Процедура технического осмотра основана на Приложении N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) "ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ"
В данной статье, мы рассмотрим прохождение Транспортных средств категории M1. Упрощенно говоря M1, это - легковые автомобили для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. Соответственно категория "B" водительских прав.
Сам осмотр можно разделить на основные "фазы" процедуры, которую проводит технический эксперт:
I. Тормозные системы
II. Рулевое управление
III. Устройства освещения и световой сигнализации
IV. Обзорность
V. Шины и колеса
VI. Двигатель и его системы
VII. Прочие элементы конструкции
Далее мы подробно рассмотрим каждый из этих разделов проверки. Порядок проверки пунктов экспертом в реальности отличается, и составляется самим экспертом для оптимизации времени проверки.
I. Тормозные системы
Для проверки как правило используются роликовые тормозные стенды, в которых запрограммированы алгоритмы расчета требований ГОСТ. Проводится проверка общей удельной тормозной силы рабочей тормозной системы, относительная разность тормозных сил колес оси и общая удельная тормозная сила стояночной тормозной системы (для стояночной тормозной системы относительная разность тормозных сил не учитывается!!!). Эксперт вводит данные по автомобилю в базу данных, которые используются в подборе конкретных пороговых значений по ГОСТ. Требования по относительной разности к дисковым тормозам не более 20%, к барабанным механизмам не более 25%.
Перед проверкой на стенде, эксперт должен убедится, что давление в шинах на одной оси одинаковое и соответствует допустимому.
Возможна проверка ТС в дорожных условиях: начальная скорость ТС 40 км/ч, транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Не допускаются нарушение герметичности гидравлических тормозных элементов, коррозия грозящая потери герметичности, перегибы и трещины, деформация элементов системы. Системы штатного контроля тормозных систем должны быть исправны.
II. Рулевое управление
Самопроизвольный поворот рулевого колеса при работающем двигателе, не допускается. Суммарный люфт в рулевом управлении не более 10 градусов. Подтекание в системе, деформация и наличие трещин в системе, не допускаются.
III. Устройства освещения и световой сигнализации
Все световые приборы должны быть исправны и соответствовать требованиям. Использование источников света классом не предусмотренных конструкцией, не допускается. Прибором проверяется сила света и геометрические показатели светотеневой границы пучка света, головного освещения.
Помимо этого, экспертом проверяется на соответствие требованиям: аварийная сигнализация, указатели поворотов, сигналы торможения габаритные и контурные огни.
IV. Обзорность
Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны. Не допускается демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей.
Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. Для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, этот показатель должен составлять не менее 60%.
Транспортное средство должно быть укомплектовано противосолнечными козырьками.
V. Шины и колеса
Помимо соответствии эксплуатационной документации размерности, индекса скорости и массы, шин, экспертом проверяется остаточная глубина протектора (для летних шин это 1,6 мм, для зимних 4 мм) Использование шипованной резины в летний период не допускается.
Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
VI. Двигатель и его системы
Шумомером измеряется уровень шума выпуска двигателя ТС (предел 96 db на сбросе газа). Так же измеряется содержание оксида углерода (CO) и углеводородов (CH) в отработавших газах транспортного средства с бензиновыми и газовыми двигателями в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя.
Экспертом проверяется дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света:
9.2.1. Для двигателей экологического класса 3 и ниже:
2,5 м-1 для двигателей без наддува;
3,0 м-1 для двигателей с наддувом.
9.2.2. для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м-1.
Так же эксперт проверяет газоанализатором (уловитель паров) на утечку в моторном отсеке и заливной горловины бензобака.
VII. Прочие элементы конструкции
Экспертом проверяется идентификационный номер (VIN) на соответствие предоставленным документам. Так же проверяется наличие и соответствие срока годности аптечки и огнетушителя. Знак аварийной остановки должен быть.
Произвольное изменение комплектации аптечки или применение изделий медицинского назначения и прочих средств с поврежденной маркировкой и просроченным периодом использования не допускаются. Аптечки с самостоятельной комплектацией не допустимы. Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена. Все индикаторы диагностических систем должны быть исправны и не сообщать о неисправностях систем. Ремни безопасности и замки дверей должны быть исправны. Не допускается неисправность фиксирующих механизмов сидений водителя и пассажиров.
Если у Вас возникли вопросы касающиеся процедуры технического осмотра, задавайте, постараюсь ответить на них как можно более подробно.