Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы. Гроза Америк. «Риашуэло»

Оглавление
Eduardo_de_Martino_-_Navios_de_guerra_em_alto_mar
Eduardo_de_Martino_-_Navios_de_guerra_em_alto_mar

Длительная Парагвайская война привела к укреплению бразильского флота, но в основном небольшими речными кораблями. В 60-70 годах в строю числилось более 15 броненосных кораблей : морских и речных мониторов, батарейных, каземат­ных и башенных канонерских лодок, корветов, фрегатов. Причем большинство было построено на местных верфях.

Но наиболее мощные и современные корабли бразильскому судостроению были уже не по силам. А император считал мощный флот необходимым для страны. В 1872 году в Англию была отправлена военно-морская делегация, которой была поставлена задача заказать "самый мощный современный парусный броненосец". Название для него зарезервировали очень популярное на континенте-«Индепенденсия». По проекту Э. Рида на базе британского броненосца "Монарх" был создан проект сильного броненосца 9100 тонн водоизмещением с полным парусным вооружением, четырьмя 305 мм дульнозарядными пушками в двух башнях и двумя 229 мм под полубаком. При бронепоясе в 254-305 мм его скорость составляла 14 узлов.

Однако когда корабль был почти готов, начался кризис 1878 года. Великобритания собиралась воевать с Россией и добровольно-принудительно выкупила бразильский броненосец. Бразильцы добились выплаты 600 тысяч фунтов стерлингов, зато в Королевском флоте появился "Нептун"(еще 90 тысяч фунтов англичане потратили на доработку).

Несмотря на удачную коммерческую сделку бразильский флот оставался в прежнем состоянии, особенно давила на бразильцев постройка для Аргентины современного казематного броненосца «Альмиранте Браун». Такое положение не соответствовало амбициям дона Педру.

Министр военного флота адмирал Хосе Родригес де Лима Дуарте подготовил в апреле 1880 года национальному Конгрессу отчет о необходимости усиления бразильского флота двумя новейшими броненосцами британской постройки. Отчет был одобрен и лондонской компании Samuda Brothers был заказан броненосец. Учитывая модные тенденции при разработке проекта за основу взяли новейший английский броненосец «Inflexible», поразивший тогда военно-морскую общественность мира.

Разумеется, для бразильского заказчика проект был поскромнее (5610 тонн вместо 10300 тонн) размерами и вооружением, но концепция осталась прежней-диагональное (эшелонное) расположение башен главного калибра в центральной части корабля, неполный броневой пояс, сконцентрированный на защите центральной части корабля-с машинами и орудийными погребами, носовые и кормовые надстройки. Правда и толщина брони и главный калибр и водоизмещение составляли лишь 60% британского прототипа.

По расчетам конструкторов диагональная схема обеспечивала как возможность максимальной концентрации огня по одной цели, так и сокращение подлежащей бронированию площади бортов.

31августа 1881 года на верфи Samuda Brothers в лондонском пригороде Поплар был заложен броненосец, которому присвоили имя в честь "главной победы" бразильского флота-битвы при Риачуэло (Риашуэло) в 1865 году с парагвайцами.

«Riachuelo» спустили на воду 7 июня 1883 года и ввели в строй бразильского флота 19 ноября 1883 года. 20 сентября 1884 года он покинул Британию, а 13 ноября встал на якорь в Рио. Без артиллерии и боеприпасов он обошелся бразильцам в 365 тысяч фунтов стерлингов («Inflexible» стоил британцам 812 тысяч фунтов).

-2
Линкор Риачуэло , 1885 год.
Линкор Риачуэло , 1885 год.
-4
-5

Броненосец при постройке имел полное парусное вооружение на трех мачтах, надстройка шла по всей длине корпуса, две дымовые трубы располагались рядом друг с другом, передняя башня стояла слева, задняя справа.

«Riachuelo» еще не был достроен, а на той же верфи был заложен второй броненосец для бразильских ВМС. Заказчики настояли на изменении проекта в сторону дальнейшего уменьшения. Поэтому несмотря на общий в основе проект, второй корабль-«Aquibadan» отличался меньшим водоизмещением, длиной, составом вооружения, а визуально-наличием лишь одной дымовой трубы. Система же планировки и бронирования у кораблей совпадали.

Часто их считают однотипными кораблями, но так как второму кораблю проекта выпала более насыщенная и трагическая судьба, о нем будет отдельная статья.

В январе 1886 года в бухте Рио-де-Жанейро уже стояли два корабля, сильнейшие в Новом Свете броненосцы. Если британский прототип был гораздо больше и мощнее «Riachuelo», то в американских водах у бразильцев соперников не было. Даже ведущие морские державы тогда не отправляли так далеко свои крупнейшие корабли.

Американский флот после длительного застоя, начатого окончанием гражданской войны, лишь приступил к созданию Нового флота и мог рассчитывать лишь на старые мониторы 60-х годов. Бразилия стала морской державой №1 в обеих Америках. А в 1885 году даже Чили одним своим крейсером сломали геополитические планы США в Панаме.

Для американской элиты такое положение было недопустимым. Председатель комитета по военно-морским делам Хилари А. Герберт втолковывал конгрессменам в 1883 году на слушаниях по увеличению морских расходов для строительства полноценных броненосцев: «Если бы весь наш старый флот был выстроен в боевой порядок в середине океана и столкнулся с Риачуэло, сомнительно, чтобы хоть одно судно под американским флагом вернулось в порт» .

Более того, на первых новых американских броненосцах, USS  Maine и USS  Texas, была применена эшелонная система, такая же, как у бразильцев.

-6

-7

-8
Riachuelo_(ship,_1884)_-_Brassey's_Naval_Annual_1887
Riachuelo_(ship,_1884)_-_Brassey's_Naval_Annual_1887
-10

-11
Добавьте описание
Добавьте описание
-13
-14
-15
-16

«Риашуэло»«Riachuelo» Samuda Brothers, Поплар, Лондон, Великобритания. Заложен 31 августа 1881 г. Спущен на воду 7 июня 1883 г (7 июля 1882). Введен в эксплуатацию 19 ноября 1883 г. Списан 1910 г.

Водоизмещение 5029 тонн, нормальное 5610, полное 6100 тонн. Длина 92,96/93,33/97,72 м . Ширина 15,85/17,16 м . Осадка 5,60-5,99 м .
Двигатели- две вертикальные паровые машины двойного расширения, 10 цилиндрических котлов, 6000 л.с.., 7300л.с. 2 вала. Скорость 16 узлов. Максимальная скорость 16,7 узла. Запас угля 400/ 800 тонн. Дальность 4500 миль при скорости 10 узлов. Экипаж 288, после модернизации 367 человек.
Бронирование- компаунд, пояс 292 - 178 мм, башни 254 мм, рубка 254 мм, траверсы – 254 мм, палуба – 51 мм, скосы 76 мм
Вооружение (как построено): 4 × 9,2-дюймовых (234-мм) орудия 234 мм/31 Armstrong C в двух башнях(2 x 2) ; 6 x 1 5,5-дюймовых (140 мм /31 70pdr Armstrong BLR) орудий, 15 x 1 - 37мм/30 Armstrong 1-фунтовые орудия, 5 × 14-дюймовых (356-мм) надводных торпедных аппаратов ( 1 кормовой, 4 бортовых).
После ремонта 1894 г .: 4 × 240-мм/40 (9,45 дюйма) орудия Шнейдера в двух башнях; 6 × 120-мм/45 (4,7 дюйма) орудий Канэ, 6 × 47-мм орудий Гочкиса, 5 × 356-мм (14 дюймов) торпедных аппаратов.

Капитальный ремонт в 1893-1895 годах во Франции (FC de la Méditerranée, La Seyne). Три мачты заменены на две боевые мачты (по два боевых марса);грот-мачта оставлена для сигналов; сняты 6 х 1 - 140 мм/31, 15 х 1 - 37мм/30; установлены 6 х 1 - 120 мм Armstrong M (? Канэ), 6 х 1 - 47 мм/40 Hotchkiss

В 1904 году сняты боевые мачты, установлены новые котлы. Вместо фок-мачты установлен вентиляционный раструб.

Броненосец имел стальной корпус из сименс-мартеновской стали с обшивкой тиком и листами из сплава Мюнца (медно-цинковый сплав). Корабль обладал выраженным литым двухметровым тараном и по проекту-полным парусным вооружением в 947,6 кв. метров. Две дымовые трубы в центральной части расположены рядом. Броненосец имел полное двойное дно и 42 водонепроницаемых отсека корпуса. Более удлиненный, чем у прототипа корпус обеспечивал лучшие скоростные характеристики.

