В коллекции Веломузея имеется вот такая прекрасная фотография большого формата (чуть больше А-4).
Несмотря на то, что подписи на обороте нет, многое можно установить, просто внимательно рассмотрев людей и велосипеды, видимые на фотографии. Предлагаю вам результаты небольшого расследования.
На фото запечатлена группа петербургских велосипедистов, членов Общества Велосипедистов-Туристов во время загородной поездки, произошедшей осенью 1906 года. Из чего следуют такие выводы, спросите меня? Охотно отвечу.
На двух из шести имеющихся в кадре велосипедов, хорошо видны номерные знаки характерной формы.
Такие знаки выдавались Санкт-Петербургской Городской Управой (парочка аналогичных хранится в коллекции Веломузея). На одном из номеров виден срок его замены "По 1 мая 1907 года", при этом номерок явно не новый - слегка помят и поцарапан. Знаки менялись ежегодно, после оплаты соответствующего налога.
Участники съемки одеты тепло, из чего можно сделать вывод, что съемка производилась весной или осенью. Так как номера не новенькие, (а меняли их по весне) - с большей вероятностью можно сделать вывод, что все же дело было осенью.
У большинства людей в кадре - на фуражках и пиджаках у мужчин, на лацканах жакетов - у дам) приколоты клубные значки.
Я, хорошо зная эмблемы велосипедных клубов и имея их в своей коллекции, сразу определил большинство из них - это значки С-Петербургского Общества Велосипедистов-Туристов (ОВТ), выросшего из него Российского Общества Туристов (РОТ) и С-Петербургского Общества Велосипедной Езды (ОВЕ).
Чаще всего встречаются знаки ОВТ, зачастую вместе с эмблемами РОТ, из чего можно сделать вывод, что большинство людей на фото - члены Российского Общества Туристов. Так как Общество Туристов было преобразовано из Общества Велосипедистов-Туристов в 1901 году, то, лица, носящие оба знака, скорее всего - ветераны общества, ставшие его членами с 1895 по 1901 года, чем, несомненно, гордились. Из 6 велосипедов в кадре удалось достоверно определить марку двух машин - на переднем плане. Слева расположен английский велосипед Humber, узнаваемый по характерной передней звездочке с эмблемой фирмы - мужскими фигурами, идущими хороводом, взявшись за руки.
Справа же располагается очень редкая модель американской фирмы Dayton, определяемая по сферической втулке переднего колеса, сферической же каретке и седлу с одной центральной пружиной. Эта модель выпускалась всего один год - 1902 и небольшое количество таких велосипедов попало в Россию посредством петербургского Торгового Дома "Победа".
Точно такой же аппарат имеется в коллекции Веломузея.
Конечно же, случай, когда по фотографии можно определить место события, примерную датировку и суть происходящего - чрезвычайно редкий! Но с этой фотографией как раз такое везение мне и выпало! ;-)
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!