Бразильская империя, как уже неоднократно упоминалось, флоту уделяла значительное внимание. Поэтому новинки европейского судостроения в виде первых английских и французских броненосцев мимо внимания бразильских чиновников не прошли. В 1862 году имперский министр флота контр-адмирал Хоаким Раймундо де Ламар направил делегацию в Европу для ознакомления с достижениями эпохи брони и пара.
Миссия вернулась в марте 1863 года с грандиозными планами, документацией на броненосный корвет и речные канонерки, которые планировалось заказать во Франции.
Финансирование для заказа первого броненосца Бразильской империи собирали по народной подписке, объявленной 10 января 1863 года. Собрано было порядка 60 тысяч ф.ст. 5 января 1864 года был заключен контракт на постройку казематного броненосного корвета с французской фирмой "Societe Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee" (Ла Сен). Вскоре корабль был заложен, 23 декабря его спустили на воду.
Броненосец получил гордое имя «Бразил», в честь названия страны.
Как было тогда принято, броненосец сохранил парусное вооружение типа баркентины. Вооружение-восемь пушек Уитворта: четыре 68-фунтовых и четыре 70-фунтовых, а также одна 12-фунтовая десантная пушка на сухопутном лафете.
13 декабря 1864 года началась Парагвайская война и французы арестовали строящийся для одно из воюющих сторон броненосец. Однако бразильским дипломатам удалось добиться снятия ареста. Европейцы никоим образом не симпатизировали Парагваю и не имели стимула жестко соблюдать требования "международного права".
2 марта 1865 года броненосец был принят бразильцами во главе с капитаном Антонио Энрике Баптиста.
1 июля 1865 года корабль под салют французских кораблей покинул Тулон вместе с рабочими верфи на борту, которые продолжали на ходу достройку броненосца. На Мадейре рабочие пересели на сопровождавший паром и вернулись во Францию.
29 июля 1865 года корабль прибыл в Рио. 31 июля после торжественной церемонии он вошел в состав имперского флота. Уже после этого броненосец продолжил программу сдаточных испытаний, законченную 23 августа. 3 августа броненосец посетил император дон Педру.
В сентябре 1865 года корабль прибыл на фронт.
В отличие от большинства остальных бразильских броненосцев, имевших британское или отечественное, бразильское, происхождение, он входил в немногочисленную французскую фракцию.
«Бразил» «Brasil» "Societe Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee", Ла Сен, Франция. Заложен 1864. Спущен на воду 23 декабря 1864. Закончен 2 марта 1865 года. Вступил в строй 31 июля 1865. В 1879 переклассифицирован в плавбатарею. Списан 1890.
Водоизмещение 1518 тонн (1494 длинных тонны). Длина 63,41 м. Ширина 10,75 м. Осадка 3,81 м.
Машина одинарного расширения, 2 котла, 250 л.с.; площадь парусов 550 м2. Скорость хода 10,5 узлов (испытания — 11,7 узлов). Запас угля 170 тонн (167 длинных тонн)
Бронирование(железо): пояс — 90...114 мм, батарея — 102 мм, пояс и батарея на 230-мм деревянной подкладке.
Вооружение: 4х178-мм 70-фунтовых орудия Уитворта , 4х68-фнт, 1х12-фнт.
Броненосец имел деревянный корпус с таранным форштевнем. Помимо паровой машины на 250 л.с. у него было парусное вооружение площадью 550 квадратных метров с тремя мачтами и бушпритом. Силовая установка была одновинтовой.
Бронирование состояло из полного пояса по ватерлинии из кованого железа, толщина на миделе 114 мм, в оконечностях 90 мм. Толщина стен каземата 102 мм. Подложка и пояса и каземата- 230 мм дерева, крепление броневых плит- на болтах.
Вооружение состояло из четырех 70-фунтовых нарезных дульнозарядных орудий Whitworth и четырех гладкоствольных 68-фунтовых пушек. Кроме того имелась одна 12-фунтовая десантная пушка на сухопутном лафете. Артиллерия английского производства устанавливалась, видимо, уже после ухода броненосца из Франции, возможно уже в Бразилии.
Парагвайская война началась вторжением хорошо подготовленной и вооруженной парагвайской армии в бразильский штат Мату-Гросу, а затем и в Аргентину.
Первый бой «Бразил» принял 23 марта 1866 года, он начал перестрелку с канонерской лодкой "Гуалегуай" парагвайцев. Правда канонерка после нескольких выстрелов успешно покинула поле боя.
23 марта «Бразил» участвовал в обстреле форта Итапиру, 26 марта прикрывал огнем высадку бразильцев в Пасо да Патриа, а 16 апреля-десант у Туюти. С этого момента войска союзников перенесли боевые действия в Парагвай. 20 мая броненосец вытащил из-под огня на буксире потерявшую ход канонерскую лодку "Маже".
Одним из основных эпизодов войны стала осада форта Курупаити с 4 по 22 сентября. Броненосец вел артиллерийские дуэли с батареями форта. Хотя чугунные ядра парагвайских пушек пробить броню не могли, но десятки ядер снесли ему все шлюпки и мачты. После падения Курупаити, «Бразил» отправили в ремонт.
Путь союзникам к столице Парагвая прикрывала мощная крепость Умаита на реке Парагвай. На ее осаду войскам Тройственного альянса понадобилось более года. Береговые батареи парагвайцев простреливали реку на протяжении нескольких километров и преодолеть их можно было только броненосцам.
«Бразил» вернулся на фронт в марте 1868 года, а с 10 апреля присоединился к обстрелам Умаиты. После падения крепости он зачищал от парагвайских войск бассейн реки Парагвай вверх по течению (бои в заливе Вера; у Тимбо, у Ангостуры) .
После победы над Парагваем в 1870 году броненосный корвет «Бразил» служил до 1879 года, после чего был переклассифицирован в плавбатарею и списан в 1890.
Первый бразильский броненосец с символическим названием свою боевую службу нес в основном на полноводных южноамериканских реках. Вполне можно его называть речным броненосцем.
В современном бразильском флоте имя «Бразил» носит учебный корабль «Brasil» U-27 ( 3.168 - 3.729 тонн. Размеры (метры): 131,3 x 13,5 x 4,2. Скорость (узлы): 16. Запас хода (узлы): 7.000 при 15 узлах. Вооружение: 2 артил. уст. Bofors 40 мм. и 4 артил. уст. 47 мм. (для салютов) Дальность 7000 миль. Экипаж: 224 человека + 201 курсант). Он один из самых частых визитеров в Санкт-Петербург. На август 2011 года таких визитов было 13.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам