Сегодня нас пригласила в кафе Катя. В этом кафе проходит выставка работ молодых и начинающих художников, работающих в новой технике: росписи виниловых пластинок. Оказывается это новомодная фишка, которая только набирает обороты в России. Вся суть ее в том, что вместо холста или бумаги используется пластинка. Катина дочь в числе начинающих художников. Конечно, нам всем было очень интересно посмотреть на работы и Катиной дочки, и других художников, и пообщаться-поболтать, и выпить в спокойной обстановке чашечку кофе. Если честно, я думала, что напишу о самой выставке, но я напишу о ней я в следующий раз, а сегодня совсем о другом.
Вот сидим мы, уже успели повосхищаться работами, и потихоньку разговор начинает касаться совсем других тем. И как-то незаметно всплыла тема неравнодушия и помощи. Аля, она из Воронежа родом, сразу вспомнила, как на днях прошел сюжет, о том, что неравнодушная автоледи нашла в Воронеже полураздетого ребенка на улицах города, проявила бдительность, ребенка спасли, доставили в больницу, а потом и родителей нашли. Хэппи енд. Молодец автоледи. И тут Наташа говорит:
- А я бы не остановилась. Сделала вид, что просто не увидела.
Такого никто не ожидал. Наташа очень добрый и ответственный человек. Она постоянно участвует в различных волонтерских программах, раньше с мужем ездили в приюты, помогают и сейчас нуждающимся. И тут такое заявление. Не вязалось оно с образом Наташи, который давно уже сформировался у всех, кто ее знал.
- Просто вот так остановишься помочь, а потом полжизни будешь доказывать, что ты не индюк, - пояснила она свою позицию.
Кто-то попытался доказать Наташе, что она не права, что помощь ребенку, оказавшемуся одному в городе - это святое, это просто обязанность каждого, что это спасет ему жизнь и прочее. Наташа слушала какое-то время эти убедительные речи, а потом рассказала, что произошло с ней прошлой осенью.
Прошлой осенью ее сын пошел в первый класс. Еще у нее есть дочь, которой тогда было немногим меньше двух лет. Муж у Наташи человек состоятельный, успешный, с хорошим заработком. Перед рождением дочери они переехали в новый район с хорошими домами. В нем несколько трехэтажных домов, а сейчас построили несколько многоэтажек. Но в подъезде только по 2 квартиры на этаже. Однушек нет совсем. В каждом подъезде камера, записывающая, что происходит перед подъездом и в подъезде на первом этаже перед лифтом (как в трехэтажках обстоит вопрос с камерами - не знаю). Школы нет. Поэтому муж с утра отвозит ребенка на машине в школу, а днем Наташа идет гулять с дочерью на коляске и забирать сына из школы. До школы идти минут сорок.
И вот Наташа с дочерью спускается как-то днем, чтобы идти в школу за сыном, и видит около лифта стоит один ребенок. Никого из взрослых рядом нет. Мальчик, примерно ровесник ее дочери. Наташа удивилась и растерялась. Чужой ребенок один в подъезде - что делать? Сначала она подумала позвонить в полицию и вызвать наряд. Но представив сколько времени его ждать, поняла, что опоздает за сыном в школу. Забрать ребенка с собой и отвезти в полицию, забрав сына из школы? Не вариант, ребенок маленький и не пройдет столько. Вызвать такси и отвезти ребенка в полицию? А вдруг не успеет за сыном. Попыталась заговорить с ребенком, выяснить кто он, откуда, как оказался в подъезде. Может быть, он пришел в гости к кому-то из жильцов. Но ребенок молчит и не говорит ни слова. Попытки выяснить откуда он, ни к чему не привели. Где мама, папа выяснить не удалось. А вдруг он из соседнего дома? Вряд ли совершенно чужой малыш мог оказаться в их районе. Тут Наташе пришла в голову, как ей показалась светлая мысль: отвезти ребенка в управляющую компанию. Она располагается в соседнем доме. Во-первых, вполне вероятно, что его узнает бухгалтер, так как многие мамы приходят платить за квартиры со своими малышами, но это, если он из местных жителей. Если же малыш посторонний, то по крайней мере в помещении УК есть детский уголок, там можно спокойно дождаться полицейских, а не в подъезде. В УК работают очень приятные девушки, они бы вполне могли дождаться приезда представителей порядка. А Наташа бы не опоздала забрать сына из школы. Наверное, кто-то умный скажет, что сначала надо было позвонить в полицию, а только потом начинать перемещаться с чужим ребенком, но Наташа будучи человеком неопытным в этом вопросе, даже не предполагала, что ее ждет впереди.
