Найти тему
Морская коллекция

Флот Турции.Список статей и справочные данные.

Годом основания турецкого флота считается 1081 год, когда сельджук Чака(Хака)-бей после пребывания в византийском плену, воспользовавшись беспорядками в Византии, освободился и захватил город Измир. Там он основал верфь и построил первый турецкий флот из 50 судов. В 16 веке османы добиваются господства в Средиземном море, конец которому положила только битва при Лепанто 1571 года. Но и после этого турки имели сильный флот и пиратские флотилии в Северной Африке, державшие под контролем основные торговые пути.

Турецкие фантазии о том, как выглядел был линкор в составе их флота. Слева видна султанская яхта "Ertuğrul", а справа крейсер "Hamadieh".
Турецкие фантазии о том, как выглядел был линкор в составе их флота. Слева видна султанская яхта "Ertuğrul", а справа крейсер "Hamadieh".
Османская пропагандистская открытка, напечатанная примерно в 1904 году. На ней изображены (слева): официальная яхта султана Erturul ,  крейсеры Mecidiye и Hamidiye , а также линкор Mesudiye (внизу).
Османская пропагандистская открытка, напечатанная примерно в 1904 году. На ней изображены (слева): официальная яхта султана Erturul , крейсеры Mecidiye и Hamidiye , а также линкор Mesudiye (внизу).
Эмблема турецкого флота
Эмблема турецкого флота

Дважды в 19-м веке османский флот был уничтожен почти полностью, в 1827 году объединенным русско-британским флотом при Наварине, а в 1853 году Нахимовым при Синопе. После Крымской войны турецкий флот во время правления Абдул-Меджида вновь пришел в упадок.

Ottoman Navy, 1850
Ottoman Navy, 1850

Возрождение турецкого флота в новом, броненосно-паровом качестве связано с именем султана Абдул-Азиза (1861-1876). Несмотря на серьезные экономические проблемы империи, султан на флот денег не жалел. На европейских верфях строились одни из самых мощных в мире кораблей. Англия и Франция были завалены заказами, что-то перепало даже австрийцам и итальянцам. Иногда все-таки у султана не хватало денег на выкуп и новые броненосцы появлялись в британском и даже прусском флоте.

В начале 60-х годов в Англии было построено 4 мощных броненосца типа "Osmaniye". Пятый броненосец-«Fatikh» был заказан там же в 1864 году, но выкупить его туркам не удалось и корабль в 1867 году приобрела Пруссия («Konig Wilhelm»).

В Стамбуле был заложен пятый корабль типа "Osmaniye"-"Феттах", но он так и остался недостроенным.

Османы тут же в 1867 заказали новые корабли. В 1869—73 годах англичане им построили двухвинтовой броненосный корвет «Fethi Bulend» и два поменьше- «Auni lllah» и «Muini Zaffer».

Параллельно броненосным флотом пытался обзавестись Египет, полузависимая провинция империи. Египет заказал во Франции батарейно-бар­бетные броненосцы Асар-i Tevfik и два меньших по размеру типа «Assari Shevket», а также два монитора «Hifzi Rahman» и «Lutfi Djelil». Даже в Австро-Венгрии египтяне заказали корвет «Idjalieh». Однако Абдул-Азизу удалось вернуть контроль над самовольной провинцией и все строящиеся броненосцы были в 1868 году переоформлены на Стамбул.

В Стамбуле в Имперском Арсенале в 1873 году спустили на воду второй броненосец по проекту «Fethi Bulend»- «Mukaddami Khair», первый построенный в Турции броненосный корабль.

В 1871 году в Англии было заказано два больших броненосца типа «Messudieh» , а третий был заложен в Имперском Арсенале. Еще два броненосца-типа "Peyk-i eref" были заказаны в Британии в 1874 году.

Турецкий флот делал весомую заявку на третье место в мире.

Однако до русско-турецкой войны 1877 года турки успели получить только головной «Messudieh», а остальные три построенных в Британии броненосца в 1878 года были включены в состав Королевского флота как "Беллейсль" , "Орион" и "Сьюперб"- была вероятна англо-русская война, а на турецкий флот британцы уже не надеялись.

Тем не менее, к началу войны с Россией броне­носный флот Турции многократно превосходил силы своего противника. Он состоял из 18 броненосных ко­раблей. Это были фрегаты, корветы и мониторы с нарезной артиллерией и броневой защитой, построен­ные (кроме одного) во Франции, Англии, Австрии. Ту­рецкий флот достиг своего очередного расцвета. Один турецкий корабль, неброненосный корвет "Эртугрул", ушел в 1877 г. даже к берегам Японии.

В 1876 году Турция имела на Дунае 7 броненосцев ( в т.ч. 5 казематированных броненосца типа «Фетх-юль Ислам» французской постройки 1864-1865 годов ), 3 воору­женных парохода и 18 деревянных судов. На кораблях стояли 62 орудия крупного калибра. Личный состав — 800 матросов.

К войне 1877 года с Россией турки обладали огромным превосходством на море, но повлиять на исход войны турецкий броненосный флот не смог. Абдул-Азиза уже не было, а пассивность турецких адмиралов привела к тому , что их гоняли русские лейтенанты на маленьких минных катерах.

Новый султан, Абдул-хамид II (1876-1909) из-за этого приобрел весьма скептический взгляд на значимость флота . Многочисленные броненосцы без движения ржавели в бухте Золотой Рог. Когда турки все-таки решили показать свой флаг в центральном регионе мировой политики конца 19-го века, на Дальнем Востоке, и отправили к берегам Японии паровой фрегат "Эртугрул" (построен в 1864 в Стамбуле), то после 13 летней стоянки в столице, он просто благополучно затонул на обратном пути вместе с подарками от микадо в территориальных водах Японии 16 сентября 1890 года. Погибло 533 моряка .

-5

Во время Критского кризиса 1896-1897 годов целостность Османской империи сохранял не турецкий флот-а Международная эскадра европейских великих держав.

Краткосрочная греко-турецкая война 1897 года закончилось победой турок на суше, а на море только взаимная пассивность сторон не позволила современному и эффективному флоту греков нанести поражение дряхлому османскому флоту.

-6

Это было засчитано за хорошее предзнаменование и турецкое правительство отправило несколько старых броненосцев на модернизацию.

Сами турки тоже пытались строить. Но получалось откровенно плохо. Заложенный в 1874 году «Гамидие» вступил в строй лишь через 18 лет, первый и последний эскадренный броненосец «Абдул Кадир», заложенный в 1892 году как последний в мире казематный броненосец, так и умер на стапеле-в 1911 году его ржавые останки растащили на металлолом. В начале 90-х на турецких верфях были заложены несколько крейсеров, но ни один из них воды так и не увидел.

Поэтому Турция в начале века заказала постройку по одному проекту трёх бронепалубных крейсеров за границей. Один («Султан Абдул-Хамид II», Hamidiye) в Англии, у Армстронга, второй («Абдул-Меджид», Mecidiye ) в США, у Крампа, и третий («Драма») в Италии, у Ансальдо ( он был конфискован в связи с началом итало-турецкой войны и вошел в состав итальянского флота под названием «Ливия»).

В Англии в начале века были построены яхты Erturul и Söğütlü, в Германии минные крейсера Berk-i Satvet и Peyk-i evket, во Франции эсминцы Тасос, Басра, Самсун и Ярхисар , четыре миноносца класса «Хисар» и одиннадцать канонерских лодок, в Италии одиннадцать миноносцев .

Однако новые корабли ржавели под окнами султанского дворца так же , как абдул-азизовские броненосцы.

-7

Когда в Оттоманской империи произошла младотурецкая революция и 23 июля 1908 года была провозглашена Вторая конституционная монархия, турецкий флот оставался сборищем разнородных кораблей с абсолютно необученными экипажами и минимальной боеспособностью.

Согласно амбициозной программе 1908 года для турецкого флота предполагалось построить 6 линкоров, 12 эсминцев, 12 мино­носцев и 6 подводных лодок.

После отречения султана Абдул-хамида II в 1909 году были предприняты усилия по возрождению флота и увеличению его возможностей.14 июля 1909 года было основано Военно-морское общество ( Общество Наваль-и Осман-и Муавенет-и Миллие) для сбора средств на возрождение флота, в котором младотурки видели одну из гарантий сохранения территориальной целостности Турции, на которую покушались уже все, кому не лень.

Благодаря интенсивным усилиям общества в короткие сроки была собрана крупная сумма денег и в 1910 году в Германии были закуплены эсминцы Yadigar-ı Millet, Gayret-i Vatanie, Nümune-i Hamiyet и Muavenet-i Milliye, а также броненосцы Barbaros Hayreddin и Turgutreis (старые броненосцы типа «Брандербург»).

-8

Обновлением и развитием турецкого флота руководили английская миссия адмирала Гэмбла и германская миссия.

В 1911-1913 годах Турция прошла через три непрерывные войны-итало-турецкую и две Балканские. Бороться с итальянским флотом турки даже не пытались, а грекам проиграли две морских битвы, правда без потери кораблей. Польза от флота была только в поддержке обороны турецких позиций и переброске подкреплений для сухопутной армии.

