Найти в Дзене
Рудольф Кавчик

Явки и пароли. Кто придумал первый вертолёт

Оглавление

Мало кто знает, что всё вертолётостроение России зародилось в Иркутске. Точнее, практически на соседних улицах родились два великих авиаконструктора Миль 1909 и Камов 1902 году.

Чем могут гордится Иркутяне?

Вертолеты МИ

Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль, советский конструктор вертолётов, создавший серию вертолетов Ми, родился 22 ноября 1909 в г.Иркутске и жил на улице Карла Либкнехта, д.5, бывший доходный дом. После окончания Иркутской школы поступил в Новочеркасский авиационный институт.

Дом в котором родился и жил молодой Миль. Ул. Карла Либкнехта, д.5, Иркутск
Дом в котором родился и жил молодой Миль. Ул. Карла Либкнехта, д.5, Иркутск

В 1951 под его руководством был создан первый советский серийный вертолёт Ми-1.

Первый серийный вертолет Ми-1. Фото из сети интернет.
Первый серийный вертолет Ми-1. Фото из сети интернет.
Вертолёт Ми-4. Без этого вертолета, вряд ли мы освоили Сибирь. Фото из сети интернет
Вертолёт Ми-4. Без этого вертолета, вряд ли мы освоили Сибирь. Фото из сети интернет

Его коллективом в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт ) были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 без которых вряд ли мы освоили Сибирь, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12.

Грузовой вертолет МИ-10. Фото из сети интернет.
Грузовой вертолет МИ-10. Фото из сети интернет.

Ми-8 самый распространённый вертолет в мире, работает и по сей день, на его базе делают как гражданские, так и боевые машины.

Ми-24, неофициальное название — «Крокодил», созданный в последние годы жизни Миля, самый массовый боевой вертолет выпускаемый и по сей день.

Ушел из жизни гениальный конструктор 31 января 1970 года в Москве.

Ми-24, неофициальное название — «Крокодил». Фото из сети интернет.
Ми-24, неофициальное название — «Крокодил». Фото из сети интернет.

Вертолеты Ка

Николай Ильич Камов, советский авиаконструктор, создатель серии вертолётов «Ка». Родился 1 сентября 1902 в Иркутске и жил вот в этом доме по улице Декабрьских Событий, 20. Ему не было еще и 16 лет, когда он поступил Томский технологический институт.

Дом в котором родился и жил Николай Камов, ул. Декабрьских Событий, 20, г.Иркутск
Дом в котором родился и жил Николай Камов, ул. Декабрьских Событий, 20, г.Иркутск

В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении, тогда он решил строить самолёты.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским, Камов создал первый советский автожир «Красный инженер» и предложили само слово «вертолёт».

Автожир "Красный инженер". На фото Камов, Скржинский. Фот из сети интернет.
Автожир "Красный инженер". На фото Камов, Скржинский. Фот из сети интернет.

Первый серийный вертолет был создан по заданию военных. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня.

20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух. В 1938 году один из автожиров типа А-7 отправили для спасения экспедиции Папанина на станцию «Северный полюс-1».

Автожир А-7. Фото из сети интернет
Автожир А-7. Фото из сети интернет
А-7, автожир. Фото из сети интернет.
А-7, автожир. Фото из сети интернет.
Автожир А-7. Фото из сети интернет
Автожир А-7. Фото из сети интернет

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ имени Камова и в 1947 года в воздух поднялась первая машина Камова, Ка-8 "Иркутянин", так Николай Камов вспомнил о своём родном городе. Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения, 2-х несущих винтов.

Вертолет Ка-8.Фото из сети интернет
Вертолет Ка-8.Фото из сети интернет
Первый вертолёт Камова, Ка-8 "Иркутянин" .Фото из сети интернет
Первый вертолёт Камова, Ка-8 "Иркутянин" .Фото из сети интернет
Ка-8 "Иркутянин" .Фото из сети интернет
Ка-8 "Иркутянин" .Фото из сети интернет

Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 "Иркутянин" (1947), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967).

Палубный вертолёт Ка-27 эксплуатируется до сих пор.

Вертолёт Николая Камова Ка-27, 1967 год.  Фото из сети интернет
Вертолёт Николая Камова Ка-27, 1967 год. Фото из сети интернет

А «Черная акула» Ка-50, на западе прозванной «Оборотень» является лучшим одноместным, боевым ударным вертолетом, как и его последователь Ка-52 «Аллигатор».

Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года.

Вертолёт КБ Николая Камова Ка-50 "Чёрная акула". Фото из сети интернет
Вертолёт КБ Николая Камова Ка-50 "Чёрная акула". Фото из сети интернет

Вертолетостроение началось с Российских конструкторов, Миля, Камова и Сикорского

Сикорский Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год).

Из-за революционной разрухи, 17 года были практически остановлены все проекты, Сикорский, не поддерживал Советскую власть, ему начали угрожать. В марте 1919 года он эмигрировал в США.

Вертолёт Сикорского Vought-Sikorsky 300 сделанный в Америке . Фото из сети интернет
Вертолёт Сикорского Vought-Sikorsky 300 сделанный в Америке . Фото из сети интернет

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, создан Сикорским в Америке 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.

 Опытный вертолёт Сикорского VS-300 с защищенным фюзеляжем. Фото из сети интернет
Опытный вертолёт Сикорского VS-300 с защищенным фюзеляжем. Фото из сети интернет

В 1944 году в США был создан первый серийного вертолёт R-4, в России похожий вертолет был запущен в серию в 1951 году, Ми-1.

Вертолёт Сикорского R-4  .Фото из сети интернет
Вертолёт Сикорского R-4 .Фото из сети интернет

Возможно, когда-то, на этих домах появятся памятные таблички, а возможно улицы сменят революционные названия Карла Либкнехта и Декабрьских Событий и будут называться в честь выдающихся земляков.

Рудольф Кавчик, Иркутянин.