Первая половина XX века навсегда вошла в историю своими масштабными техническими проектами, одни из которых навсегда изменили ту, или иную сферу, другим же суждено было остаться в памяти, как нереализованные, ненужные, а то и вовсе безумные и изначально обреченные на провал.
Трудно сказать, к какой из этих категорий относится детище советских авиаконструкторов самолет-гигант К-7. Конечно, если судить с сугубо практической точки зрения, то даже если бы проект смогли бы реализовать, он оказался бы экономически нерентабелен. Однако и сегодня, находятся романтики, утверждающие что будь проект чуть успешнее, он мог бы навсегда изменить мир авиации.
На заре покорения человеком неба, полеты в облаках отождествлялись с путешествием по морским просторам. Не зря авиацию же называли воздухоплаванием.
Первые созданные человеком крупные летательные аппараты, способные за один раз перевезти большое число пассажиров, тоже соотносились в уме своих создателей с кораблями. Этими аппаратами прежде всего стали дирижабли. Они как и корабли получали имена собственные, руководил и управлял ими, как и на море, капитан.
Да до сих пор, самолет называют воздушным судном, а самого главного человека на его борту (опять же борт) капитаном.
Но если сегодня, перемещение по воздуху максимально удешевлено и не похоже на путешествие на круизном лайнере, то в начале прошлого века, люди стремились придать этим двум видам перемещения из пункта "А" в пункт "Б", как можно больше сходства.
Это желание не могло не отразиться на концепции самолета К-7, созданного талантливым инженером, летчиком и конструктором Константином Алексеевичем Калининым в начале 1930 годов. Вообще Константин Калинин (не путать с революционером Михаилом Калининым) во многом опережал свое время. В эпоху бипланов, он замахнулся на концепцию так называемого "летающего крыла"
Конечно тогда подобную конструкцию рассматривали инженеры и других стран, тем не менее, это было очень смело для своего времени, ведь успешного опыта по постройке и эксплуатации таких самолетов (за исключением единичных как правило опытных экземпляров), тогда еще ни у кого не было.
Но именно подобные, не страшащиеся ничего нового романтики, и создают проекты подобные этому.
Гигант составлял в длину 28 метров и весил 21 тонну. Гигантское крыло имело размах 53 метра. В движение самолет приводили семь поршневых двигателей АМ-34 по 750 л.с. каждый.
Огромные крылья этого чудо-планера были обитаемы. В пассажирском варианте в них располагались каюты для пассажиров, кухня, кают-кампания и буфет. В общем все как на настоящем корабле. Самолет должен был перевозить 128 пассажиров на невообразимое для того времени расстояние до 5 тысяч километров. Для сравнения, знаменитый американский DC-3, мог летать лишь на 2 тысячи километров.
Пассажиры в полете могли любоваться открывающимися видами через обустроенные в крыльях гигантские панорамные окна. Согласитесь, даже описание подобного самолета, звучит безумно. напоминая скорее какие-то фантастические стимпанковские сцены.
Благодаря обитаемым крыльям, механики мели доступ к установленным на них двигателям и при необходимости, даже могли провести мелкий ремонт, прямо во время полета.
Всего экипаж этого, действительно, судна, составлял 12 человек и включал в себя даже боцмана.
Также рассматривалась возможность использования самолета и в качестве военной машины. Для этого, на К-7 могли быть установлены восемь 20мм пушек и 8 пулеметов.
Конечно трудно представить, как эту махину можно было бы оборонять в условиях воздушного боя. Не думаю, в общем, что это была хорошая идея.
Но ведь потому мы и рассматриваем проект Калинина как безумный проект? На столько безумный, что глядя на фотографии этого чудища, многие даже отказываются верить, что он вообще способен был взлететь.
Нет, ну а что? В истории же были случаи, когда при испытании выяснялось, что построенная чудо-техника, типа вот такого самолета, из-за своих размеров не в состоянии летать/плавать/ездить.
Но самолет Калинина - это не тот случай. Начиная с августа 1933 года, К-7 совершил в общей сложности 11 испытательных полетов, показав весьма впечатляющие характеристики. В первом полете, в кресле второго пилота сидел сам Калинин.
Однако все было не так радужно. Все же в конструкции самолета все еще оставались некоторые недочеты, которые нуждались в доработке. Однако доработать машину было не суждено. 21 ноября 1933 года, единственный летный экземпляр К-7 разбился в ходе как раз завершающего испытательного полета.
После этого, конструктор и весь его коллектив долго не могли прийти в себя. Однако было решено расследовать причины трагедии и продолжить работу над самолетом.
Однако уже в 1935 году, чиновники от авиации решили что необходимости в подобном самолете они более не видят. От достройки еще двух строящихся экземпляров было решено отказаться, а проект закрыть.
Что же касается самого Константина Калинина, то он не на долго пережил свое детище. В 1938 году, в числе многих других советских ученых и конструкторов, Калинин был арестован. Даже находясь в тюремной камере, талантливый ученый не оставлял работу, продолжая разрабатывать самолет с треугольным крылом.
Однако воплотить свой последний проект в жизнь, Калинину было не суждено. Через семь месяцев после ареста, конструктор был приговорен судом-тройкой к расстрелу по обвинению в антисоветской деятельности. Приговор привели в исполнение уже на следующий день.