В Балканской войне отличился крейсер Hamidiye. Сначала его торпедировали болгарские миноносцы, а потом, после ремонта, он больше семи месяцев пиратствовал на греческих коммуникациях.

крейсер Hamidiye
крейсер Hamidiye

После завершения войн турецкое правительство запланировало кардинальное усиление флота. Из-за финансовых проблем Турции строительство кораблей затянулось, а после начала первой мировой войны строящиеся корабли были конфискованы Англией и Францией. Турция так и не полу­чила заказанные в Англии дредноуты «Фатих», «Решадие» и «Султан Осман I» (стали британскими «Эрин» и «Эджинкорт»), два турбинных легких крейсера в 3550 т, четыре эсминца в 1100 т и две ПЛ типа Е. Также невы­полненным оказался и заказ на шесть эсминцев и две ПЛ, раз­мещенный во Фракции весной 1914 года.

-10

В Первой мировой войне Турция вначале объявила о нейтралитете. Но конфискация Британией строящихся турецких линкоров привела к массовым волнениям в Турции ( на один из линкоров в Англию уже прибыл турецкий экипаж). Национальная обида привела турок в стан Центральных держав. Ускорил процесс прорыв в Константинополь германских линейного крейсера "Гебен" и легкого крейсера "Бреслау" с адмиралом Сушоном во главе. Эти корабли 16 августа 1914 года легким движением превратились в турецкие "Султан Явуз Селим" и "Мидилли" соответственно.

-11

1 октября 1914 года турки заминировали Босфор и закрыли его для других стран.

-12

В войну турки с помощью немецких союзников вступили после севастопольской побудки, вероломной атаки русских портов германо-турецкими кораблями. Появление в Черном море линейного крейсера категорически изменило баланс сил с до сих пор безоговорочным превосходством русского флота из эскадренных броненосцев. С "Явузом" они могли справиться лишь впятером. Только в 1915 году, с вступлением в строй черноморских дредноутов, русские вернули себе господство на море и смогли опять приступить к подготовке операции по захвату проливов.

В 1915 году англо-французы начали Дарданелльскую операцию по захвату проливов. В операции приняли участие десятки капитальных, правда в основном устаревших кораблей союзников.

Отвратительная подготовка операции, благоприятный для обороны скалистый рельеф, наличие развитой береговой обороны, руководство немецких спецов и героизм простых турецких солдат превратили операцию союзников в позорный провал.

Героем обороны стал небольшой турецкий минзаг "Нусрет", 8 марта 1915 года установивший 26 мин, на которых 18 марта 1915 года подорвались и затонули британские броненосцы «Иррезистибл», «Оушен», французский эскадренный броненосец «Буве», а британский линейный крейсер «Инфлексибл» и французский броненосец «Голуа» получили тяжёлые повреждения.

минзаг "Нусрет"
минзаг "Нусрет"

Отличился эсминец Muavenet-i Milliye,торпедировавший и потопивший британский броненосец "Голиаф". Турки также потопили в проливах 13 союзных подводных лодок (7 британских, 1 австралийский и 5 французских).

Уже в 1918 году британцам удалось сильно повредить основную силу турецкого флота-"Явуз" и потопили крейсер "Мидилли".

За войну турецкий флот из 1 линейного крейсера ,1 легкого и 2 бронепалубных крейсеров, 2 додредноутов, 1 броненосца береговой обороны, 8 эсминцев потерял 1 легкий и 1 бронепалубный крейсера, 1 додредноут и 1 броненосец береговой обороны, 3 эсминца. В качестве трофея получена французская подводная лодка.

Корабли, потерянные в войне (все в турецких водах или в Черном море)-1914 г. - корабль береговой охраны 'Месудие'. 1915 г. - эсминец "Ярхисар", крейсер "Меджидие", линкор "Хайреддин Барбаросса".1916 г. - эсминец Gairet-i-Watanije. 1917 г. - эсминец 'Jadhigar-i-Millet'. 1918 г. - легкий крейсер 'Мидилли' (нем. 'Бреслау').

Броненосцы береговой обороны. Мониторы для хедива. «Лютфи Джелил»


Броненосцы. Железная воля султана."Османие".

Броненосцы. Дважды рожденный. «Мессудие».

Броненосцы. Бесславный конец Великой победы . «Фетхи-Буленд»

Броненосцы.Недолгий ренессанс османского флота. "Ассар-и-Тевфик".

Эскадренные броненосцы. Османские корсары.«Барбарос Хайреддин».

Эскадренные броненосцы. Последняя попытка модернизации. «Абдул Кадир».

Линейные корабли.Турецкая мечта. "Эрин".

Линейные корабли. Бразильский турок на службе Его Величества."Эджинкорт".

Линейные крейсеры.Турецкоподданный. "Гебен"под полумесяцем.

Бронепалубные крейсера. Удачливый рейдер султана."Хамидие".

Эскадренные миноносцы. Победитель "Голиафа".«Муавенет-и Миллие».

Эскадренные миноносцы. Горы турецкой славы.«Коджатепе».

По Мудросскому перемирию 30 октября 1918 года остатки турецкого флота перешли под контроль союзников и были возвращены лишь после 1922 года благодаря успешным действиям войск Кемаля Ататюрка, которому Турция обязана своим возрождением.
До этого времени у турок оставалось лишь несколько небольших кораблей-миноносцы
Akhisar и Draç, минные корабли Nusret и Tir-i Müjgan, канонерки Hızırreis, Превезе и Айдынрейс Они занимались береговой охраной и разминированием.

-14

Во время войны за независимость(с Грецией) в рамках логистических перевозок на Черном море из черноморских портов Советской России в турецкие порты на 26 судах было перевезено в общей сложности 300 тысяч тонн материалов.

Турецкие военно-морские силы унаследовали от Османской империи лишь небольшое количество кораблей с крайне ограниченными возможностями . Большинство этих кораблей было интернировано в Золотом Роге во время Войны за независимость


После подписания перемирия 11 октября 1922 года 14 ноября 1922 года было создано «Стамбульское военно-морское командование» с небольшими боевыми кораблями-канонерские лодки
Burakreis, Chios, Isareis и Kemalreis, три эсминца класса «Taşoz». Кроме того, начат ремонт крейсера Hamidiye , который планировалось использовать как учебный корабль.

-15

Всего через год после провозглашения республики Ататюрк совершил плавание по Черному морю с 11 по 21 сентября 1924 года на крейсере Hamidiye, первом корабле республиканского флота, вышедшем в плавание. Сопровождал его минный крейсер Peyk-i evket.

Мустафа Кемаль Ататюрк
Мустафа Кемаль Ататюрк
-17

Созданное военно-морское министерство разработало программу развития флота, в частности ремонта существующих боевых кораблей. Сначала была заключена договоренность с французской компанией о ремонте линейного крейсера «Явуз». Немцам была поручена постройка дока соответствующего размера на будущее. Таким образом появилась судостроительная база Гельчюк.

Законом № 1198 от 16 января 1928 г. при Генеральном штабе при Министерстве национальной обороны был создан «Морской подсекретариат».

В этот период ВМС, имевшие на вооружении линейный крейсер Yavuz, броненосец Turgutreis, крейсера Hamidiye, Mecidiye, минные крейсера Peyk-i Şevket и Berk-i Satvet, а также эсминцы Samsun, Basra и Thassos, базировались в Гёльчюке . Подводные лодки Inonu и II.Inonu, которые были заказаны Нидерландам присоединились к флоту в 1928 году.
2 ноября 1930 года открылась военно-морская академия во дворце Йылдыз.
В 1931 году флот получил построенные в Италии эсминцы
Адатепе, Коджатепе, Тиназтепе и Зафер, подводные лодки Думлупинар и Сакарья.

В 1930 году, после ремонта, флагманом флота республики стал линейный крейсер "Явуз". До 1950 года он был символом турецкой морской мощи.

С подписанием в 1936 году международной Конвенции Монтрё о проливах турки смогли восстановить суверенитет над этой территорией.

Во время второй мировой турецкий флот пополнялся новыми кораблями.В 1939 году Англии было заказано 4 эсминца, 4 подводных лодки и 2 минных корабля. В том же году построенная в Германии подводная лодка
Saldıray вошла в состав ВМФ. Кроме того, были спущены на воду подводные лодки Atılay и Yıldıray, построенные на верфи Taşkızak . Подводная лодка «Батырай», строившаяся для Турции была конфискована Германией в сентябре 1939 года.

Имели место и потери. 23 июня турецкий корабль SS Refah, перевозивший турецких военных из Стамбула в Порт-Саид, был потоплен неизвестной подводной лодкой. Погибло 168 турецких военных из 200. 14 июля 1942 года в проливе Дарданеллы турецкая подводная лодка TCG Atilay (водоизмещение погруженное 1230 тонн) подорвалась на мине. Все 38 турецких членов экипажа погибли.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.