Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Мифы, связанные с непристёгнутыми ремнями безопасности и травмами от сработавшей подушки безопасности

Всем привет!

Один из самых главных мифов современности, когда речь заходит об автомобиле, гласит следующее: "Если ты не пристегнулся и при этом сработала подушка безопасности, то водитель получит тяжелые травмы от подушки безопасности, поэтому для водителя даже будет лучше, если она не сработает"

Хочу отметить важный факт, который касается ремней безопасности в автомобиле. Их введение дало наибольший эффект снижения травматизма при дорожно-транспортных происшествия по сравнению с другими инновационными системами безопасности, внедряемых в автомобиль. Я разбирал этот вопрос в отдельной статье. Поэтому в автомобиле всегда нужно пристегиваться.

Теперь касаемо обсуждаемого мифа, откуда у него растут, так сказать, ноги. Предположим, что в замедленной съемке мы можем наблюдать сам процесс, происходящий в автомобиле при встрече последним препятствия (находящегося в статике или динамике, в данном случае это не особо важно). Когда автомобиль встречает перед собой препятствие, то водитель, если его не удерживают ремни безопасности (т.е. он не пристегнут) по инерции продолжает движение вперёд. И по мнению большинства, если в этот момент срабатывает подушка безопасности, то получается эффект удара боксерской перчаткой, где в роли перчатки выступает подушка безопасности.

А теперь давайте опираться в обсуждении вопроса на научные факты. Обещаю, что Вы будете удивлены! Итак, в 2000 году вышла научная статья "Effectiveness of airbag restraints in frontal crashes - what european field studies tell us" в рамках проведения научной конференции IRCOBI [1]. Давайте рассмотрим её полностью как в общих вопросах повышения вероятности неполучения травм с точки зрения систем безопасности автомобиля, так и с точки зрения озвученных мной существующих мифов.

Для начала давайте подумаем над такой интересной статистикой: установлено, что комбинация использования ремней безопасности и подушек безопасности на 60% снижают вероятность травматизации при дорожно-транспортном происшествии, тогда как в автомобилях, оборудованных только ремнями безопасности, но без подушек безопасности вероятность травматизации уменьшается лишь на 37%, а если ремни безопасности не используются, а присутствует только подушка безопасности, то вероятность снижения травматизации составляет всего 7%

Так что, думаю, если Вы практиковали или практикуете использование заглушек вместо ремней безопасности, то теперь Вы пересмотрите своё отношение к безопасности.

Все современные автомобили оснащены как минимум двумя подушками безопасности. Автор фотографии kua1102
Все современные автомобили оснащены как минимум двумя подушками безопасности. Автор фотографии kua1102

В своих исследованиях авторы статьи обобщили данные о ДТП в период с 1992 по 2000 года. В качестве ранжирования последствий ДТП используется шкала MAIS (сокр. от Maximum Abbreviated Injury Scale, прим. kua1102), что на русский можно перевести как шкалу травматизма. Данная шкала имеет следующие градации травматизма [2]:

  • AIS 1 – Minor (незначительные повреждения)
  • AIS 2 – Moderate (умеренные повреждения)
  • AIS 3 – Serious (серьезные повреждения)
  • AIS 4 – Severe (тяжелые повреждения)
  • AIS 5 – Critical (критические повреждения)
  • AIS 6 – Maximal (currently untreatable) (фатальные повреждения)

Так вот, авторы исследования показывают, что водители, в машинах которых отсутствовали подушки безопасности, получили травмы с индексом 2 и более в большей степени, чем водители в автомобилях, оборудованных подушками безопасности (29% против 24%, см. стр. 429 статьи). Вывод очевиднейший, но гораздо более интересен вопрос о локализации травм, который приводится на рисунках 2 и 3. Рисунок 2 приводит данные о локализации, относящиеся к категориям травм с AIS 1, а Рисунок 3 - к категориям травм с AIS 2 и выше. На рисунке 3 перечислены следующие локализации:

  • cranium (череп)
  • face (лицевой отдел)
  • neck (шейный отдел)
  • chest (грудной отдел)
  • abdomen (отдел живота)
  • pelvis (отдел таза)
  • upper extremity (верхние конечности)
  • lower extremity (нижние конечности)

Так вот, авторы исследования отмечают, что для водителей автомобилей, оборудованных подушками безопасности, частота травматизации черепа была на 32% ниже по сравнению с автомобилями без подушек безопасности (см. стр. 430). А частота травматизации лица вообще на 55% ниже у автомобилей с подушками безопасности (это к вопросу о том, стоит ли и дальше эксплуатировать на наших дорогах такие вот автомобили):

Стильный автомобиль с околонулевой вероятностью не получить травмы даже в незначительном ДТП. Автор фотографии kua1102
Стильный автомобиль с околонулевой вероятностью не получить травмы даже в незначительном ДТП. Автор фотографии kua1102

Но вот какой крайне интересный результат: коэффициент травматизации верхних конечностей (в основном это травмы ключицы) в автомобилях, оборудованных подушкой безопасности на 54% выше по сравнению с автомобилями без подушек безопасности. Этот феномен авторы статьи объясняют так - при уменьшении вероятности травматизации одной части тела эта вероятность может увеличиваться применительно к другим частям тела, происходит так называемое смещение акцентов (англ. shift in emphasis).

Также исследователи отмечают,что наличие подушки безопасности не оказывает существенного влияние на частоту травматизации шейного отдела (стр. 435 статьи)

К сожалению, подобного рода научных статей достаточно мало, поэтому в режиме свободного доступа нашлось всего две статьи. Вторая из них - "An evaluation of airbag benefits / disbenefits in european vehicles - a combimed statistical and case study approach" [3]. Полезность данной статьи состоит в том, что отдельно исследовались группы водителей, использовавших ремень безопасности и, соответственно, пренебрегавших им. Авторы специально подчёркивают - результаты исследования будут особенно полезны для стран с низкой культурой использования ремней безопасности. В России, вроде бы, навели относительный порядок с этим, но, думаю, для тех из Вас, кто еще считает, что ремни безопасности придуманы просто так и ими можно пренебрегать, выводы британских коллег будут полезны в изменений данной точки зрения.

Исследователи оперируют чуть меньшей глубиной выборки - рассматривается временной период с 1996 по 2001 года. Предметом интереса являлись случаи лобовых ДТП. Для лаконичности изложения, т.к. эта статья будет интересна людям с математическим образованием, ибо изобилует разнообразной статистикой и оценками статистической значимости выводов, перейду к выводам авторов статьи применительно к возможности получения травм от подушек безопасности без использования ремней безопасности:

В значительной степени уменьшилась тяжесть травм головы как у водителей автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, так и без ремней безопасности: эффективность снижения травматизации для уровней травм AIS ≥ 2 из-за срабатывания подушки безопасности для водителей, пристёгнутых ремнем безопасности составила 58%, а для водителей, не пристёгнутым ремнём безопасности - 43%

Таким образом, как видите, у категории водителей, которые по каким-то причинам не пользовались ремнями безопасности, не наблюдается существенного повышения травматизации в области головы и шейного отдела.

И, наконец, авторы отмечают, что "подушки безопасности более эффективны в предотвращении травм при использовании вместе с ремнем безопасности" (страница 14 статьи [3])

Таким образом, статистически не доказано, что при срабатывании подушки безопасности у непристегнутого водителя или переднего пассажира увеличивается риск травматизации головы или шеи от сработавшей подушки безопасности.

Другие мои статьи

Как введение ремней безопасности в автомобилях снизило показатели смертности в ДТП

Действия водителя, которые кратно снижают вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия

Volvo - это флагман в области автомобильной безопасности. Их наиболее значимые изобретения

Список источников

1. http://www.ircobi.org/wordpress/downloads/irc2000/pdf_files/2000_31.pdf

2. https://www.aci.health.nsw.gov.au/get-involved/institute-of-trauma-and-injury-management/Data/injury-scoring/abbreviated_injury_scale

3. https://repository.lboro.ac.uk/articles/An_Evaluation_of_airbag_benefits_disbenefits_in_European_vehicles_-_a_combined_statistical_and_case_study/9361160

С уважением, Юрий

Авто
5,66 млн интересуются