28 сентября холдинг «Вертолёты России» приступил к серийному производству модернизированных ударных вертолётов Ми-28НМ, которые являются логическим продолжением Ми-28 (Н). Базовая машина, разработанная ОКБ М. Л. Миля в конце 70-х в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 декабря 1976 года, предусматривавшего создание на конкурсной основе нового поколения боевых вертолётов для ВВС СССР Ми-28 и В-80, в дальнейшем известного как Ка-50 (52).
Первый полёт опытный образец совершил в 1982 году, а уже в 1987 году был модернизирован и получил наименование Ми-28А, испытания начались в январе 1988 года, и они прошли благополучно, а уже в следующем году вертолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже в Париже. В середине 90-х машина прошла очередной этап модернизации и появился Ми-28Н, однако из-за проблем с экономикой и в целом развала СССР машина так и не могла пополнить ряды уже ВВС РФ.
После очередной модернизации, в ходе которой на машине полностью заменили БРЭО и авионику, а также несущий винт который изготавливался из композита и рулевой Х-образный винт, машина была принят на вооружение в 2005 году, однако массово эксплуатироваться начала только к 2013 года и на 2020 год произведено более 110 машин, включая версии Ми-28УБ, а так же более 30 машин поставили на экспорт в версии Ми-28НЭ.
Однако военный конфликт в Сирийской Арабской Республики где применялся ударный вертолёт, показал, как плюсы, так и минусы машины. В первую очередь машина была не очень готова к такому жаркому климату, бывали сбои БРЭО и даже потеря машины из-за технической неисправности. Но несмотря на это, Ми-28Н продолжают наводить порядок в Сирии громя боевиков разнося их позиции в труху.
С учетом эксплуатации в Сирии и нарекания со стороны МО, было принято решение о проведении мероприятия по модернизации с учётом всех требований и пожеланий, и такая модернизация в лице Ми-28НМ была продемонстрирована в 2016 году. На этот раз модернизация очень основательная, в передней кабине новой версии машины установлен второй комплект органов управления, а также переработали авионику: командир и летчик-оператор теперь будут получать информацию об окружающей обстановке и работе всех систем машины в большем объеме, за счёт более современных МФИ и встраиваемых систем. Всё это повысит ситуационную информированность экипажа, облегчит взаимодействие и ускорит принятие решений в боевой обстановке. На вертолет также был установлен новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, оснащенный многопроцессорной бортовой ЭВМ увеличенного быстродействия.
На Ми-28НМ в след за авионикой поменяли и носовую часть, убрали носовую станцию Л-150-28, её заменяет размещенная в сферическом надвтулочном обтекателе РЛС Н025 (аналогичное решение используется на последней версии AH-64 Apache). Так же заменили на более современные комплексы противодействия средствам ПВО и двигатели, в место старых ТВ3-117ВМА установили новые ВК-2500П-01/ПС, которые мощнее и имеют значительно больший ресурс. В рамках нового проекта были разработаны улучшенные лопасти, предлагаемые для применения в составе несущего винта, что позволит увеличить крейсерскую и максимальную скорость до 15%.
Ещё Ми-28НМ получил на вооружение перспективную, первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. По данным МО, предварительно подписан контракт на поставку 98 Ми-28НМ до 2027 года. На мой взгляд, данные мероприятия по улучшению машины должны были пройти ещё 8 лет назад, но как говорится – лучше поздно, чем никогда.