Военно-морские силы Бразилии ( Marinha do Brasil) появились в период войны за независимость от Португалии. 8 бразильских кораблей, возглавляемых Томасом Кокрейном, английским ихтамнетом, смогли отбить попытку португальского флота вернуть взбунтовавшуюся колонию. Хотя основы самостоятельного флота были заложены еще в 1808 году, когда свергнутая Наполеоном португальская королевская династия нашла приют в Бразилии, а бывший португальский король стал бразильским императором, организовав местные автономные структуры.
7 сентября 1821 года была провозглашена независимая Бразильская империя. В то время флот состоял из одного линейного корабля, четырех фрегатов и судов меньшего размера, в общей сложности 38 военных кораблей.
Девиз флота Бразилии: «Защищая наши богатства и заботясь о нашем народе» (Protegendo nossas riquezas, cuidando da nossa gente). Корабли и суда современного бразильского флота имеют префикс NRB ( Navio do República Brasileiro) — «Корабль Бразильской Республики».
Молодая империя вскоре вступила в череду войн по всему периметру-на буйном континенте происходил процесс "демаркации" границ. Флот тогда имел 96 современных военных кораблей различных типов с более чем 690 орудиями. Первой была война 1827 года с Аргентиной. Флот Бразилии первую битву в устье Ла-Плата 8-9 февраля 1827 года проиграл, потеряв 15 кораблей. Хотя флот отыгрался, победив при Монте Сантьяго и полностью уничтожив аргентинский флот, но Бразилия войну проиграла.
Бразильскому императору Педро I пришлось заняться строительством мощного флота- Армады Бразильской империи. В 1831 году Армада состояла из примерно 80 вымпелов, в т.ч. двух линейных кораблей, 10 фрегатов.
При следующем императоре, Педру II, бразильская Армада стала одним из сильнейших флотов мира. Это был пик бразильского морского могущества. Бразилия одной из первых приняла на вооружение паровые корабли, их строили за границей, а затем и на собственных верфях в Рио-де-Жанейро, Сальвадоре, Ресифи, Сантосе, Нитерое и Пелотасе.
В 1840 году военный флот Бразильской Империи состоял из 6 фрегатов, 7 корветов, 2 барков, 15 бригов, 16 канонерских лодок, 12 шхун, 7 вооруженных бригантин, 6 паровых барков, 3 транспортных кораблей, 2 люггеров, 2 боевых катеров и 13 вооруженных лодок.
В 1841-м году Бразильская Армада имела 92 боевых и вспомогательных судна.
В 1850-е годы появилась должность государственного секретаря по флоту, открыта Военно-морская академия, порты и верфи получили новое оборудование. Был создан Императорский морской корпус на базе подразделений морской пехоты, а также корпус Военно-морской артиллерии и несколько учебных заведений морского профиля.
В 1851-1852 годах Бразилии наконец удалось в Ла-Платской войне одолеть аргентинцев.У бразильской Армады было 59 судов различных типов : 36 вооруженных парусных судов, 10 вооруженных пароходов, семь невооруженных парусных судов и шесть транспортных судов. Командовать своим флотом бразильцы пригласили британского контр-адмирала Джона Паско Гренфела.
В начале 60-х бразильцы обладали флотом из 40 пароходов, вооруженных больше чем 250 орудиями. В 1864 году началась длительная и кровопролитная Парагвайская война, во время которой бразильцы одержали свою самую громкую победу на воде-в битве при Риачуэло 11 июня 1865 года, разбив небольшой, но активный флот парагвайцев.
