «Какая медитация?» или «Медиатор вообще – это такой пластиковый лепесток для игры на гитаре?»
На самом деле медиация – это специально организованный процесс переговоров между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника, задача которого только помогать сторонам добровольно прийти к договоренностям, которые будут отвечать их интересам.
Звучит тоже не очень понятно. Поэтому начну издалека.
Переговоры с участием посредника человечеству известны издревле. Обычно это были жрецы, шаманы, священники, мудрецы.
Но только с развитием индустриализации и усложнения гражданского права в 20 веке медиация стала приобретать современные формы.
Основоположники современной медиации Роджер Фишер и Уильям Ури изложили гарвардскую концепцию «совместных действий», которая основана на разграничении интересов и позиций.
Обычно в конфликте стороны изначально заявляют о своих непримиримых позициях. Задача медиатора – выявить, какие интересы стоят за позициями, и подвести стороны к заключению соглашения, в котором, несмотря на некие взаимные уступки, именно интересы сторон будут удовлетворены.
Обычно суть разграничения позиций и интересов в медиации хорошо иллюстрирует такая классическая притча.
«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому принадлежат эти апельсины по праву.
- Тому, кто первый их заметил, - сказал один.
- Тому, кто увидел в них образ солнца, - сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью, проходил мимо путник - к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
- Рассуди нас!
- Для чего каждому из вас эти апельсины? - Это все, о чем спросил путник.
- Мне, - сказал один, - нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ею полакомиться на свадьбе дочери.
- Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сына, - промолвил другой.
Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица».
В странах, где подавать иск в суд по любому поводу является частью культуры, правительства быстро поняли, что именно процедура медиации позволяет не только эффективно разгружать судебную систему, но и снижать социальное напряжение в обществе. В частности процедуры медиации в бизнесе и во взаимоотношениях работодателя и профсоюзов у наших заокеанских партнеров, как принято теперь говорить, обычное дело.
В настоящее время во многих странах супруги, имеющие детей и желающие подать на развод, обязаны сначала пройти медиацию, а только потом принимать решение.
В России десять лет назад был принят Федеральный закон № 193-ФЗ о процедуре медиации в сфере гражданских споров, но до сих пор даже для юристов и судей этот способ разрешать конфликты остаётся экзотикой.
Почему так происходит? С моей точки зрения, это связано с традиционно очень высокой полярностью в нашем обществе, «все или ничего», «черное-белое» «враг-друг», «свой –чужой». Более того, эта полярность активно пропагандируется на федеральных каналах ТВ и звучит в посланиях от государства. Такая же полярность прослеживается в комментариях к постам на горячие темы в социальных сетях.
В горячей стадии конфликта стороны уже не видят в своих оппонентах людей, основной мотив это победа над «этими» любой ценой. Для достижения цели любые средства хороши. Шантаж, оскорбления, клевета, обман. И закрутилась карусель из адвокатов, судей, экспертов, журналистов.
И тут стоит вспомнить знаменитую историю про победу царя Пирра.
Когда римляне пошли войной на греческий город Таррент, таррентийцы обратились к знаменитому полководцу Пирру за помощью, одарив его богатыми дарами. Царь был польщен и согласился на войну.
Все соратники в один голос поддержали его, и только мудрый Киней, советник царя, пробовал его отговорить, предчувствуя неудачу.
«Скажи, мой царь, если боги пошлют нам победу над Римом, что станешь ты делать дальше?» — спросил осторожный мудрец. «Какой глупый вопрос! — рассмеялся Пирр. — Если мы разобьем римлян, ни один город Италии не устоит перед нами, и вся богатая эта земля станет нашей!» — «А что ты будешь делать, когда завладеешь Италией?» — продолжал настойчивый Киней. «Да ведь это ребенку понятно! — отвечал царь. — Рядом лежит Сицилия, и захватить ее будет проще простого». — «Разумны твои речи, — согласился Киней. — Значит, поход твой закончится на Сицилии?» — «Нет, что ты! — удивился Пирр. — Ведь от Сицилии рукой подать до Африки, а уж если мы завладеем Карфагеном, ни один враг на свете не посмеет противиться нам». — «Это так, — признался Киней. — Не сомневаюсь, что и Македонию тогда ты вернешь без усилия. Но что дальше, мой царь?» — «Что дальше?» — изумился Пирр. — «Дальше мы сможем пировать в тиши за приятной беседой и более не думать о войне». — «Но ведь мы и сейчас преспокойно пируем — ответил лукаво мудрец. — Зачем же подвергать себя стольким опасностям, чтобы вернуться к тому, с чего начали?»
