Сменяются поколения водителей, а вопросы остаются одни и те же. Большинство из них так или иначе касаются методов эксплуатации автомобиля, как совокупности отдельно взятых механизмов. В их числе – вопрос о прогреве двигателя (нужно это делать или нет)?
Кто-то утверждает, что без прогрева мотора в течение нескольких минут летом ни в коем случае нельзя трогаться с места после ночной стоянки, а кто-то, напротив, не обременяет себя 10-15 минутным прогревом даже в суровые российские морозы.
В чем причина? Дело ли здесь в воспитании, понимании принципов работы техники или элементарно в потребительских привычках, которые формируются, в том числе, риторикой автопроизводителей? А, может, во всем виновато общественное мнение?
Мы решили немного разобраться в этой ситуации и рассмотреть разные точки зрения.
Противники прогрева
Опытным водителям становится грустно, когда они слышат от автопроизводителей, что прогрев автомобиля – это «страшный грех». Компании утверждают, что в первые несколько минут работы двигателя на холостых оборотах его выхлоп несет значительно большую опасность, нежели по истечении какого-то времени. Дело в том, что в этот момент в атмосферу выбрасывается продукт распада углеводородного топлива – бензапирен, который негативно влияет на здоровье живых организмов.
В городских условиях эта проблема усиливается плотной жилой застройкой и большим количеством автотранспорта на 1 км2 в сравнении с сельской местностью. В купе эти два фактора вредят экологии, с чем не поспоришь.
Вторят автопроизводителям общественные деятели и организации по сохранению и защите окружающей среды (привет Грете Тунберг), которые стремятся давить на автогигантов, чтобы те не пропагандировали идею о необходимости прогрева двигателей на холостых.
Возникает вполне резонный вопрос: «Какова позиция компаний»? Вполне ожидаемо, что она должна соответствовать мировому тренду на все «эко» и поэтому вряд ли вы услышите что-то от Volkswagen (вспоминаем скандал с двигателями) или какого-то другого производителя о необходимости прогревать мотор. Скорее, наоборот, они все в один голос будут утверждать, что их силовые агрегаты настолько технологичны, что они работают так, как надо, на любых температурах.
Вот, сами скажите, как это?
Их позиция такова, что после нескольких дней стоянки на морозе вы можете завезти свою машину и буквально сразу тронуться с места. Тем самым вы быстрее прогреете двигатель, а значит, и снизите вред от выхлопа в несколько раз.
Не нужно быть инженером с большой буквы, чтобы понять одну простую истину: моторное масло, как и любая другая жидкость, имеет свойство загустевать при низких температурах. Если не знаете, как она выглядит, оставьте немного масла в какой-нибудь емкости в салоне на ночь. Посмотрите, каким оно будет утром после морозной ночи.
Если не дать автомобилю в спокойном режиме разогреть эту жидкость, то трение деталей друг о друга будет в значительной степени более губительным для них, чем в случае с прогревом. Автопроизводители, разумеется, «забывают» об этом сказать, ведь у новых машин предусмотрены гарантийные сроки обслуживания.
Вполне вероятно, что новые двигатели «переживут» трение деталей на густом масле, но что будет с машиной спустя 2-3 года эксплуатации в таком «варварском» режиме?
Ах, да, нам же говорили, что автомобили нужно менять раз в 3 года…
Есть и среди «антипрогревщиков» другие сторонники – жильцы многоквартирных домов без автомобилей и просто начинающие водители. Первая группа вполне справедливо жалуется на характерный запах утром, который при отсутствии ветра может подниматься вплоть до 9 этажа. Люди с проблемами дыхательных путей на полном серьезе подвергают свое здоровье опасности, вдыхая эти «ароматы».
Их опасения вполне обоснованы, согласитесь? Но если следовать этой логике, то для решения проблемы самое лучшее – это вообще отказаться от автомобилей. Почему мы сделали сноску на отсутствие у них машины? Да потому что в этом вопросе только автомобилист и поймет автомобилиста – вот и все.
Что касается начинающих водителей, то здесь срабатывает схема с рекомендациями компаний и сложившимися потребительскими привычками. Как-никак машины стали для многих граждан относительно доступными, и поэтому они не видят смысла в том, чтобы беречь технику. Очень зря, очень зря.
Сторонники прогрева
Тот, кто выступает «за» прогрев ссылаются примерно на то же самое, на что и мы – двигатель необходимо довести до минимальных рабочих температур, перед тем, как начать движение после стоянки. Для понимания, почему это полезно для мотора, достаточно вспомнить простую вещь – рабочая температура большинства двигателей рассчитана на 90СО по Цельсию, а у некоторых силовых агрегатов это значение достигает 110 градусов.
Очевидно, что даже внешняя температура воздуха в 25 градусов летом не является тем минимумом, который нужен для максимально безопасной эксплуатации агрегата. Другое дело, что летом отсутствие прогрева окажет меньше ущерба двигателю, чем зимой – тут к гадалке не ходи.
Сторонники прогрева также указывают на то, что помимо двигателя неплохо прогреть также АКПП и рулевой механизм – в них тоже есть масло, которое густеет. В случае с АКПП прогрев осуществляется путем включения режима «Драйв», удерживая автомобиль тормозом в течение 2-3 минут. Рулевое управление прогревается путем вращения рулевого колеса (в разумных пределах, конечно).
Из этого можно сделать вывод, что к сторонникам прогрева относятся все водители, которые относятся к машине не как к вещи, а как к надежному помощнику. А раз так, то и уход за ним со стороны водителей соответствующий. Отсутствием утренних прогревов не решить проблемы здоровья людей, а начинающим автомобилистам рекомендуем понимать, к чему клонят автогиганты. А еще Грета Тунберг права, да только не во всем.
Об этом обо всем, к сожалению, не рассказывают производители. Может быть, поэтому многие автомобили к 50-60 тысячам километров пробега теряют около 30% мощности.
P.S. По-любому греть, хотя бы минуту...
Ровных Вам дорог! КОЛЕСО.ру