Мало кто знает, что всё вертолётостроение России зародилось в Иркутске. Точнее, практически на соседних улицах родились два великих авиаконструктора Миль 1909 и Камов 1902 году.
Чем могут гордится Иркутяне?
Вертолеты МИ
Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль, советский конструктор вертолётов, создавший серию вертолетов Ми, родился 22 ноября 1909 в г.Иркутске и жил на улице Карла Либкнехта, д.5, бывший доходный дом. После окончания Иркутской школы поступил в Новочеркасский авиационный институт.
В 1951 под его руководством был создан первый советский серийный вертолёт Ми-1.
Его коллективом в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт ) были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 без которых вряд ли мы освоили Сибирь, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12.
Ми-8 самый распространённый вертолет в мире, работает и по сей день, на его базе делают как гражданские, так и боевые машины.
Ми-24, неофициальное название — «Крокодил», созданный в последние годы жизни Миля, самый массовый боевой вертолет выпускаемый и по сей день.
Ушел из жизни гениальный конструктор 31 января 1970 года в Москве.
Вертолеты Ка
Николай Ильич Камов, советский авиаконструктор, создатель серии вертолётов «Ка». Родился 1 сентября 1902 в Иркутске и жил вот в этом доме по улице Декабрьских Событий, 20. Ему не было еще и 16 лет, когда он поступил Томский технологический институт.
В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении, тогда он решил строить самолёты.
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским, Камов создал первый советский автожир «Красный инженер» и предложили само слово «вертолёт».
Первый серийный вертолет был создан по заданию военных. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня.
20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух. В 1938 году один из автожиров типа А-7 отправили для спасения экспедиции Папанина на станцию «Северный полюс-1».
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ имени Камова и в 1947 года в воздух поднялась первая машина Камова, Ка-8 "Иркутянин", так Николай Камов вспомнил о своём родном городе. Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения, 2-х несущих винтов.
Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 "Иркутянин" (1947), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967).
Палубный вертолёт Ка-27 эксплуатируется до сих пор.
А «Черная акула» Ка-50, на западе прозванной «Оборотень» является лучшим одноместным, боевым ударным вертолетом, как и его последователь Ка-52 «Аллигатор».
Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года.
Вертолетостроение началось с Российских конструкторов, Миля, Камова и Сикорского
Сикорский Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год).
Из-за революционной разрухи, 17 года были практически остановлены все проекты, Сикорский, не поддерживал Советскую власть, ему начали угрожать. В марте 1919 года он эмигрировал в США.
Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, создан Сикорским в Америке 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.
В 1944 году в США был создан первый серийного вертолёт R-4, в России похожий вертолет был запущен в серию в 1951 году, Ми-1.
Возможно, когда-то, на этих домах появятся памятные таблички, а возможно улицы сменят революционные названия Карла Либкнехта и Декабрьских Событий и будут называться в честь выдающихся земляков.
Рудольф Кавчик, Иркутянин.