В 1866 – 1867 годах бразильский флот пополнили первые в Латинской Америке речные броненосцы – броненосцы типа «Баррозо» («Бароззо» и «Рио-Гранде», водоизмещение 1375 т,деревянный корпус, длина 57 м, ширина 11,2 м, скорость хода 9 уз; бронирование: 95-мм железный пояс и 62-мм каземат; вооружение: два 178-мм орудия в бронированном каземате и три 120-мм пушки на верхней палубе) и башенные мониторы «Пара». При этом мониторы строились на государственной верфи в Рио-де-Жанейро и стали первыми башенными броненосцами в Латинской Америки.Заказанные Парагваем в Европе броненосцы были перекуплены Бразилией. Было приобретено 20 броненосцев и шесть речных мониторов, личный состав достиг 9 177 человек.
Во время Парагвайской войны бразильская броненосная эскадра совершила показательный, хотя и бесполезный рейд на столицу Парагвая-Асунсьон по реке Парагвай. В эскадру вошли малые мониторы «Пара», «Алагоас», «Рио-Гранде», монитор «Байя»(заказанный парагвайцами в Англии как «Минерва»), и казематные речные броненосцы «Баррозо» и «Тамандаре».
После победы в парагвайской войне Бразилия в 1870 располагала пятым по силе военно-морским флотом в мире, насчитывающим 92(или даже 94) вымпела. Большинство бразильских кораблей были современной постройки, в том числе паровые корветы, броненосцы и другие корабли со стальным корпусом.
В 1870-х основным противником предполагалась снова Аргентина, из-за конфликта по разделу парагвайских земель. В 1873 году бразильский флот приобрел канонерку и корвет, в 1874- монитор и броненосец, затем два крейсера и еще один монитор. Десятки военных кораблей строились на отечественных Арсеналах. Также бразильцы купили тогда 4 миноносца.
В 1875—1876 году в строй вошли два броненосца мониторного типа — «Жевари» и «Солимоэс» (3700 т, длина 73 м, ширина 17 м, скорость хода 11 узлов, толщина брони пояса и башен до 305 мм, четыре 254-мм дульнозарядных орудия), почти на десятилетие ставшие основной боевой силой бразильского флота.
30 ноября 1883 года в Рио-де-Жанейро создали первую в Южной Америке практическую торпедную школу. Бразильцы активно внедряли новое оружие-Арсенал в Рио построил тогда четыре торпедные канлодки и одну шхуну с торпедными аппаратами, первые стальные корабли отечественной постройки.
Максимальная мощь Армады была достигнута вводом в строй броненосцев Riachuelo и Aquidabã.
В 1889 году Бразильская Армада насчитывал 60 кораблей и занимала 5-6 место в мире. Но в 1889 году император Педро II был отстранен от власти и выслан из страны. Флот выступил на стороне монархистов, после победы революции среди морских офицеров прошла большая чистка, завершившаяся высылкой и расстрелами.
Монархически настроенный флот пришел в упадок. Было уничтожено военное кораблестроение, в 1890-1930 годах отечественные верфи не строили военных кораблей.
Согласно энциклопедии Брокгауза в начале 90х годов 19-го века военный флот Бразилии — 73 судна с 449 пушками, из них 11 панцирных с 136 пушками.
Бразильскую республику, разумеется, сразу стало лихорадить. Власть узурпировал ставленник армии маршал Флориану Пейшоту, формально президент, фактически диктатор. В сентябре 1893 года адмирал Кастодио де-Мелло поднял восстание флота против диктатуры армейцев. Флот против берега. Два месяца форты Рио и корабли бразильского флота вели артиллерийскую дуэль. Восставшие потеряли миноносец и старый броненосец «Жевари»( Javary) (развалился и затонул от собственной стрельбы).
- За это время Пейшоту купил в Европе несколько кораблей . При появлении "нового флота" повстанцы сбежали с кораблей на берег, а флагманский броненосец Aquidabã был потоплен 15 апреля двумя торпедами с правительственной торпедной канлодки Gustavo Sampaio.
К началу 20-го века бразильский флот уступал на континенте и аргентинскому и чилийскому. Бурный экономический подъем Бразилии(рост мирового спроса на кофе и каучук), развитие национальной буржуазии привели к резкому росту доходов страны и амбиций местного капитала. А флот обладал лишь парой современных небольших броненосцев для береговой обороны(1898), да и штат был укомплектован лишь на 45 %.
