Роль гоночных и спортивных автомобилей в научно-техническом прогрессе велика и обусловлена тем, что изготовляемые в единичных экземплярах или малыми сериями, они позволяют оперативно проверять эффективность технических решений в жёстких условиях соревнований.
Поначалу в СССР гоночные автомобили создавались любителями в кустарных условиях. Производственные и материальные возможности нашего автомобилестроения не всегда соответствовали замыслам конструкторов.
Серьёзную проблему создавали шины, т.к. отечественная промышленность не делала скоростных покрышек. Иногда их заказывали на ленинградском заводе «Красный треугольник» из натурального каучука.
Первые спортивные автомобили были построены на базе серийной «Победы». Двигатели ГАЗ сохраняли серийную конструкцию, но оснащались 2-мя карбюраторами и головкой цилиндров с повышенной степенью сжатия, а позже оборудовались роторными нагнетателями.
В ноябре 1954 г. ГАЗ первым в мире испытал реактивный гоночный автомобиль (американцы испытали в 1960 г.).
С середины 1950-х годов автомобильный спорт, представлявший собой гонки по прямым участкам шоссе, постепенно приобретал новые формы. Уже к 1960 г. широкое распространение получили гонки по кольцевой трассе и ралли. Они требовали специальных автомобилей.
Предприятиям автомобильной промышленности не было выгодно, с коммерческой точки зрения, развивать производство спортивных автомобилей, потому, что спрос на легковые автомобили и так был очень большим.
ЗиЛ параллельно испытывал машины разных конструкций. Анализ выступлений его спортивных автомобилей на гонках приносил опыт, который использовался при создании новых легковых моделей. Другие автомобильные заводы в период 1956 – 1970 гг. отставали от ЗиЛа в создании спортивных моделей.
Самое удивительное, что передовую по конструкции машину спроектировал и построил в 1959 г. коллектив энтузиастов на заводе грузовых автомобилей МАЗ.
В 1996-1997 гг. известный автохудожник и дизайнер Александр Захаров был Председателем Комитета кольцевых гонок Российской автомобильной федерации (РАФ). В разное время им разработаны такие проекты, как гоночный автомобиль «Астрада» и спортпрототип «Феникс».
А теперь познакомимся с моделями гоночных и спортивных автомобилей СССР на примере рисунков Александра Николаевича Захарова, которые богато представлены в его альбоме «Рисунки автомобилей».
1. ГАЗ-А-СПОРТ
2. ГАЗ-ЦАКС
3. ЗИС-СПОРТ
4. ГАЗ-ГЛ1
5. ЗВЕЗДА-1
6. ПОБЕДА-СПОРТ
7. ЗИС-112
8. ГАЗ-ТОРПЕДО
9. ХАРЬКОВ-6
10. МОСКВИЧ-Г1-405
11. ХАРЬКОВ-Л1
12. МОСКВИЧ-405-Г2
13. ГА-22
14. ПИОНЕР-2
15. МОСКВИЧ-Г3
16. ЗИЛ-112С
17. МОСКВИЧ-Г4
18. ЭСТОНИЯ-9
19. МОСКВИЧ-Г5
20. ЛЕНИНГРАД-Д
21. ЭСТОНИЯ-15М
22. ХАДИ-13эМ
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх) и подписывайтесь на мой канал.
Рекомендую посмотреть:
3 книги с реалистичными иллюстрациями советских автомобилей
Популярные в СССР автомобили «Москвич» на рисунках из альбома художника Александра Захарова
История советских легковых автомобилей ГАЗ в рисунках
История советских грузовиков ГАЗ в рисунках