Взял ребенка за руку, Наташа отправилась с ним в УК. Уже на пороге УК мальчуган произнес «мама», указывая куда-то вперед и залился слезами. Буквально через мгновение на Наташу налетела разъяренная фурия. Она попыталась вцепится Наташе в лицо и орала дурным голосом, что та похитила у нее ребенка. Спасли Наташу те самые милые девушки из УК, к которым она и вела ребенка. Наташа говорит, что дальше все было, как в дурном сне, она даже воспроизвести все в точности и понять, что за чем происходило не может. Появились полицейские. Их уже вызвала мама мальчика, объявив, что ребенка у нее украли. Наташу задержали. Выясняли ее личность. Выясняли, что за второй ребенок с ней. Сына из школы она в тот день так и не забрала. Пришлось звонить учительнице просить, чтобы она оставила его в школе, пока за ним не приедет отец. С дочерью они поехали в полицию. Там Наташа писала объяснительные, где и как она взяла ребенка. Доказывала, что девочка - это ее дочь, которая плакала и жалась к маме. Сколько времени длился весь этот кошмар Наташа даже приблизительно не представляет. Потом дочь забрал муж. А она продолжала писать объяснительные и рассказывать, как оно было в десятый раз. А ей предлагали признаться зачем она увела ребенка с площадке, рассказать с какой целью пыталась похитить мальчика. Оказалось, что ребенка искали уже более получаса. И Наташу спрашивали снова и снова, где она была эти полчаса с ребенком и что делала с ним.
Потом пришло заключение, что с ребенком все в порядке, что он полностью цел и здоров. Тогда следователь немного смягчился. Наташу даже отпустили домой. Но потом вызывали еще много раз. Спасли ее те самые камеры, которые стояли в подъезде. Запросив записи с камер, в полиции сумели восстановить всю последовательность истории.
Оказывается, что мама мальчика со своей приятельницей мило болтали около подъезда. Они уже прощались и собирались расходиться в разных стороны. Приятельница живет в трехэтажке, а мама с сыном приходили к ней в гости, играли на детской площадке около Наташиного дома и собирались идти пешком обратно. Но прощание затягивалось. Мальчику было скучно. И он бегал и пытался дотянуться до кнопок на домофоне то у одного подъезда, то у другого. В какой-то момент в подъезд заходила женщина с коляской. Она живет на первом этаже. Мальчуган забежал в подъезд следом за ней. Женщина этого не заметила. Она прошла к своей двери мимо лифта. А ребенок остался один в подъезде. Так как народа живет не много, то никто не входил и не выходил из подъезда. Ребенок попробовал открыть дверь и выйти, но двери большие и тяжелые, поэтому открыть их он не смог. Пометавшись некоторое время около лифта, малыш просто встал и замер. Именно так стоявшим его одного и нашла Наташа, спустившись на первый этаж. Ее появление с дочерью видно на камерах. Видно, как она пыталась разговаривать с малышом, а потом берет его за руку и выходит из подъезда.
Мама с приятельницей не сразу хватились исчезнувшего ребенка. Еще какое-то время они в поле зрения камеры продолжают стоять и мило общаться. Но потом видно, как спохватываются и начинают искать ребенка.
Короче, перед Наташей извинились. Отец мальчугана потом лично приезжал с виски к Наташеному мужу.
- Но если честно, я так и не смола отпустить эту ситуацию, - сказала Наташа. - Я потом обращалась к психологу, так плохо мне было. И до сих пор меня трясет, как только я вспоминаю эту историю. Но сейчас я хотя бы рассказать ее смогла. А еще полгода назад я не то, что говорить, а думать об этом не могла. Но для себя я решила однозначно, что мои нервы и моя жизнь мне дороже. А в следующий раз не окажется камер, которые заснимут, что я не похищала ребенка, а пыталась ему помочь, что тогда? Идти в тюрьму? У меня свои дети есть. Им мама нужна живая, здоровая и рядом. Поэтому если завтра или даже сегодня я увижу одинокого ребенка в городе, я просто сделаю вид, что я его не видела. Вот не видела и все! Пускай родители сами разбираются со своими детьми.
Наташин рассказ заставил, по крайней мере, меня задуматься. А ведь на самом деле, получается очень непростая ситуация: ты остановишься помочь одинокому ребенку, а потом тебя вполне могут сделать крайним, обвинить в его похищении. И как ты будешь доказывать, что нашел ребенка на улице, а не увел от магазина, например? По камерам? А если камер не окажется рядом? А даже если и окажутся, то как скоро все это выяснится? А что в это время будет с тобой? Но в то же время, если все пройдут мимо одинокого ребенка (кстати, проводили исследование, кажется, год назад - и только 10% проходящих мимо людей остановились, чтобы узнать, почему ребенок стоит один посредине оживленной улицы), то с ним вполне может случится беда. Тот мальчик из Воронежа, с которого и начался весь этот разговор, вполне мог простудиться или даже замерзнуть за ночь в одних-то трусиках и ветровке. И вот как быть в такой ситуации? Как остаться человеком и не оказаться преступником без преступления? Честно сказать, до сегодняшнего дня я точно знала, как я поступлю, а вот теперь - нет. А как поступите вы?