Упадок турецкого флота,когда-то бывшего грозой всего Средиземноморья,начался в 19 веке,особенно с приходом на корабли стали и брони. Если с деревом турецкие моряки более-менее справлялись,то металлические корабли в турецких руках теряли боеспособность через пару месяцев. Несколько улучшила ситуацию кемалистская революция после первой мировой войны. Мустафа Кемаль Ататюрк вернул туркам национальную гордость и научил иногда
работать почти по-европейски. Хотя в целом турецкий флот после первой мировой представлял собой плавучий музей,но несколько кораблей турки в межвоенный период заказали.Основным поставщиком эсминцев стала Италия.
Турецкий флот заказал в Италии четыре эсминца в начале 30-х годов. Эти корабли были первой частью программы перевооружения военно-морского флота Турции, которая началась после окончания греко-турецкой войны и создания Турецкой Республики . На верфи "Ансальдо" в Генуе заказана была серия из двух эсминцев .За основу при проектировании взят итальянский эсминец "Фольгоре".Отличался удлиненным корпусом-для размещения линейно-возвышенным способом орудий главного калибра в одинарных башнях(у итальянцев -спаренные) и двумя трубами(у итальянцев одна).
Построено было 2 штуки- Kocatepe и Adatepe ,названия они получили в честь двух гор под Смирной,прославленных турецкими победами.
Коджатепе TCG Kocatepe Ansaldo (An), Генуя . Заложен 7.2.1931, спущен на воду 18.10.1931, исключен 27.2.1954
Адатепе TCG Adatepe Ansaldo (An), Генуя . Заложен 19.3.1931 , спущен на воду 18.10.1931, исключен 27.2.1954
Водоизмещение -Стандартное: 1250 т, полное: 1650 т .Длина 100,2 м .Ширина 9,37 м .Осадка 2,9 м .Двигатели- 2 ТЗА Parsons,
3 ПК Thornycroft, 40 000 л. с. .Движитель -2 винта . Скорость хода 36 узлов .Дальность плавания 3500 морских миль на 15 узлах ,Экипаж 149 человек. Вооружение- 4 (4 × 1) — 120-мм/50, Зенитная артиллерия -3 (3 × 1) — 40-мм/40 и 2х1 – 20-мм зенитных автомата . Минно-торпедное вооружение- 6 (2 × 3) 533-мм торпедных аппарата
Турецкие эсминцы имели двухтрубный силуэт и отличались от итальянского прототипа расположением орудий — по линейно-возвышенной схеме, как на британских и французских эсминцах. Это потребовало удлинения корпуса, ширина которого при этом была уменьшена для обеспечения высоких скоростных качеств кораблей.
Более узкий корпус при высоко расположенном вооружении сделал остойчивость турецких кораблей ещё более посредственной чем у эсминцев типа «Фольгоре».
Силовая установка состояла из двух турбозубчатых агрегатов«Parsons» и трёх паровых котлов «Thornycroft». На испытаниях эсминцы развили скорость до 41 узла при мощности 52 000 л. с.
Артиллерийское вооружение состояло из четырёх 120-мм/50 орудий (4 × 1) и трёх (3 × 1) 40-мм/40 автоматов «пом-пом», два из которых размещались на полубаке и один — на площадке между торпедными аппаратами. Калибр торпед — 533 мм был новым для кораблей турецкого флота. Около 1942 года на корабли установили два (2 × 1) 20-мм/70 зенитных автомата.
С 1947 года, до исключения из состава флота, эсминцы использовались в качестве учебных кораблей.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам