Найти тему

Педали для шоссейного велосипеда: немного истории и трендов

Мы с вами уже не раз говорили про колёса, сёдла, втулки, инструмент, но почему-то обошли стороной педали. Исправим это досадное недоразумение! Поехали!

Чуть ли не с самого изобретения велосипеда перед райдерами стоит задача эффективно передать мощность своих ног колёсам. Физика тут создаёт для инженеров-велоконструкторов несколько проблем, которые глобально можно разбить на 2 группы:

  1. Слишком много трения;
  2. Слишком мало трения.

Проблема педалей как раз относится ко второй группе, где трение между конечностью райдера и механизмом было бы не лишним — чем больше нога скользит по поверхности педали при нажатии, тем менее эффективен процесс педалирования. В процессе развития велостроения, оказалось, что хорошо бы не только давить на педаль, но и тянуть её вверх. Давайте начнём с истории.

В 1868 француз Клеман Адер (тот, который запатентовал прорезиненные шины) изобрёл первые туклипсы. Слово туклипсы в русский язык попало из английского и образовано от словосочетания toe clipsзажимы для пальцев ног.

Минус конструкции очевиден: для того чтобы нога в зажиме держалась крепко, нужно плотно застёгивать ремешок — из плотно затянутого ремешка сложно вытащить ногу, а оперативно вытаскивать ногу нужно, иначе при резкой остановке вас ждёт падение.

Решая эту проблему, в ноябре 1895 года Чарльз Хэнсон из американской деревни с прекрасным названием Пис-Дэйл запатентовал первые педали с контактной платформой для обуви. Выстёгивалась такая обувь вращением ноги на небольшой угол.

Патент Чарльза Хэнсона. 1895 год.
Патент Чарльза Хэнсона. 1895 год.

В этом же 1895 году, можно сказать моё тёзка, Илай Харрис представил первые педали с присосками на обеих сторонах платформы, но идея не прижилась. К моему сожалению.

Спустя всего два года, в 1897 году Генри Тюдор из Бостона получает патент на первые магнитные педали для велосипеда. Да, годом я не ошибся это было почти 123 года назад.

Патент Генри Тюдора. 1897 год.
Патент Генри Тюдора. 1897 год.

В 1973 году итальянец Чино Чинелли, которого сейчас многие знают по марке велосипедов Cinelli, показал миру контактные педали M-71 без ремешков, которые по сути стали прообразом современных шоссейных контактов.

Контакты M-71. Буклет Cinelli.
Контакты M-71. Буклет Cinelli.

Через 10 лет, в 1983 году Жан Бернар и Мишель Мерсье запатентовали первые современные контакты, совместившие идеи Хэнсона и Чинелли. Контакты встёгивались прямо, а отстёгивались вращением обуви вбок на небольшой угол. Конструкция оказалась настолько эффективной и безопасной, что используется и по сей день, естественно с небольшими доработками. Её инкарнацию можно увидеть в стандартах вроде Look Keo или Shimano SPD-SL.

Можно заметить, что платформы Look и Shimano очень похожи, это обусловлено тем, что такая трёхконтактная конструкция даёт возможность жёстко закрепить ногу в контакте и с минимальными для разъединяемых конструкций потерями передать мощность от ноги к трансмиссии.

Сейчас мы говорим про шоссейные контакты, в MTB своя атмосфера: там полторы дюжины различных стандартов и уйма радикально разных инженерных решений. Если хотите материал про MTB — напишите в комментариях.

«А зачем ты рассказал нам про магнитные педали, Илья?» — спросите вы. А вот зачем. Попытки пропихнуть на рынок магнитные педали начиная с 1897 года предпринималась несколько раз: в 1996 году американцы из Exustar пытались выйти на рынок с магнитными Mag Flux Road, а Mavic в 2009 начал производить педали EZ-Ride для комьютинга с магнитными вставками.

Обувь и педали Mavic EZ-ride.
Обувь и педали Mavic EZ-ride.

Пока массового распространения такие педали не получили, но!.. Сейчас вырисовался тренд на приобретение гревелов, которые по своим основным характеристикам гораздо ближе к шоссе, чем к маунтинбайку, а значит и на асфальте требования к контакту с педалями у велосипедиста будут такие же, как к шоссейным. Также гревел подразумевает, что вы будете преодолевать места с бездорожьем, что делать на шипах стандарта вроде SPD-SL одно мучение — нужен компромисс между хорошим сцеплением и удобством ходьбы на контактах. Такой компромисс могут предложить современные магнитные педали типа MagPed или MagLock.

Шоссейные магнитные педали MagPed Road.
Шоссейные магнитные педали MagPed Road.

На сайте MagPed шоссейная версия стоит 189 евро без доставки — что в рублях на текущий момент довольно внушительная для педалей сумма. На Яндекс.Маркете ничего похожего я пока не нашёл, по крайней мере в диапазоне 4-6 тысяч рублей (по аналогии с ценником SPD-SL).

В общем, жду развития идеологии магнитных педалей для гревелов и их бюджетную версию до 6-7 тысяч рублей.

Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Про историю велосипеда могу предложить ещё пару материалов, если вы ещё их не прочли:
1. 18 событий, изменивших современный велосипед
2. 18 событий, изменивших велосипедное колесо

Авто
268,3 тыс интересуются