Найти в Дзене

Гоночные автомобили СССР и история развития автоспорта в рисунках автохудожника Захарова

Роль гоночных и спортивных автомобилей в научно-техническом прогрессе велика и обусловлена тем, что изготовляемые в единичных экземплярах или малыми сериями, они позволяют оперативно проверять эффективность технических решений в жёстких условиях соревнований.

Поначалу в СССР гоночные автомобили создавались любителями в кустарных условиях. Производственные и материальные возможности нашего автомобилестроения не всегда соответствовали замыслам конструкторов.

Серьёзную проблему создавали шины, т.к. отечественная промышленность не делала скоростных покрышек. Иногда их заказывали на ленинградском заводе «Красный треугольник» из натурального каучука.

Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 1.
Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 1.

Первые спортивные автомобили были построены на базе серийной «Победы». Двигатели ГАЗ сохраняли серийную конструкцию, но оснащались 2-мя карбюраторами и головкой цилиндров с повышенной степенью сжатия, а позже оборудовались роторными нагнетателями.

Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 1.
Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 1.

В ноябре 1954 г. ГАЗ первым в мире испытал реактивный гоночный автомобиль (американцы испытали в 1960 г.).

Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 2.
Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 2.

С середины 1950-х годов автомобильный спорт, представлявший собой гонки по прямым участкам шоссе, постепенно приобретал новые формы. Уже к 1960 г. широкое распространение получили гонки по кольцевой трассе и ралли. Они требовали специальных автомобилей.

Предприятиям автомобильной промышленности не было выгодно, с коммерческой точки зрения, развивать производство спортивных автомобилей, потому, что спрос на легковые автомобили и так был очень большим.

ЗиЛ параллельно испытывал машины разных конструкций. Анализ выступлений его спортивных автомобилей на гонках приносил опыт, который использовался при создании новых легковых моделей. Другие автомобильные заводы в период 1956 – 1970 гг. отставали от ЗиЛа в создании спортивных моделей.

Самое удивительное, что передовую по конструкции машину спроектировал и построил в 1959 г. коллектив энтузиастов на заводе грузовых автомобилей МАЗ.
Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 2.
Фото из книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР», том 2.

В 1996-1997 гг. известный автохудожник и дизайнер Александр Захаров был Председателем Комитета кольцевых гонок Российской автомобильной федерации (РАФ). В разное время им разработаны такие проекты, как гоночный автомобиль «Астрада» и спортпрототип «Феникс».

Гоночный автомобиль «Астрада», построенный  в 1996 году по требованиям международной Формулы - 3. Фотo Pkk-avia.livejournal.com.
Гоночный автомобиль «Астрада», построенный в 1996 году по требованиям международной Формулы - 3. Фотo Pkk-avia.livejournal.com.
Спортпрототип «Феникс», созданный в 2006 г. Фото «За рулём».
Спортпрототип «Феникс», созданный в 2006 г. Фото «За рулём».

А теперь познакомимся с моделями гоночных и спортивных автомобилей СССР на примере рисунков Александра Николаевича Захарова, которые богато представлены в его альбоме «Рисунки автомобилей».

1. ГАЗ-А-СПОРТ

Скан стр. 70. ГАЗ-А спорт. 1937 г.
Скан стр. 70. ГАЗ-А спорт. 1937 г.

2. ГАЗ-ЦАКС

Скан стр. 71. ГАЗ ЦАКС. 1937 г.
Скан стр. 71. ГАЗ ЦАКС. 1937 г.

3. ЗИС-СПОРТ

Скан стр. 85. ЗиС спорт. 1939 г.
Скан стр. 85. ЗиС спорт. 1939 г.

4. ГАЗ-ГЛ1

Скан стр. 86. ГЛ-1. 1940 г.
Скан стр. 86. ГЛ-1. 1940 г.

5. ЗВЕЗДА-1

Скан стр. 102. "Звезда-1". 1946 г.
Скан стр. 102. "Звезда-1". 1946 г.

6. ПОБЕДА-СПОРТ

Скан стр. 118. "Победа- спорт". 1950 г.
Скан стр. 118. "Победа- спорт". 1950 г.

7. ЗИС-112

Скан стр. 121. ЗиС-112. 1951 г.
Скан стр. 121. ЗиС-112. 1951 г.

8. ГАЗ-ТОРПЕДО

Скан стр. 123. ГАЗ "Торпедо". 1951 г.
Скан стр. 123. ГАЗ "Торпедо". 1951 г.

9. ХАРЬКОВ-6

Скан стр. 125. "Харьков-6". 1952 г.
Скан стр. 125. "Харьков-6". 1952 г.

10. МОСКВИЧ-Г1-405

Скан стр. 129. "Москвич Г1-405". 1955 г.
Скан стр. 129. "Москвич Г1-405". 1955 г.

11. ХАРЬКОВ-Л1

Скан стр. 131. "Харьков- Л1". 1955 г.
Скан стр. 131. "Харьков- Л1". 1955 г.

12. МОСКВИЧ-405-Г2

Скан стр. 133. "Москвич-405 Г2". 1956 г.
Скан стр. 133. "Москвич-405 Г2". 1956 г.

13. ГА-22

Скан стр. 149. ГА-22. 1958 г.
Скан стр. 149. ГА-22. 1958 г.

14. ПИОНЕР-2

Скан стр. 156. "Пионер-2". 1961 г.
Скан стр. 156. "Пионер-2". 1961 г.

15. МОСКВИЧ-Г3

Скан стр. 157. "Москвич-Г3". 1961 г.
Скан стр. 157. "Москвич-Г3". 1961 г.

16. ЗИЛ-112С

Скан стр. 160. Зил-112С. 1962 г.
Скан стр. 160. Зил-112С. 1962 г.

17. МОСКВИЧ-Г4

Скан стр. 166. "Москвич-Г4". 1963 г.
Скан стр. 166. "Москвич-Г4". 1963 г.

18. ЭСТОНИЯ-9

Скан стр. 174. "Эстония-9". 1966 г.
Скан стр. 174. "Эстония-9". 1966 г.

19. МОСКВИЧ-Г5

Скан стр. 182. "Москвич-Г5". 1969 г.
Скан стр. 182. "Москвич-Г5". 1969 г.

20. ЛЕНИНГРАД-Д

Скан стр. 184. "Ленинград-Д". 1970 г.
Скан стр. 184. "Ленинград-Д". 1970 г.

21. ЭСТОНИЯ-15М

Скан стр. 185. "Эстония-15М". 1970 г.
Скан стр. 185. "Эстония-15М". 1970 г.

22. ХАДИ-13эМ

Скан стр. 194. ХАДИ-13эМ. 1977 г.
Скан стр. 194. ХАДИ-13эМ. 1977 г.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх) и подписывайтесь на мой канал.

Рекомендую посмотреть:

3 книги с реалистичными иллюстрациями советских автомобилей

Популярные в СССР автомобили «Москвич» на рисунках из альбома художника Александра Захарова

История советских легковых автомобилей ГАЗ в рисунках

История советских грузовиков ГАЗ в рисунках

Авто
5,66 млн интересуются