Применение новой «газелевской» кабины на «Урале Next» выгодно как «Группе ГАЗ», так и автомобильному заводу «Урал»
По заветам предков
Для Горьковского автозавода глубокая унификация кабин и увеличение их выпуска снижает себестоимость и кабин, и самих автомобилей. Для автомобильного завода «Урал» применение кабинного модуля «Next» не только нейтрализовало «головную боль», связанную с поиском достойной замены кабины «Урал‑375», но и сразу же обеспечило качественный интерьер, вполне сопоставимый с отделкой лучших среднетоннажных грузовиков-иномарок.
Однако есть еще один факт. Появление кабины «Next» на столь разных по назначению грузовиках дало шанс выжить в России вообще всей капотной компоновке на коммерческих автомобилях. И это в условиях практически повсеместного жесткого доминирования бескапотников. Мы забыли «заветы отцов и дедов» о достоинствах «носатого» грузовика. А ведь их немало: несравненно лучшая пассивная безопасность – капот дает «два метра жизни», удобнее и безопаснее вход/выход – пол ниже и ступени больше по площади, опять-таки, лучшая аэродинамика. У военных свой аргумент в пользу капота: лучшая защита от мин. Те, кто ценит капотники за лучшую управляемость, говорят, что расположение водителя в пределах базы, точнее, вблизи центра масс, облегчает ему контроль поведения автомобиля в поворотах, по сравнению с посадкой «на колесе». Водитель и пассажир на бездорожье испытывают существенно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем при езде на бескапотном автомобиле. Это сейчас особо отмечают при создании спортивных грузовиков для «трак-рейсинга» и ралли-рейдов.
Двигатель не надо накрывать кабиной, что позволяет добиться приемлемой общей высоты автомобиля, и, в частности, верхней кромки рамы его шасси. Быстрее можно добраться до мотора при неисправности на дороге, не надо поднимать кабину. А ведь перед подъемом в ней часто приходится наводить порядок, иначе все валится на лобовое стекло, грозя его разбить. На это тоже нужно время. В «носатом» грузовике есть возможность отсидеться в тепле при ремонте двигателя на трассе в холода. Это ярко продемонстрировала эксплуатация КрАЗов и германских Magirus-Deutz при строительстве БАМа. Да и «Уралы» на северах тоже уважали. А с современными «автономками-фенами», не зависящими от работы мотора, держать комфортную температуру в кабине стало еще проще.
Сантиметры и миллиметры
Недостатком кабинного модуля «Next» для среднетоннажного, и тем более, для тяжелого грузовика является его небольшая ширина. По внешним панелям 2068 мм. Да, в сравнении с «ГАЗелью» первого поколения, у «ГАЗель Next» прибавились эти 68 мм, и кабина лучше скомпонована, но у европейских одноклассников ширина кабины 2200-2300 мм, а у тяжелых грузовиков – не меньше 2300 мм для строительных машин или междугородних тягачей. Флагманские магистральные кабины вообще имеют максимальную ширину 2500 мм. Однако, несмотря на такие габариты, все эти кабины чаще всего двухместные, а у «ГАЗель Next» три полноценных места, и размещение достаточно комфортное. О нехватке ширины в большей степени вспоминают при оснащении кабины спальным местом, хотя длина матраца 190 см устраивает многих. Но самосвалу, миксеру, автокрану, мусоровозу или грузовику с дорожным оборудованием спальник вообще нужен крайне редко, чаще необходимо иметь два пассажирских места, а не одно.
Вместе с тем, для «ГАЗели Next» выпускают и двухрядную семиместную кабину с дополнительной дверью по правой стороне для доступа ко второму ряду сидений. Эту же кабину адаптировали для «ГАЗона» и «Урала». В ней есть откидываемые спинки сидений, которые фиксируются особыми замками, складываются вперед, тем самым образуя спальное место длиной 180 (по панелям обивки) и шириной 80 сантиметров. Перевозчики сами легко переоборудуют такой спальник под свои требования. Кроме того, двухрядная семиместная кабина – отличный вариант для ремонтных и сервисных бригад коммунальных служб, газовиков, нефтяников и энергетиков. На таком (вездеходном!) шасси легко размещается бортовая платформа или фургон с оборудованием, гидроманипулятор, облегчающий погрузку/разгрузку. И на точку с комфортом выезжают шесть-семь ремонтников. Не надо гнать машину сопровождения для перевозки сотрудников. Вообще, обеспечить такое сочетание проходимости, комфорта и грузоподъемности сможет не каждый производитель грузовиков. Добавим сюда вполне демократичный ценник и яркий внешний вид. Семейство Next «Группы ГАЗ» не спутаешь ни с чем, а это тоже дорогого стоит…
Поколение Next
Кабину для «Урала Next» привозят из Нижнего Новгорода почти полностью готовой, но она поступает на завод без оперения. Сваривать, окрашивать и полностью собирать ее в Миассе нет смысла, точно так же, как оснащать кабину крыльями в Нижнем. По технологии изготовления все кабины семейства «Next» одинаковы. Из стального листа с двусторонней оцинковкой штампуют внешнюю панель двери, порог и подножку, арку колеса, усилители крыла, стойки двери.
Сваренную кабину грунтуют катафорезом с полным погружением в ванну – только от такого грунтования коррозионная стойкость повышается в три-четыре раза. Катафорезное грунтование обеспечивает очень плотное покрытие. На ГАЗе работает новая линия окраски производства германской компании Eisenmann – одна из лучших в стране, особенно для грузовиков. Насколько хорошо красят кабину, можно судить по «ГАЗели Next». Сейчас на дорогах их уже много, и если присмотреться, то легко убедиться – дефектов окраски нет даже на 5-6 летних машинах.
Оригинальные для «Урала Next» капот, крылья и облицовку радиатора монтируют в Миассе. Важно, что они отформованы из морозоустойчивого и ударопрочного пластика. На презентации «Урала Next» в 2015 году прочность капота демонстрировали так: тяжелым деревянным брусом поочередно били по двум капотам. Один был пластмассовым, от «Урала Next», а второй – обычный, стальной, от кабины 4320. На стальном капоте от единственного соприкосновения с бревном появилась огромная вмятина. А пластмассовый били раз двадцать, но на нем не было никаких деформаций, только краску поцарапали!
Раньше в кабине «Урала» просто не могло быть такого обилия приятных мелочей для водителя и пассажиров: современной панели приборов и обивки дверей интересного дизайна, мощной импортной печки (планируется и установка кондиционера), емкостей для бутылок с напитками, ниш для документов, карманов в дверях. У дверей мягкие и тихие замки, удобные ручки. Стеклоподъемники тросовые, с электроприводом. В нишах ступеней появились инструментальные ящики.
Сиденье водителя известной фирмы Grammer, на пневмоподвеске. Но сдвоенное пассажирское сиденье от «ГАЗели», конечно же, намертво прикручено к полу. У «Урала Next» отличное расстояние от педалей до задней стенки, рослый водитель это сразу заметит. Есть регулировка руля с механической цангой, но только по углу наклона. Сидеть за рулем стало удобнее еще и потому, что теперь сдвинута вперед колесная арка, ее можно воспринимать как удобную опору для левой ноги. Уже в базовой комплектации есть электрообогрев ветрового стекла в районе укладки щеток стеклоочистителя, раньше эта опция была доступна только легковым автомобилям.
По совокупности проведенных автозаводом изменений в конструкции вездеходов «Урал Next», создана действительно современная линейка отечественных грузовиков с совершенно недоступными ранее характеристиками. Капотники «Урал Next» – достойные наследники традиций легендарного «Урала‑375». Благополучия и дальнейших успехов заводу!
О моторах для «Урала Next» читайте здесь
Автоспорт и эволюция грузовиков «Урал». Есть ли связь?