-17

Силовая установка включала две вертикальные паровые машины фирмы Humphrys Tenant & Co, 6000 л.с естественной и 6900 л.с. форсированной тяги и 10 цилиндрических котлов. Испытания показали 16,235 узлов при 6900 л.с. и 16,718 узлов при форсировании до 7300 л.с.

-18

Главный калибр размещался в двухорудийных башнях(барбетных установках с башенноподобным прикрытием), размещенным по остромодной в тот период эшелонной схеме. Башни имели гидравлический привод. Вес орудия-20 тонн. Вес снаряда 131,5 кг, начальная скорость 629 м/с при дальности 9100 метров и бронепробиваемости на дульном срезе 18 дюймов железной плиты.

По проекту пушки имели сектор обстрела 180 плюс 50 градусов, на практике стрельба на другой борт повреждала надстройки и палубу. Заряжание производилось в двух положениях-на нос или корму с углом возвышения 12 градусов.

Дополнительно шесть орудий среднего калибра 140мм, нарезных казнозарядных, парами стояли под палубаком, под полуютом, в средней надстройке.

Противоминную обороны держали 1 фунтовые 25 мм пушки Норденфельда в количестве 11-15 штук.

Для броненосца фирме "Ярроу" был заказан миноносец 2-го класса со скоростью 18,1 узла.

Длина броневого пояса -76,2 метра,высота 2,1 метра, он полностью закрывал механизмы и артпогреба. Толщина пояса в надводной части от 292 мм в районе МКО до 254 мм, подводной-178 мм. Пояс прикрывала стальная палуба толщиной 51мм, в носу и корме-76 мм.

Кольцевые барбеты имели толщину 254 мм, такую же толщину имели башни и боевая рубка. Общий вес брони-1470 тонн.

-19
-20
-21
Броненосец Риачуэло , 1885 год.
Броненосец Риачуэло , 1885 год.
-23
Риачуэло
Риачуэло

По иронии судьбы «Риашуэло» сопровождал свергнутого императора Педру II с семьей в Европу после свержения империи в 1889 году. Августейшее семейство следовало на пакетботе "Алагоас", а броненосец обеспечивал эскорт.

В 1891 году молодая Бразильская республика пережила первое серьезное политическое потрясение. Первый президент маршал Деодору не поделил власть с Конгрессом и распустил его. Оба броненосца стояли в Рио в ремонте и были не на ходу. В противостоянии Деодору мог рассчитывать на «Aquibadan», а «Riachuelo» контролировал оппозиционно настроенный адмирал Кустодио де Мелло. Тогда сторонам удалось разойтись миром, маршал Деодору ушел в отставку, его сменил маршал Флориану Пейшоту.

Следующее знаковое событие бразильской истории, Revolta da Armada (мятеж бразильского флота), броненосец пропустил по уважительной причине, он с 1893 по 1895 год был на ремонте и модернизации во Франции. Так что все случилось без участия самого сильного корабля бразильского флота.

В ходе модернизации было снято парусное вооружение и вместо трех обычных мачт с такелажем броненосец обзавелся двумя боевыми мачтами с солидными боевыми марсами. Тогда же один французский инженер взялся изготовить для броненосца мини подводную лодку длиной 8 метров с экипажем из трех человек. Но не смог.

С 1896 года корабль вернулся к активной службе и в 1900 году во главе Белой эскадры вместе с крейсерами « Барросу» и « Тамойо» доставил президента Кампуса Салиса в Бразилию во время официального визита. В тот год броненосец на испытаниях показал скорость в 16 узлов. В 1907 году он участвовал во Всемирной выставке в Норфолке и морском параде на Хэмптонском рейде.

В 1910 году старый броненосец списали и на буксире отправили в Европу на завод компании Forth Shipbreaking Co. в Бо'несс ( Шотландия) для утилизации. По одним данным он прибыл в город 14 мая 1914 года(Linlithgowshire Gazette, 15 мая 1914 г.), по другим затонул при буксировке.

Бразильский броненосец Риашуэло в Нью-Йорке, 1907 год
Бразильский броненосец Риашуэло в Нью-Йорке, 1907 год
Броненосец Riachuello после последней модернизации
Броненосец Riachuello после последней модернизации
Броненосец Riachuello после последней модернизации
Броненосец Riachuello после последней модернизации

Риачуэло 1900
Риачуэло 1900

Больше, лучше и подробнее здесь: *

-29
  • В статье, правда, несколько раз повторяется про "аргентинские броненосцы типа "Альмиранте Браун"", который был построен в единственном экземпляре.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам