На протяжении многих лет расстройства личности продолжают оставаться одним из наиболее сложных разделов военной психологии и психиатрии вне зависимости от условий службы, т.е. и в мирное время, и в период ведения боевых действий. Это обусловлено высокой распространенностью психических расстройств среди военнослужащих, преобладанием в их структуре нарушений пограничного уровня, малой изученностью указанной патологии военными психологами, а также, всё возрастающим числом диагностических ошибок и соответственно не корректной организации работы с этим типом военнослужащих.
Современная наука всё больше тяготеет к развитию междисциплинарных направлений. Жёсткое предписание психиатрии заниматься психопатологией, а психологии – нормой осталось в прошлом веке. Как отмечает Менделевич, «нельзя составить реестр однозначно психопатологических или 100% психологически обусловленных отклонений» (Менделевич В. Д., 2001, с. 6). Часто в практике требуются совместные усилия врачей, психологов и психотерапевтов для достижения положительного результата .
Исходя из этого, возникает всё большая потребность психологов различных практических и теоретических направлений иметь чёткое представление о том, как выявлять и работать с людьми имеющими в той или иной степени признаки психопатологии.
Если постоянные, выраженные формы расстройства личности достаточно хорошо изучены отечественными и зарубежными психиатрами, то преходящие (временные) расстройства личности явно, в силу клинического и социального патоморфоза, нуждаются в дальнейшей научной разработке. Объективные трудности диагностики расстройств личности вызваны расплывчатостью их границ, нечеткостью диагностических критериев, различными методологическими подходами, особенностями течения (компенсация – декомпенсация).
Еще в 1989 г. на конгрессе Всемирной ассоциации динамической психиатрии в Берлине отмечалось, что по мере демократизации общества возрастает число лиц, страдающих так называемым пограничным синдромом, и уменьшается число невротиков. Возможно, что к настоящему времени «расстройств личности» в популяции не стало значимо больше, но они стали более заметными и, естественно, проще выявляемыми.
Наиболее важным следствием любого пограничного психического расстройства является развитие у больного в той или иной мере выраженной социальной дезадаптации. Поэтому пограничные состояния обостряются в условиях военной службы, когда человек попадает в непривычную военную среду со множеством стрессовых факторов. Невозможность адаптироваться к окружающим условиям военной жизни может привести к различным негативным исходам как для самого военнослужащего, так и для его окружения.
Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) пограничные психические расстройства рассматриваются главным образом в разделах F4 («Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»), F5 («Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами»), F6 («Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых») и менее выраженно в некоторых других.
В психоаналитической традиции термин «пограничное состояние» обозначает уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический. В этом значении термин «пограничное состояние» был введен в 1953 году Робертом Найтом.
Сказанное свидетельствует о том, что пограничные состояния составляют достаточно большую группу специфических психопатологических проявлений. Часть больных находится под наблюдением врачей – психиатров, психологов или психотерапевтов, большее же число не получают специализированной и квалифицированной помощи.