Падение Бразильской империи и установление Республики не принесло самой большой стране Южной Америки ни покоя ни процветания. В молодой буржуазной демократии начался период утрясания интересов различных олигархических групп, формирование системы коррупционных сдержек и лоббистско-клановых противовесов.
Верховная же власть перешла в руки военных, осуществивших переворот. Столкнувшись с парламентским гадюшником, маршалы, по привычке, начали рубить гордиев узел, ибо по другому решать текущие проблемы не получалось. А в экономике тем временем бушевал сильнейший кризис.
Маршала Деодоро Фонсека, первого президента Бразильской республики, хватило на пару лет. В 1891 году, после выступления бразильского флота, он ушел в отставку. Сменивший его маршал Флориан Пейшоту столкнулся с теми же проблемами в парламенте и так же начал нагибать депутатов. Молодая демократия расценила действия президента как установление диктатуры. Традиционной опорой оппозиции был флот, здесь сохранялись аристократические традиции в комплектовании офицерского корпуса и монархические симпатии.
Когда маршал своим демонстративным пренебрежением к "демократическим процедурам" перешел красную линию, флот восстал. 6 сентября адмирал Кустодио де Мелло, главком бразильского флота, потребовал отставки Пейшоту и пригрозил открыть огонь по правительственным зданиям столицы. За адмиралом пошел практически весь флот, в котором он пользовался безусловным авторитетом. Флагманом восставших стал броненосец "Акидабан", один из сильнейших кораблей Западного полушария.
На стороне президента осталась армия и, что важно, гарнизоны основных фортов береговой обороны Рио. Более того, Пейшоту, не полагаясь на случайности, укрепил гарнизоны фортов верными войсками, убрав оттуда ненадежных.
Повстанцы блокировали город, но жесткой блокады не получилось, так как командиры иностранных стационеров заявили, что свободу торговли они будут защищать по полной программе. Несколько месяцев корабли воевали с берегом, ведя перестрелки с фортами, верными президенту. Восстание потеряло темп и, истощив ресурсы, де Мелло с флагманом ушел на юг, где развивалось сухопутное восстание против Пейшоту, в надежде создать армию и взять столицу с суши. Командовать оставшейся в Рио эскадрой он оставил своего старого соратника адмирала да Гаму.
Пейшоту, наоборот, начал создавать новый флот, из заказанных и купленных в Европе и США кораблей, боевых и переоборудованных гражданских. Только в США его представители потратили около полутора миллиона долларов. Закупали все, в том числе и всевозможную экспериментальную экзотику, которой в тот переломный период появилось много. Консультантом бразильских байеров, а впоследствии м командиром импровизированной эскадры выступил Чарльз Флинт (оружейный барон, ранее организовывавший флот Перу для войны с Чили и флоты конгрессистов и бальмаседистов в период чилийской гражданской войны 1891 года, впоследствии, кстати, создатель будущей IBM).
Так, бразильцы купили у "Ericsson Coast Defense Company" полуподводный миноносец "Дестроер" проекта Эрикссона (американский флот его не стал выкупать). В новом флоте, прозванном Картонным или флотом Флинта, его переименовали в "Пиратини". Затем были выкуплены частные яхты "Фейсин" и "Жавелин" (Javelin и Feissen), их переоборудовали в миноносцы "Инадуна" («Иньядуай») и "Поти". Эскадру пополнили также пароходом "Британия"(Britannia)(ок. 2700 тонн) и пароходом «Эль Сид» (El Cid), которому суждена была крайне причудливая судьба.
Этот пароход бразильцы переименовали в "Нитерой"(Nitcheroy). Заложенный на верфи Chesapeake Dry Dock & Construction Company по заказу транспортной компании Morgan Line сухогруз был готов в начале 1893 года. 24 августа, после испытаний, судно передали заказчику. 26 октября право собственности перешло к Бразилии.
Проект этой серии предусматривал возможность размещения на нем вооружения без специальной доработки. В частности, конструкция была укреплена под носовую установку с крупнокалиберным орудием. Кроме того суда этого типа имели приличную 17 узловую скорость.
