Ледокол с мощнейшей в мире атомной установкой и ходовыми характеристиками вошел в состав флота. В присутствии премьер-министра над ним подняли российский флаг. Чем же примечательно новейшее ледокольное судно.
Примечательным служит само по себе то обстоятельство, что проект 22220, головным ледоколом которого является «Арктика», был разработан в постсоветское время – в начале 2000-х годов и придет на смену советским проектам «Арктика» и «Таймыр». В новом ледоколе применен целый ряд конструктивных и технических решений, которые позволяют ему занять доминирующее положение в классе.
Силовая установка
В качестве силовой установки для «Арктики» был разработан водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200, аналогов установки нет в мире. Его тепловая мощность достигает 175 МВт, а электрическая мощность – 55 МВт. Для сравнения, это практически вдвое мощнее установки легендарного ледокола «Ленин», при этом РИТМ-200 гораздо компактнее, дешевле и экономически выгоднее чем предшественники.
Стоит отметить также, что изначально предполагались установка реакторов иностранного производства, например, Siemens, но из-за санкций разрабатывать пришлось российским ученым. И они с блеском справились с поставленной задачей.
Переменная осадка
Важнейшая особенность, присущая этому типу судов – переменная осадка. Благодаря этому решению «Арктика» способна заменить ледоколы сразу двух типов – для морей и для рек. Ледокола проекта 22220 способны без труда заходить в устья рек, таких как Енисей и Обь.
Это в разы повышает автономность и область применения ледоколов, способных обеспечить проход во льдах в самых разных условиях.
Мореходность
Одна из технических задач, которая ставилась перед разработчиками ледокола – увеличить ледопроходимость с 2,25 метров до трех метров – лед с такой толщиной должен преодолевать корабль. По итогам испытаний можно сказать, что эта задача была выполнена.
По пути из Санкт-Петербурга в Мурманск ледокол «Арктика» добрался до Северного полюса. Толщина льда по пути достигала трех метров и, по словам представителей «Росатомфлота», ледокол преодолел такую толщину на половине мощности, то есть с большим запасом.
Стоимость
Считается, что ледоколы проекта 22220 – самые дорогие гражданские суда в России. В среднем стоимость одного судна колеблется от 40 до 50 млрд рублей.
Сложно сказать, сколько средств было потрачено на разработку проекта, но известно, что контракт на второй и третий ледокол серии составлял в 2014 году чуть больше 84 млрд рублей. В 2019 году был заключен тендер на поставку еще двух судов – общей стоимостью 100 млрд рублей, причем, насколько известно 55 из них – средства Росатома и Росатомфлота.
Фото: Росатомфлот