В 1889 году Бразилия перестала быть империей. Последнего императора, Второго Дона Педро, с почетом проводили во Францию, окончательно освободили рабов, но покой так и не пришел ни к Изауре ни к дону Леонсио. Власть в республике перешла к харизматичным маршалам. Бразильцы называют первое пятилетие без императора Сабельной республикой. Первым президентом страны стал маршал Фонсека, чьи армейские навыки пришли в противоречие с необходимостью соблюдать конституционные процедуры. Национальный Конгресс объявил маршалу импичмент, а тот, обидевшись, распустил парламент. Однако Конгресс договорился с командованием флота и под угрозой восстания Фонсека ушел в отставку.
Сменил его вице-президент, другой маршал, Флориану Пейшоту. Этот вояка церемониться с политиками не стал. Непослушных губернаторов менял, посылая войска, Конгресс угрозой силы заставлял утверждать свои указы.
Но если у России армия и флот-это ее союзники, то в Латинской Америке в большинстве случаев это соперники и конкуренты. Так было и в Бразилии. Флот здесь был изначально настроен промонархически, все-таки любимая игрушка императора. Пусть и бескровное, но свержение монархии настроило флот против новой власти, к тому же опирающейся на сухопутную армию.
Значительно повлияло и успешное восстание флота в Чили в 1891 году, свергнувшее президента, опиравшегося на армию.
6 сентября 1893 года рвануло. Практически весь флот оказался в руках мятежников под командованием адмирала Кастодио де-Мелло: броненосец «Аквидабан», мониторы «Жавари» и «Алагоас» , крейсера «Република» и «Тамандаре», 3 больших и 4 малых миноносца , а также много вооружённых коммерческих судов. Армия и береговые форты (кроме одного), как и ожидалось, остались верны Пейшоту. В восстании не участвовал второй современный броненосец «Риачуэло» на ремонте во Франции и корвет «Барросо» в кругосветном учебном плавании (во время которого он и затонул).
Боевые действия в столице заключались в основном в перестрелках между мятежными кораблями и верными президенту фортами береговой обороны.
Де-Мелло планировал, по примеру конгрессистов, сформировать на юге страны сильную армию из недовольных президентом. Только адмирал не учел, что захватить финансовые потоки ему не удалось, а без денег процессы идут немного по другому. К тому же ему не удалось завоевать благосклонность лондонских банкиров.
В итоге в Бразилии все получилось ровно наоборот. В борьбе армии и флота не флот создал армию, а армия создала флот. Пейшоту, в руках которого были все финансы государства, скупил в США и Европе все корабли, какие смог и вскоре создал еще один флот.
Среди срочно купленных президентом кораблей были две первые торпедно-канонерские лодки бразильского флота. «Густаво Сампайо» (480 тонн) и «Тирадентес»(795 тонн) постройки Армстронга.
Хотя «Тирадентес» был крупнее и лучше вооружен, в истории отметился именно «Густаво Сампайо». Этот минный крейсер строился для Королевского флота как «Аврора», но был в срочном порядке перекуплен Бразилией 8 октября 1893 года. 29 ноября «Аврора» прибыл в Пернамбуко. Здесь его переименовали в «Густаво Сампайо». Но к активным действиям он был не готов-не хватало моряков для укомплектования команды.
«Густаво Сампайо» «Gustavo Sampaio». Армстронг, Эльзвик, Великобритания. Заложен 1891, спущен на воду 1893, вступил в строй октябрь 1893. Разоружен май 1912. Списан в 1920 .
Водоизмещение нормальное 480 (487)тонн. Длина 59,9 м. Ширина 6.10 м. Осадка средняя 2,59 м
Броня-рубка сталь 19 мм
Двигатели- две паровые машины трехкратного расширения. 2 винта, 2000 л.с. . Максимальная скорость 18 (21)узлов. Запас угля 150 тонн. Экипаж 60 человек
Вооружение: 2 x 1 - 89 мм/40 Armstrong 20pdr QF, 4 x 1 - 47 мм /40 Hotchkiss, 1 - 356 мм торпедный аппарат (нос), 2 x 1 - 356 торпедный аппарат. В некоторых источниках - 406-мм (16") торпедные аппараты
Корабль со стальным корпусом имел высокий полубак, две легкие мачты и высокую дымовую трубу. Подводная часть корабля была обшита деревом.
Вооружение в основном было ориентировано на погонный огонь- здесь стояли обе 20-фунтовые скорострелки и неподвижный носовой торпедный аппарат. Еще две поворотные торпедные трубы стояли в районе миделя побортно. Все ТА-надводные.
Есть упоминания о вооружении из двух 102 мм, возможно корабль был перевооружен в ходе службы.
Когда правительственная эскадра адмирала Жеронимо Гонсалвеша, получившая прозвище "картонный флот", 10 марта 1894 года подошла к Рио-де-Жанейро, в ее состав помимо модных в Европе торпедно-канонерских лодок входили динамитный крейсер "Нитерой", младший брат американского "Везувия", полуподводная канонерская лодка Эриксона «Дестройер», переименованная в «Пиратини», 5 миноносцев фирмы "Шихау" и различные вооруженные наспех яхты и пароходы. Команды были укомплектованы неопытными людьми, к тому же среди них было много сторонников повстанцев.
Но измученным многомесячным бессмысленным противостоянием морякам мятежного флота этого было достаточно. Адмирал Гама, остававшийся за главного, высадил команды своих кораблей на берег, а сам с офицерами получил убежище на португальском крейсере.
Постреляв по безответным кораблям, сторонники Пейшоту догадались что они пусты и захватили их.
Оставался лишь главный мятежник, Де Мелло, на флагманском броненосце с несколькими вооруженными пароходами воюющий на юге. Шесть кораблей и четыре минных катера правительственных сил были отправлены на его поиски.
«Аквидабан» был найден в бухте св. Екатерины у острова Анхатомирим, но адмирала на броненосце уже не было. Оставив на «Аквидабане» с полсотни членов экипажа, Де Мелло увел остальные пароходы в Буэнос-Айрес и сдался аргентинскому правительству в обмен на политическое убежище. Атаковать броненосец было приказано «Густаво Сампайо» и шихаусским миноносцам «Аффонсо Педро», «Педро Иво» и «Сильвадо».
Ночью 16 апреля 1894 года, под тропическим ливнем, «Густаво Сампайо» (лейтенант Альтино Флавио де Миранда Коррейя), растеряв по дороге в кромешной тьме миноносцы, около 3-00 беспрепятственно подошел к стоящему на якоре броненосцу. При этом броненосец сам обнаружил себя, открыв шквальный огонь по приближающемуся кораблю.
С 20 или 120 метров минный крейсер выпустил торпеду из носового аппарата. Но торпедист выстрелил еще до команды и она прошла мимо. «Густаво Сампайо» обошел корму противника и еще одну торпеду выпустил из правого аппарата. Попала в цель лишь она, но броненосцу этого хватило, он затонул на мелководье через несколько минут после сильного взрыва. В этой атаке использовались торпеды Шварцкопфа с зарядами по 57 кг пироксилина.
Из трех миноносцев атаковать противника удалось лишь одному «Аффонсо Педро», который как только увидел «Акибадан», на полном ходу выпустил по нему две торпеды, одна из которых, как уверял командир миноносца, тоже попала в броненосец.
«Густаво Сампайо» получил 38 попаданий снарядами однодюймовых Норденфельдовских орудий. Хотя он на полторы минуты стопорил машины в 130 метрах от броненосца, ему удалось уйти, лишь один из моряков был ранен.
16 апреля лоялисты захватили потопленный броненосец, чьи надстройки остались над водой. Через два месяца после того, как «Акибадан» был потоплен торпедой, под него подвели пластырь и подняли. Затем он был отремонтирован в Рио-де-Жанейро и переименован в «24 Мая» («24 de Maio»).
Так «Густаво Сампайо» стал вторым торпедным кораблем в мире, потопившим броненосец. Оба броненосца были уничтожены торпедами кораблей своего же флота.
Всего бразильский флот лишился 16 кораблей (12 на стороне повстанцев и 4 на стороне лоялистов).
Пейшоту подавил остатки восстания, но править не смог и вскоре сам ушел в отставку.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам