По итогам гражданской войны 1893-1894 годов Бразилия стала одной из стран, в которых минные крейсера получили дальнейшее развитие в классическом варианте, в отличие от ведущих морских держав, в которых это место постепенно заняли эсминцы.
Концепция минных крейсеров, по понятным причинам, получила много сторонников в бразильском флоте и в 1897-1900 годах в состав бразильского флота вошли еще три минных крейсера, построенных на германских верфях Круппа- «Тупи», «Тимбира» и «Тамойо». Формально их относят к одному типу- типа «Тупи». Но построенный последним «Тамойо» изготовлен по измененному проекту- с более узким и длинным корпусом, что при меньшей мощности машин позволило достичь более высокой скорости.
Это были более крупные и мореходные торпедные корабли, имевшие поворотные торпедные аппараты на верхней палубе и скорострельную артиллерию немецкого производства.
Крейсер «Тимбира» первоначально назывался «Карамуру» («мурена», прозвище, данное индейцами португальцу Диогу Альваресу Коррейя, занимавшемуся колонизацией провинции Байя, за меткую стрельбу). Окончательное имя получено в честь легендарного воина Тимбира из коренного народа Мараньян. Крейсер был первым этого имени в бразильском флоте.
Головной крейсер «Тупи» получил имя в честь группы племен бразильских индейцев, объединенных под названием племени тупинамба.
Крейсер «Тамойо» назван в честь антипортугальского союза племен тупи 16-го века, tamuia на языке тупи означает «старый, древний».
«Тупи» «Tupi» Germaniawerft, Киль, Германия. Спущен на воду 1896 г. Вступил в строй 1897 г. Списан 12.1915
«Тимбира» «Timbira» Germaniawerft, Киль, Германия. Спущен на воду1896 г. Вступил в строй 1897 г. Разоружен 27.10.1917
Водоизмещение нормальное 1014 т.(1030/1119 тонн). Длина 76,19/86,04 м. Ширина 8,40/9,37 м. Осадка 3,05-3,12 м
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, цилиндрические котлы, 7000 л.с. Кол-во валов 2. Максимальная скорость 22,5 узлов . Запас угля 250-295 тонн. Экипаж 110-155 человек
Броня- сталь- палуба 13 мм, щиты 114 мм, боевая рубка 25 мм
Вооружение- 2 x 1 - 120 мм/37 SK L / 40 C / 91, 6 x 1 - 57 мм /37 SK L / 40 C / 91, 2 x 1 - 37мм/37 SK L / 40 C / 91, Минно-торпедное- 1 - 356 мм носовой ТА и 2 х 1 - 356 мм ТА
Корабли имели стальной корпус с поднятым баком, двумя разнесенными дымовыми трубами и двумя мачтами. Механизмы защищал стальной лист толщиной 13 мм, рубку-25 мм стали, а орудия главного калибра-114 мм щиты. 120 мм скорострельные орудия были установлены на носу и корме, на миделе размещались два поворотных торпедных аппарата в дополнение к неподвижному носовому. Между трубами на силуэте заметен вентиляционный кожух.
«Тамойо». Germaniawerft, Киль, Германия 1898 г. Вступил в строй 1900 г. Списан 1920
Водоизмещение нормальное 1063 т. Длина 82,0 м. Ширина 8,76 м. Осадка 2,97 м
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, цилиндрические котлы. Кол-во валов 2. 6500 л.с.. Максимальная скорость 23 узла. Запас угля 293 тонн. Экипаж 110 человек
Броня- сталь- палуба 13 мм, щиты 114 мм, боевая рубка 25 мм
Вооружение- 2 x 1 - 120 мм/37 SK L / 40 C / 91, 6 x 1 - 57 мм /37 SK L / 40 C / 91, 2 x 1 - 37мм/37 SK L / 40 C / 91, Минно-торпедное- 1 - 356 мм носовой ТА и 2 х 1 - 356 мм ТА, все надводные
Корабль улучшенного проекта "Тупи", стальной корпус получил более острые обводы, за счет чего скорость увеличилась на пол узла при уменьшенной на 500 л.с. мощности машин. Визуально от основного типа отличался вершинами мачт.
Увы, история минных крейсеров была короткой. С развитием технического прогресса, скорострельной артиллерии, турбин и т.д., функции этих кораблей с успехом стали выполнять новые эсминцы и крейсера-скауты. Но появление их было ярким, все-таки для конца 19-го века потопить броненосец.... как сейчас отправить на дно какой-нибудь "Рузвельт" или "Форд".
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам