Мы с вами уже не раз говорили про колёса, сёдла, втулки, инструмент, но почему-то обошли стороной педали. Исправим это досадное недоразумение! Поехали!
Чуть ли не с самого изобретения велосипеда перед райдерами стоит задача эффективно передать мощность своих ног колёсам. Физика тут создаёт для инженеров-велоконструкторов несколько проблем, которые глобально можно разбить на 2 группы:
- Слишком много трения;
- Слишком мало трения.
Проблема педалей как раз относится ко второй группе, где трение между конечностью райдера и механизмом было бы не лишним — чем больше нога скользит по поверхности педали при нажатии, тем менее эффективен процесс педалирования. В процессе развития велостроения, оказалось, что хорошо бы не только давить на педаль, но и тянуть её вверх. Давайте начнём с истории.
В 1868 француз Клеман Адер (тот, который запатентовал прорезиненные шины) изобрёл первые туклипсы. Слово туклипсы в русский язык попало из английского и образовано от словосочетания toe clips — зажимы для пальцев ног.
Минус конструкции очевиден: для того чтобы нога в зажиме держалась крепко, нужно плотно застёгивать ремешок — из плотно затянутого ремешка сложно вытащить ногу, а оперативно вытаскивать ногу нужно, иначе при резкой остановке вас ждёт падение.
Решая эту проблему, в ноябре 1895 года Чарльз Хэнсон из американской деревни с прекрасным названием Пис-Дэйл запатентовал первые педали с контактной платформой для обуви. Выстёгивалась такая обувь вращением ноги на небольшой угол.
В этом же 1895 году, можно сказать моё тёзка, Илай Харрис представил первые педали с присосками на обеих сторонах платформы, но идея не прижилась. К моему сожалению.
Спустя всего два года, в 1897 году Генри Тюдор из Бостона получает патент на первые магнитные педали для велосипеда. Да, годом я не ошибся это было почти 123 года назад.
В 1973 году итальянец Чино Чинелли, которого сейчас многие знают по марке велосипедов Cinelli, показал миру контактные педали M-71 без ремешков, которые по сути стали прообразом современных шоссейных контактов.
Через 10 лет, в 1983 году Жан Бернар и Мишель Мерсье запатентовали первые современные контакты, совместившие идеи Хэнсона и Чинелли. Контакты встёгивались прямо, а отстёгивались вращением обуви вбок на небольшой угол. Конструкция оказалась настолько эффективной и безопасной, что используется и по сей день, естественно с небольшими доработками. Её инкарнацию можно увидеть в стандартах вроде Look Keo или Shimano SPD-SL.
Можно заметить, что платформы Look и Shimano очень похожи, это обусловлено тем, что такая трёхконтактная конструкция даёт возможность жёстко закрепить ногу в контакте и с минимальными для разъединяемых конструкций потерями передать мощность от ноги к трансмиссии.
Сейчас мы говорим про шоссейные контакты, в MTB своя атмосфера: там полторы дюжины различных стандартов и уйма радикально разных инженерных решений. Если хотите материал про MTB — напишите в комментариях.
«А зачем ты рассказал нам про магнитные педали, Илья?» — спросите вы. А вот зачем. Попытки пропихнуть на рынок магнитные педали начиная с 1897 года предпринималась несколько раз: в 1996 году американцы из Exustar пытались выйти на рынок с магнитными Mag Flux Road, а Mavic в 2009 начал производить педали EZ-Ride для комьютинга с магнитными вставками.
Пока массового распространения такие педали не получили, но!.. Сейчас вырисовался тренд на приобретение гревелов, которые по своим основным характеристикам гораздо ближе к шоссе, чем к маунтинбайку, а значит и на асфальте требования к контакту с педалями у велосипедиста будут такие же, как к шоссейным. Также гревел подразумевает, что вы будете преодолевать места с бездорожьем, что делать на шипах стандарта вроде SPD-SL одно мучение — нужен компромисс между хорошим сцеплением и удобством ходьбы на контактах. Такой компромисс могут предложить современные магнитные педали типа MagPed или MagLock.
На сайте MagPed шоссейная версия стоит 189 евро без доставки — что в рублях на текущий момент довольно внушительная для педалей сумма. На Яндекс.Маркете ничего похожего я пока не нашёл, по крайней мере в диапазоне 4-6 тысяч рублей (по аналогии с ценником SPD-SL).
В общем, жду развития идеологии магнитных педалей для гревелов и их бюджетную версию до 6-7 тысяч рублей.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Про историю велосипеда могу предложить ещё пару материалов, если вы ещё их не прочли:
1. 18 событий, изменивших современный велосипед
2. 18 событий, изменивших велосипедное колесо