В 1904 году Национальный Конгресс Бразилии принял амбициозную морскую программу. 30 декабря 1905 года был принят закон № 1452, которым выделялось 4 214 550£ в текущем и 1 685 820£ в следующем финансовом году на строительство трех броненосцев, трех крейсеров, шести эсминцев, двенадцати миноносцев, трех подлодок, двух речных мониторов. Крейсера, правда, потом убрали, но 23 июля 1906 года контракт с Армстронг-Уитворт на три броненосца был подписан.
В начале 20-го века вновь обострились отношения Бразилии с вечной соперницей Аргентиной. Так как это совпало с появлением дредноутов, то приобрело форму Южноамериканской дредноутной гонки. Состязались Бразилия. Аргентина и Чили, три южноамериканские сверхдержавы.
После триумфа английского корабли,бразильцы переоформили заказ на три дредноута типа Minas Gerais. Аргентина и Чили незамедлительно разместили заказы на свои дредноуты. Чилийцы, как и бразильцы, в Англии, а конкурирующие с обоими аргентинцы-в США.
В ответ бразильцы отменили заказ на третий дредноут, заказав сверхдредноут Rio de Janeiro. Бразилия стала третьей страной мира (после Великобритании и США), получившей в состав своего флота дредноут. Бразилия опередила Францию, Германию, Россию и Японию с Италией и Австро-Венгрией. Потом ветреные бразильцы отказались и от Rio de Janeiro, перепродав его туркам, а сами заказали еще более мощный Riachuelo. Однако мировая война не позволила проекту осуществиться.
Осенью 1910 года на новейшем линкоре "Минас Жерайс"произошел очередной мятеж-"восстание плетей", "Револта да чибата". Мятежники потребовали отмену «рабства, как осуществлено бразильским военно-морским флотом».
Перед мировой войной горячие латиноамериканские парни немного остыли. Посчитав свои реалы, песо и прочие эскудо, бразильцы перепродали Rio de Janeiro самым нуждающимся-туркам, ограничившись двумя дредноутами.
Участие Бразилии в Первой мировой войне, в которую она вступила в конце 1917 года было довольно скромным. От действий немецких подлодок было потеряно несколько торговых судов, а флот ограничился безуспешным патрулированием акватории.
В межвоенный период Бразилия, сохраняя на память о богатых временах два дредноута, усиливала легкие силы флота и подводный флот.
После некоторых сомнений в выборе стороны во второй мировой войне, Бразилия в итоге примкнула к союзникам, объявив войну странам Оси 22 августа 1942 года.
Главной задачей бразильского флота стало охранение союзных конвоев, направлявшихся в Северную Африку и Средиземноморье. За 1942-1945 годы бразильский флот участвовал в сопровождении 574 конвоев, обеспечив защиту 3164 торговым судам. При этом потери конвоев составили всего три судна, в то время как бразильские корабли провели более шестидесяти шести атак на немецкие подводные лодки, всего у бразильского побережья было уничтожено 9 германских подводных лодок: U-164, U-128, U-590, U-513, U-662, U-598, U-199, U-591, U- 161. Бразилия в годы войны потеряла 32 торговых судна и один военный корабль-корвет "Виталь де Оливейра". Погибло 99 военных моряков и 972 бразильца из экипажей и пассажиров торгового флота. Кроме того во время войны во время шторма погиб корвет Camaquã, а крейсер Bahia затонул после взрыва боеприпасов на борту. В этих происшествиях погибло около 650 бразильских военных моряков.
Американцам пришлось обновить бразильцам изрядно устаревшую матчасть.
После войны американцы и англичане передали Бразилии несколько своих "лишних" боевых кораблей и несколько трофейных немецких.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам