Найти в Дзене
Navygaming Channel

Сколько нужно дизелей для торпедного катера - вариации на проекте 183

Еще несколько слов о вариантах совершенствования торпедных катеров пр.183. Дальнейшим развитием торпедных катеров после проектов 183ТУ - 183Т2 и семейство 183Я2/183Я3, БТКЯ2/БТКЯ3 (Источники: статья И.А.Поваренкова о послевоенных проектах ТКА СССР).

Дальнейшим развитием торпедных катеров проекта 183ТУ считаются катера проекта 183Т2. Эти катера рассматривались как переходный к чисто турбинному типу ТКА.

Катер проекта 183Т2 имел нормальное водоизмещение 100 т (полное – 117 т), что превышало уже на 48,5 т (50 т) водоизмещение серийных катеров проекта 183. Размеры катера тоже выросли: наибольшая длина 28,7 м, ширина 7 м, высота борта на миделе – 3,3 м, и в сравнении с серийными катерами и с предшественником пр.183ТУ. Дальность плавания осталась прежней 600 миль, но запас топлива увеличился до 32т. Вспомним, что серийный пр.183 имел такую же дальность плавания, но запас топлива составлял в три раза меньше – 10,3 т, а ТКА пр.183ТУ – 15,3 т.

Энергетическая установка состояла из двух дизелей М-50ФТК (для маневрирования и малых ходов) мощностью 1500 л.с. каждый и двух турбин ТВМ по 4500 л.с, что обеспечивало скорость полного хода 55 узла (крейсерская – 30 узлов) против 43 (33) узла у пр.183. Вооружение катера включало четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53Л, три спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3.

Модель торпедного катера пр.183 с четырьмя торпедными аппаратами
Модель торпедного катера пр.183 с четырьмя торпедными аппаратами

Как видим, в связи с использованием одной турбины в качестве маршевого двигателя существенно возрос запас топлива, что вызвало и значительный (до 25%) рост водоизмещения. В тоже время скорость хода была доведена до 55 узлов, а артиллерийское вооружение было усилено путем установки третьей 25-мм АУ 2М3.

Следующими вариантами усовершенствования стали катера пр. 183Я2 и 183Я3. Катера пр.183Я2 предусматривалась замена турбодизельной установки катера пр.183ТУ на дизельную, состоящую из двух дизелей М503. Большая мощность и малый удельный вес этого дизеля (ок.1 кг/л.с.) казались проектантам привлекательными, несмотря на ожидавшиеся трудности конвертирования этого 42-цилиндрового авиационного дизеля. Проектом 183Я3 предполагалось установка трех дизелей М503 вместо турбодизельной установки на катере пр.182Т2.

Такой подход не мог не сказаться на размерах и водоизмещении катеров: катер проекта 183Я2 имел нормальное водоизмещение 78 т (полное – 88 т), в тоже время этот показатель для ТКА пр.183Я3 составил 100 т (110 т). Как видим, для «трехдизельного» ТКА водоизмещение почти приблизилось к пр.183Т2 (2 дизеля_2 турбины). Размеры катеров тоже выросли: для 183Я2: наибольшая длина 26,7 м (для 183Я3 – 28 м), ширина 7 м, высота борта на миделе – 3,3 м. Отличалась и дальность плавания 650 миль с запасом топлива в 16,5 т у 183Я2, и 640 миль с запасом топлива в 20 т для 183Я3.
Энергетическая установка 183Я2 состояла из двух дизелей М-503 мощностью 4000 л.с. каждый, что обеспечивало скорость полного хода 50 узла (крейсерская – 30 узлов). Три дизеля М503 ТКА проекта 183Я3 (3х4000 л.с.) обеспечивали торпедному катеру скорость 55 узлов (крейсерская – 30 узлов). Торпедное вооружение катеров не отличалось и включало четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53Л, а артиллерийское на 183Я2 было слабее (две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3 против трех на 183Я3).

Проект большого торпедного катера, работы по созданию которого велись ЦКБ-5 под шифром «БТК», обеспечил разработку двух вариантов катеров: БТКЯ2 и БТКЯ3, незначительно отличавшимися главными измерениями и увеличенной килеватостью. Эта пара катеров в чем-то напоминала предыдущую «пару», отличаясь количеством дизелей и спаренных установок.

Большой торпедный катер проекта БТКЯ2 имел нормальное водоизмещение 80 т (полное – 89 т), в тоже время этот показатель для ТКА пр.БТКЯ3 составил 100 т (113 т). Как видим, все «трехдизельные» ТКА имели водоизмещение около 100 т. Размеры катеров чуть выросли: для БТКЯ2: наибольшая длина 28 м (для БТКЯ3 – 29,5 м), ширина 7 м, высота борта на миделе – 3,2 м (3,4 м). А вот в случае с большими катерами дальность плавания у двух типов была одинаковой - 700 миль с запасом топлива в 16,9 т у БТКЯ2 и 24,6 т для БТКЯ3.

Энергетическая установка катера пр.БТКЯ2 состояла из двух дизелей М-503 мощностью 4000 л.с. каждый, что обеспечивало скорость полного хода 50 узла (крейсерская – 30 узлов). Три дизеля М503 ТКА проекта БТКЯ3 (3х4000 л.с.) обеспечивали катеру скорость 55 узлов (крейсерская – 30 узлов). Торпедное вооружение катеров не отличалось, все те же стандартные четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53Л, но артиллерийское на БТКЯ2 было слабее (две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3 против трех на БТКЯ3).

Все у торпедных катеров может быть разным, но зенитная установка одна - 2М3 (шутка).
Все у торпедных катеров может быть разным, но зенитная установка одна - 2М3 (шутка).

Однако, как и предыдущие проекты, эти торпедные катера также не были доведены до постройки. Однако анализ из тактико-технических элементов и принятых технических решений позволяет правильнее понять развитие конструкторской мысли того времени и истоки появления тех или иных конструкций в построенных боевых катерах.