Кстати в наше время Киней мог бы стать талантливым медиатором. Его беседа с царем весьма профессиональна.
Что же было дальше? Пирр смог победить на поле сражения. Осматривая поле сражения, усеянное телами его солдат, Пирр услышал, как кто-то из уцелевших славит богов за победу.
«Если мы одержим еще одну победу над римлянами, — в сердцах воскликнул Пирр, — то окончательно погибнем!» И увел остатки войска домой.
И так Пиррова победа — победа, доставшаяся ценой, по сути равной поражению.
Такое длинное отступление я позволил себе потому, что в обычной жизни часто так и происходит. Стороны гражданского конфликта изматывают себя материально, физически и психологически. Годами ходят по судам и различным инстанциям. Такие войны могут раскалывать семьи, и близкие родственники перестают общаться друг с другом.
Особенно тяжелые последствия мы наблюдаем в случае конфликтов, связанных с разводами и детьми, дележкой наследства. Об это я еще обязательно буду писать отдельно и подробно на своем канале.
У меня есть личный опыт участия в судебных заседаниях. Поверьте, реальный суд не похож на то, что показывают в судебных шоу по ТВ или в кино. Это невероятно тяжело морально, физически и конкретно бьет по здоровью. Одно только многочасовое ожидание совместно с оппонентами в узком и душном коридоре начала судебного заседания очень сложно переносимо.
В наших реалиях решение конфликта в суде может занимать не один год, а затраты на юристов огромных денег.
В одном из публичных выступлений известный юрист Кристоф Хаптала сказал:
«Люди отдали ответственность за свои конфликты специалистам – адвокатам. Адвокат обязан защищать позицию своего клиента, он не может привести стороны к соглашению, так как не рассматривает интересы другой стороны. Соглашение же, в некоторых случаях, является наиболее эффективным решением спора. Нужно вновь отдать власть над конфликтом непосредственным его участникам».
Увы, в настоящее время рассказывать о медиации своим доверителям не очень выгодно по коммерческим соображениям. Поэтому многие юристы делают вид, что впервые об этом слышат.
Теперь давайте более подробно рассмотрим саму процедуру медиации.
Медиация стоит на этих основополагающих принципах:
· Конфиденциальность;
· Равноправие сторон;
· Сотрудничество;
· Нейтральность медиатора;
· Независимость медиатора. (Медиатор не может быть свидетелем в суде).
Медиатор, работающий на профессиональной основе, должен иметь соответствующее свидетельство о дополнительном образовании, подтверждающее его полномочия.
Сначала медиатор встречается со сторонами конфликта по отдельности, вникает в суть конфликта, оценивает степень договороспособности и готовит каждую из сторон к этой строго регламентированной процедуре.
Если стороны смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, то его можно заверить у нотариуса, и по закону такое соглашение эквивалентно решению суда и обязательно к исполнению.
То есть это не просто бумажка, а реальный юридический документ, имеющий силу исполнительного листа.
Так же можно просить о назначении процедуры медиации, уже находясь в судебном процессе, и заключить мировое соглашение.
Процедура медиации обычно длится не более 6 месяцев и стоит на порядки меньше расходов на юристов и суды. Услуги медиатора обычно не превышают 6000 рублей за 2 часа работы, причем расходы делят между собой стороны 50/50. Так же обычно определяется посильный для сторон гонорар успеха в случае достижения договоренности и организационный взнос при подписании согласия на медиацию.
Более того, в крупных городах постепенно появляются и бесплатные службы медиации. Правда, в этом случае договороспособность ниже. Все-таки денежный фактор серьезно мотивирует стороны на конструктивное сотрудничество.
И даже если стороны не смогли договориться в процессе медиации, как показывает практика, степень их договороспособности впоследствии повышается, так как снижается эмоциональная напряжённость.
Ведь медиатор всегда немного психолог и первым делом помогает выразить сторонам конфликта свои эмоции.
Надеюсь, что эта статья была полезна и интересна, во всяком случае, теперь вы точно знаете разницу между медиацией и медитацией.
С уважением, Дурнов Олег Васильевич
Психолог, медиатор, консультант по развитию и продвижению психологической практики в интернете. Действительный член Гильдии психотерапии и тренинга.
👉Психологический центр "Семейная Симфония".
Приветствуются любые комментарии, замечания, отклики, делитесь своим опытом!
Благодаря вашим лайкам и комментариям эту статью смогут прочитать больше людей!
🙌Буду рад видеть Вас в подписчиках своего канала.
При копировании данного текста ссылка на источник и автора обязательна.