На доработку и переоборудование ушло лишь 24 дня. Перекупленный бразильцами сухогруз решили сделать вспомогательным крейсером. Но с необычным вооружением.
К этому времени в составе американского флота находился динамитный крейсер "Везувий", единственный в мире корабль с динамитной пушкой.
На тот период состязание между броней и снарядом завершилось в пользу брони, броненосцы были почти неуязвимы. Одним из путей преодоления тупика современникам виделось создание снарядов, начиненных динамитом, взрывчаткой чудовищной силы. Однако динамитные снаряды были крайне небезопасны и очень капризны. Единственным способом их применить стала динамитная пневматическая пушка, наиболее отработанная в системе польского изобретателя Зелински.
При огромной массе орудия-более 200 тонн, сжатым воздухом оперенные снаряды с 50-200 кг динамита в тонкостенном корпусе отправлялись на расстояние 1500-4500 метров.
Пушка Зелински уже состояла на вооружении США в береговых батареях (250 единиц) и на "Везувии". Производила орудия фирма Pneumatic Dynamite Gun Company, система обозначалась как 15-дюймовые пушки Rapieff-Zalinski образца 1890 года. Одну пушку бразильцы заказали производителю для установки на "Нитерой".
Был закуплен и разработанный Зелински вращающийся лафет для пушки. Кроме того Зелински взял на себя шеф-монтаж, обучение и консультации канониров. За это бразильцы дополнительно заплатили ему 15 тысяч долларов. Он даже собирался сам отправится вместе с кораблем в Бразилию, но заболел и эскадра ушла без него.
Только подобная "вундервафля" давала президентскому флоту шанс на победу над мощными кораблями повстанцев-"Акидабан" и "Тамандаре".
20 ноября из Нью-Йорка в Бразилию отправилась целая эскадра. Два миноносца и два вспомогательных крейсера. Они были снабжены полным боезапасом, включая динамитные снаряды. Флинт закупил в общей сложности три полных 530 кг 15-дюймовых снаряда и 26 подкалиберных 254 кг 10-дюймовых облегченных снарядов. Основными считались более легкие и дальнобойные 254 кг снаряды. На борту крейсера был 1 тяжелый и 10 легких снарядов, остальные к битве не успели.
Кроме того, на борту "Нитероя" в Бразилию транспортировались и обе яхты-миноносцы. С учетом значительного веса яхт и сложностей по подъему-спуску, как носитель миноносцев крейсер явно не соответствовал, но успешно доставил их до Бразилии.
«Нитерой» Nictheroy. Chesapeake Dry Dock & Construction Company, Ньюпорт. заложен под наименованием «Эль Сид» в 1893 г., спущен на воду 31 мая 1893 г., введён в строй как пароход 24 августа 1893 г., повторно введён в строй как вспомогательный крейсер в ноябре 1893 г.
Водоизмещение 6530/6635 т, длина по ватерлинии 123,76 м, ширина 14,70 м, осадка 6,33 м.
Мощность одновальной машинной установки 3600 л.с., скорость 14,5 узлов. Уголь 1000 тонн. Экипаж около 400 чел.
Вооружение: одно 381-мм динамитное, одно 127-мм/40 и два 102-мм/40 скорострельных орудия, восемь 57мм/43 пушек.
Всего построено по проекту четыре судна: El Cid, El Sud, El Norte и El Rio («Эль Сид», «Эль Суд», «Эль Норте», «Эль Рио»).
Проект сухогруза с возможностью перевозки пассажиров изначально предусматривал возможность переоборудования во вспомогательный крейсер.
Корпус судна был разделен на несколько отсеков водонепроницаемыми переборками. На палубе в одноуровневой надстройке размещались служебные помещения. Для загрузки габаритных грузов палубные люки имели увеличенный размер. Угольные ямы вдоль бортов служили дополнительной защитой смловой установки.
В центральном отсеке размещались котлы, в корме-одновальная паровая машина 3600 л.с. Расчетная скорость судна составляло 17 узлов, при эксплуатации больше 14,5 добиться не удалось.
Носовой отсек был укреплен для возможной установки крупнокалиберной пушки, поэтому осенью 1893 года удалось быстро разместить здесь динамитное орудие со всем оборудлванием. Само орудие размещалось на палубе, а пневматическое оборудование-в трюме.
Под орудие на верхней палубе сделали круглое отверстие. Ствол был аналогичен используемым для береговых батарей, длинный, без нарезов, 381 мм, со специальной балкой для предотвращения прогиба ствола. Казенник имел дополнительный кожух для поступления сжатого газа с соответствующими клапанами. В орудии применялся поршневой затвор. Канониров прикрывали два специальных щита, дополнительным кожухом защищались механизмы наведения.
Лафет с приводами наведения по вертикали и горизонтали разместили на средней палубе, снизу к нему шли воздуховоды для сжатого газа. В трюме на нижней палубе установили компрессор Рэнда на основе паровой машины, нагнетающий газ в баллоны с давлением 136 атмосфер.
Вращающаяся установка с барбетом и наведением с помощью электропривода обеспечивала сектор обстрела в 300 градусов.
Снаряды для динамитной пушки имели обтекаемый корпус со стабилизатором на хвосте. Внутри корпуса находился собственно динамит. Доступная линейка снарядов была от 22,7 до 454 кг. Но Флинт посоветовал бразильцам ограничится 454 и 254 кг вариантами. Самые легкие снаряды имели максимальную дальнобойность, 5-7 км.
Управление орудием проводилось с помощью рычагов и штурвалов , выстрел осуществлялся с помощью небольшого штурвала на верхней части ствола. Скорострельность могла достигать 1 выстрела в минуту.
Снаряды хранились на средней палубе, подача производилась по специальному желобу справа от надстройки. При зарядке орудие переводилось в определенное положение и загружался снаряд. Затем производилось наведение и выстрел.
Кроме того, на корабле были установлены- одно 120 мм скорострельное орудие на корме (боекомплект 50 снарядов), два 100-мм скорострельных орудия со щитами побортно на носу, перед динамитной пушкой (по 100 снарядов), восемь 57-мм противоминных орудий (скорее всего Дриггса-Шредера) побортно, в орудийных портах на главной палубе, девять 1-фунтовых (37-мм) противоминных орудий Гочкисса на крыше трех надстроек корабля, две 1-фунтовые пятиствольные револьверные пушки Гочкисса на крыше рубки.
Кроме того крейсер нес четыре 360 мм аппарата для инерционных торпед Хоуэлла - побортно на главной палубе. Торпеды отличались тем, что перед пуском паровая машина раскручивала маховик торпеды до десяти тысяч оборотов в минуту, и на этой энергии торпеда двигалась к цели.
20 ноября 1893 года небольшая эскадра покинула Нью-Йорк. Некоторое время ушло на ожидание кораблей из Европы и базовое обучение моряков, набранных в основном из американцев-наемников. Бразильских офицеров было мало, при этом они в основном занимались взаимной слежкой и выявлением симпатиков повстанцев. Неквалифицированный персонал и саботаж привели к многочисленным поломкам.
Как оптимистично докладывал бразильскому президенту Флинт "за исключением того, что никто из матросов и офицеров ни разу в жизни не видел бразильского флага и не говорит на португальском, все идет просто великолепно".
В феврале 1894 года Картонный флот Пейшоту добрался до Рио. Боеспособность сброда разномастных кораблей была очень сомнительной, но Флинт смело рванул в бой, чтобы сбить блокаду мятежников. «Нитерой» был основной ударной силой эскадры. Флинт планировал испытать динамитную пушку на повстанческих островных фортах. 18 февраля на борт взяли 300 десантников для высадки десанта. Но когда была дана команда открыть огонь, куда-то исчез инженер, который "понимал" в этой пушке.
Затем оказалось, что деморализованные многомесячной блокадой и прибытием "нового" флота, мятежники уже покинули корабли, командование укрылось на португальском корабле, а матросы разошлись по домам. 13 марта корабли Флинта начали обстрел мятежных флота и фортов. Отсутствие ответного огня заставило лоялистов задуматься. 14 марта они догадались, что мятежники уже разбежались.
Единственный выстрел у крейсера получился лишь 15 марта, когда в столице все закончилось. Предполагая грандиозное зрелище, командование лоялистов пригласило журналистов на борт и орудие, наконец, выстрелило по оставленному повстанцами форту на острове Пай. Выстрел был тихим, но взрыв был крайне эффектным. По бразильским отчетам, снаряд сработал прекрасно и "произвел большое впечатление". Правда пушку тут же заклинило.
После столицы очаг сопротивления оставался только на юге, куда ушел де Мелло вместе с броненосцем Aquidabã.
Боевое крещение крейсер получил 16 апреля 1894 года, когда во время атаки миноносцев на мятежный броненосец Aquidabã у Санта-Катарины, по некоторым данным, обстреливал ближайшую крепость повстанцев или береговые посты ( по Х.Вильсону этим занимался пароход «Сан Сальвадор»). По другим данным «Нитерой» был просто штабным кораблем флотилии. Лидер восстания, адмирал де Мелло, к этому времени вместе с несколькими пароходами сбежал в Аргентину, где и получил убежище.
Подавление восстания привело к падению престижа военно-морских сил и кризису флота. После войны, динамитную пушку «Нитерой» сняли и установили на берегу, в береговой обороне Рио-де-Жанейро. Крейсер использовали как учебный корабль, а в конце века вообще разоружили.
В 1898 году судно продали американцам обратно. 11 июля 1898 года соглашение о передаче судна было подписано. США как раз комплектовали флот вспомогательных крейсеров для испано-американской войны.
Динамитный крейсер USS Vesuvius с тремя орудиями калибра 381 мм в американском флоте уже имелся. А четверка судов типа El Cid (El Cid, El Sud, El Norte и El Rio), которая после выкупа бразильского систершипа собралась вновь в американской юрисдикции, была переоборудована во вспомогательные крейсера.
«Нитерой» 22 сентября вошел в состав американского флота как USS Buffalo. Такую же модернизацию прошли однотипные USS Yosemite (El Sud), USS Yankee (El Norte) и USS Dixie (El Rio). Вспомогательные крейсера были неплохо вооружены (два 127-мм и четыре 102-мм орудия, шесть мелкокалиберных пушек и два пулемёта). Все орудия монтировались на тумбовых установках и располагались по периметру палубы, позволяя обстреливать цели в любых направлениях. Готовы они были к концу сентября, через полтора месяца после завершения боевых действий. Повоевать не успели.
«Буффало» в итоге приспособили в качестве учебного судна. Он ходил в основном по Тихому океану и даже сделал кругосветку. В 1905 году его прикрепили к строящейся верфи Mare Island Navy Yard для перевозки грузов на стройку. Также он развозил сменные экипажи по Тихому океану, а в 1914 году занимался на Аляске созданием сети радиостанций.
В Первую мировую войну «Буффало» работал транспортным судном. В 1917 году он эвакуировал из России американскую дипломатическую миссию. Затем судно прошло модернизацию и было придано военному флоту. До 1919 года оно было у берегов Европы, а затем ушло на Тихий океан.
15 ноября 1922 года устаревший пароход вывели из эксплуатации. Потом несколько лет он служил плавучей казармой и в море больше не выходил. 27 мая 1927 года судно списали, а через несколько месяцев отправили на разделку. Остальные суда серии были списаны и утилизированы еще к 1922 году.
Корабли с динамитными орудиями служили во флотах только двух государств, причем обе страны находились в Новом Свете, США и Бразилия. Век их оказался недолог и к концу века о них уже забыли. На арене появился Его Величество Мелинит и артиллерия победила броню в очередной раз.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам