Найти тему
Морская коллекция

Броненосцы.Недолгий ренессанс османского флота. "Ассар-и-Тевфик".

Османской империи, некогда считавшей и Средиземное и Черное море своими внутренними акваториями, в девятнадцатом веке в морских сражениях хронически не везло. В октябре 1827 года основные силы турецко-египетского флота были уничтожены при Наварине совместной англо-российской эскадрой. В ноябре 1853 года почти весь флот султана был расстрелян в гавани черноморского Синопа русской эскадрой адмирала Нахимова.

В итоге после Крымской войны обе черноморские супердержавы остались здесь без флота. Согласно Парижскому мирному договору на будущее морские флоты сторон в Черном море были ограничены небольшими отрядами. Правда ,в случае необходимости, турки могли легким движением перебросить любое количество своих кораблей в Черное море через контролируемые ими проливы, а русским для этого надо было прорывать укрепленные Дарданеллы в крайне неблагоприятных условиях Балтийской эскадрой, вдали от баз.

Несколько лет обе стороны флотом практически не занимались-хватало других забот. Но в 1861 году к власти в Стамбуле пришел новый султан-Абдул-Азиз, для которого флот стал абсолютным приоритетом. Несмотря на крайне слабую и отсталую экономику, морской бюджет был кардинально увеличен, новые броненосные корабли активно заказывались в Англии, Франции, Италии и Австро-Венгрии. Иногда, конечно, турецкий бюджет не справлялся с платежами и тогда британский
или прусский флот пополнялся новым броненосцем. Турки пытались строить броненосцы самостоятельно, но это ограничилось единичными случаями.

Вторым , после Британии, поставщиком броненосцев Блистательной Порте стала Франция. В 1868 году здесь сошли на воду сразу четыре броненосных корабля -монитор «Люфти Джелиль», два однотипных броненосных корвета «Ассари Шевкет» и «Неджили Шевкет»,и ,наконец, более крупный броненосный корвет «Ассари Тевфик».

Броненосец был заказан в 1865 году первоначально как "İbrahimiye" для флота Египта. В 1867 году он был заложен на французской верфи Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейне, в 1868 году сошел на воду и в 1869 году был готов для проведения ходовых испытаний.

За это время Египет поменял свой полунезависимый статус на автономию в составе империи. 29 августа 1868 года хедив Египта(наместник султана) передал броненосец османскому флоту. В 1870 году он был переименован в "Asar-i Tevfik",что на старотурецком значит «Божья милость».

Батарейно-барбетный броненосец «Ассари Тевфик» представлял собой уменьшенный вариант французского броненосца типа "Кольбер". Водоизмещение составило 4687 тонн, бронирование бортов по всей длине корпуса. В носовом барбете стояло две 250 фунтовых 9 дюймовых пушки Армстронга, еще шесть таких орудий размещались в бронированном каземате побортно.

-2

В 1876 году османский флот в очередной раз находился в зените своего могущества. В бухте Золотого Рога стояли могучие броненосцы, Красное море и Персидский залив контролировали отряды небольших кораблей. А корвет(яхта) "Эртогрул" в 1877 году была отправлена демонстрировать турецкий флаг в Японию. Личный состав турецкого флота составлял 18 129 человек, правда боевая подготовка не была сильной сторон османских моряков. Немного скрашивало ситуации несколько сотен британских офицеров, занимавших ключевые посты.

К началу очередной войны с Россией в 1877 году турецкий флот имел в строю 18 броненосных кораблей против двух "поповок"(броненосных плавбатарей) Черноморского флота. Правда к этому времени деятельного флотофила Абдул-Азиза (в 1876 году умер, скорее всего убит) сменили братья Мурад V (правил 93 дня и свергнут) и Абдул-Хамид II. Последний к флоту был равнодушен. Несмотря на гигантское превосходство в силах умелыми и дерзкими действиями малых сил Черноморского флота турки были принуждены к пассивности.

-3

Броненосец «Ассари Тевфик» (вид на 1877 г.)
Броненосец «Ассари Тевфик» (вид на 1877 г.)

"Асар-и Тевфик" «Assari Tewfik»( до 1870 -"İbrahimiye")Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сейн. Заказ 1865 г. Заложен 1867 г. Спущен на воду 1868 г. Передан Турции 29 августа 1868 г. Введен в эксплуатацию 1870 г. Погиб 11 февраля 1913

Водоизмещение 4687 т (4613 длинных тонн; 5167 коротких тонн). Длина 83,01 м .Ширина 16 м .Осадка 6,5 м .
Двигатели-1 × компаунд паровая машина, 3560 л.с. ,6 корпусных котлов.1 винт. Скорость 13 узлов .Запас угля 400 тонн. Экипаж 320 человек (до 600-640).
Бронирование (кованое железо): пояс 203—75 мм, батарея 152—102 мм, барбеты 127 мм.
Вооружение-на 1870- 8 × 229 мм /14(9 дюймов) дульнозарядных орудий Армстронга (2 в барбетах, 6 в батарее).

1891-перевооружен- 2*1 210 мм/32 RK Крупп C / 86, 6 228 мм Армстронг ML, 2 87 мм/ 24 BL Крупп C / 82, 2 63,5 мм/37 BL Крупп C / 91 , 2 x 1 - 25/42 Nordenfelt

1903-1906, Germaniawerft, Киль, Германия- оборудование было заменено на 1 котел VTE и 6 котлов Niclausse,скорость до 15 узлов;водоизмещение - 5600 т. 76-миллиметровая стальная главная палуба ; Новое вооружение состояло из 3 x 1 - 149/37 SK L / 40 Крупп C / 06, 7 x 1 - 120/37 Крупп SK L / 40 C / 97, 6 x 1 - 57/37 SK L / 40, 2 x 1 - 37/37 SK L / 40 C / 99.

-7

“Ассари-Тевфик” имел железный корпус с частично двойным дном ,таран в носовой части и броневой пояс по всей ватерлинии с бронированым казематом в центральной части.

Силовая установка состояла из горизонтальной паровой машины компаунд , работающей на один винт и шести коробчатых котлов, с одной трубой на миделе. Вся силовая установка была изготовлена верфью-строителем.Мощность установки позволила развить скорость 13 узлов. Знаменитая аккуратность турецких моряков по обслуживанию машины и котлов довела до 8 узлов,которые смог развить корабль в 1895 году. Броненосец при постройке получил парусное вооружение типа барк.

При постройке броненосец был снабжен броневым поясом из кованого железа толщиной до 203 мм на миделе с траверсами в 75 мм. Центральный каземат имел толщину брони 152 мм. Барбеты защищались 127 мм железными плитами.

Вооружение по проекту составляли восемь 229 мм дульнозарядных 12,5 тонных орудий производства Армстронга. Шесть стояли в каземате побортно, а два-в носовой части в открытых барбетах.

Корабль-долгожитель прошел две крупные модернизации.

В 1891 году пушки в барбетах были заменены на 210 мм казнозарядные орудия Круппа, также была установлена крупповская мелкокалиберная артиллерия -два 87 мм и два 63,5 мм и еще две картечницы Норденфельт 25,4 мм.

Вторая и самая масштабная реконструкция была проведена немецкими специалистами на верфи "Германия". В 1903-1906 годах был демонтирован рангоут, старые котлы заменили на 6 котлов Никлосса, установили новую паровую машину. Вместо двух демонтированных мачт на миделе поставили одну боевую мачту. Старый броненосец получил 75 мм бронепалубу и новую боевую рубку со 150 мм броней.

Кардинально изменилось вооружение- оно состояло из трех 150 мм (одно на баке и два рядом с рубкой)и семи 120 мм/ 40 скорострельных орудий Круппа( одно на корме и шесть в каземате) . Противоминную защиту обеспечивали шесть 57-мм и два 37-мм скорострельных орудия.

-8

Асар-и Тевфик в первоначальном виде
Асар-и Тевфик в первоначальном виде

Первым заданием для “Ассари-Тевфик” и других свежепостроенных в Англии и Франции броненосцев стало умиротворение Крита после восстания 1866-1869 годов. Затем корабли великого османского флота устраивали лишь регулярные небольшие променады от Золотого Рога до Босфора и обратно. Этим и ограничивалась их боевая учеба.

Во время войны с Россией 1877-1878 годов броненосец входил в состав Черноморской эскадры Хобарт-паши(урожденный британец, сын 6-го графа Бекингемского). Ее основная роль сводилась к поддержанию перманентной угрозы русскому побережью- возможностью обстрелов и десантов. Благодаря этому два корпуса русской армии провели войну на охране береговой линии от турецких десантов. Сам же турецкий флот в основном оперировал у кавказского побережья, выходил на обстрел Поти и помогал туркам оборонять Батум.

Не обладая даже близко сопоставимым флотом русские сделали ставку на новое оружие. В ночь с 23 на 24 августа три русских минных катера , «Минер» , « Наварин» и « Синоп» ,атаковали турецкие корабли на стоянке в Сухуми. Несмотря на огонь с берега и кораблей, "Синопу" удалось повредить “Ассари-Тевфик”. Броненосец смогли увести в Батум , где его отремонтировали. Русское командование, основываясь на показаниях перебежчиков, было уверено, что турок затонул в дороге. Однако тот выжил и вскоре принял участие в налетах на российскую территорию, на которые турки отважились под руководством английских офицеров.

-10

30 декабря 1877 года турки, отряд англичанина на турецкой службе Монторп-бея, из броненосного фрегата «Османие» и броненосного корвета «Ассари Тевфик» произвели бомбардировку Евпатории. С 15-30 в течение трех часов броненосцы обстреливали город.Всего они выпустили по городу 135 снарядов, разрушив 2 казенных и 24 частных дома. Ранено было 8 солдат, в том числе один смертельно,пострадали три мирных жителя.

Утром 1 января 1878 года корабли Монторп-бея снова появились у города. После 10-00 начался обстрел. Местные жители в панике стали покидать город. Войска из города были выведены на подготовленные позиции,в городе оставлена пожарная команда и казачьи разъезды для поддержания порядка. Броненосцы попытались перенести огонь на уходящих из города мирных жителей,при этом снарядом одной из женщин оторвало ногу.

Зато приблизившиеся к берегу турецкие корабли попали в пределы досягаемости 9-ти фунтовых русских медных пушек обр. 1867 года, находящихся на вооружении двух местных батарей 13-й артиллерийской бригады. Из десяти выпущенных гранат три достигли цели. Возможно из-за повреждения рулевого управления турецкий корабль отошел в море,за пределы досягаемости русских батарей. Второй броненосец продолжал обстрел.Всего турки за 2 часа 15 минут выпустили 152 снаряда. В городе были разрушены десять домов. Один солдат-обозник был убит,7 ранено,еще 7 раненых было среди мирных жителей.

-11

После войны броненосец вместе с остальным флотом Абдул-Азиза был поставлен ржаветь в Стамбуле. Даже короткие променады больше не проводились.Службу на кораблях несла только треть экипажей. Уже к середине 80-х из огромного турецкого флота самостоятельно передвигаться был способен только “Ассари-Тевфик”.

Флот пытались привести в рабочее состояние во время очередного обострения отношений с Грецией в 1886 году, но ограничились только укомплектованием команд, даже выводить корабли из Золотого Рога не решились. Если бы это и получилось , то больше 4-6 узлов изношенные и плохо обслуживаемые машины турецких кораблей выдать бы не смогли.

В 1890-1892 годах “Ассари-Тевфик” был модернизирован в стамбульском Имперском арсенале. Корабль получил новые крупповские пушки в барбеты. Однако состояние кораблей некогда третьего-четвертого флота мира оставалось плачевным. Когда к подавлению очередных волнений на Крите попробовали привлечь флот и отправили “Ассари-Тевфик” и "Фет-и Буленд" к острову, ни один из кораблей не смог выйти в море из-за разгерметизации паровых труб у котлов.

май 1900
май 1900

Еще одно фиаско ожидало турок в 1897 году, во время войны с Грецией. Внушительный на бумаге османский флот так и не смог покинуть порт. Вдохновленный победой в войне султан решил подтянуть и флот до приличного уровня. Для начала решили модернизировать некоторые старые броненосцы. Выбор пал на "Мессудие" и “Ассари-Тевфик”. Первое соглашение было достигнуто с фирмой "Ансальдо" из Генуи по поводу "Мессудие". Итальянцы запросили корабль на осмотр. Турки отправили оба. 28 января 1899 года оба броненосца прибыли в Геную. "Мессудие" там и остался,а “Ассари-Тевфик” отправили на модернизацию в Германию,на верфь Germaniawerft в Киле, куда он и прибыл 29 мая 1900 года вместе с транспортом « Измир».

Асар-и Тевфик в Киле, 1900 год.
Асар-и Тевфик в Киле, 1900 год.

Дальше начался стандартный восточный водевиль. Пусть у турок плохо получалось строить и обслуживать современные корабли, но насчет искусства торговли и интриг равных им не было. Броненосец поставили на верфь и начали разбирать. Экипаж же перешел на транспорт "Измир" ,но вернуться на родину не смог- не было денег на уголь. Транспорт завис у германских берегов.

Вскоре, так и не дождавшись аванса, прекратили работу и немцы на броненосце. К середине 1901 года немцы не получили ни пфеннинга, долг вырос до внушительных размеров. Правительство Блистательной Порты никаких мер не предпринимало. Пришлось подключится и Вильгельму II. Однако османы ответили асимметрично. Они потребовали у Круппа (владельца верфи) выделить 6000 лир для того чтобы "Измир" с несчастными моряками наконец отправился на родину.

Рычагом давления стали переговоры по заключению крупного контракта на оружие для турецкой армии. Круппу пришлось уступить, в конце 1901 года он погасил долги "Измира" и турки отправились домой.

Потом два года броненосец в полуразобранном состоянии просто стоял , турки ничего не платили. Зато 18 января 1904 года, хорошо промариновав партнера, турецкие мастера переговоров приступили к прожарке. Крупп получил крайне выгодное предложение-снизить стоимость реконструкции с 282 до 65 тысяч лир. Этого не хватало бы даже на подготовительные работы. Но у турок опять был козырь в рукаве- они предложили разместить на верфи заказ на два минных крейсера типа "Пейк-и -Шевкет". Надо упомянуть , что переговоры по обещанному контракту на вооружение еще продолжались!

Контракт был подписан в апреле 1904 года и Крупп опять согласился на уступки по реконструкции броненосца. К концу 1906 года работы были завершены и 4 января 1907 года обновленный “Ассари-Тевфик” вошел в Константинополь.

Асар-и Тевфик после реконструкции1910
Асар-и Тевфик после реконструкции1910

В 1909 году обновленный османский флот провел первые за 20 лет маневры. Несмотря на реконструкцию ,во время итало-турецкой войны 1911-1912 годов турки так и не решились вывести свои корабли против гораздо более современного итальянского флота. Резервная дивизия в составе “Ассари-Тевфик”,"Мессудие" и минного крейсера "Берк-и -Сатвет" провела всю войну в порту.

Новая война началась еще во время предыдущей. В первой Балканской войне основным противником османского флота,который, наконец, начал проявлять активность, стали греки. Начало войны броненосец пропустил из-за неисправности котла. После ремонта его отправили для поддержки турецкой оборонительной позиции у Чаталджи против наступающих болгарских войск. После захвата болгарами города Текирдаг, броненосец обстрелял болгарские позиции, но без большого успеха. Затем броненосец вернулся к основным силам флота в Бююкчекмедже.

iКартина с изображением греческого флота во время битвы при Элли
iКартина с изображением греческого флота во время битвы при Элли

Следующей операцией для корабля стала битва при Элли с греческим флотом 16 декабря 1912 года. В составе эскадры из броненосцев "Барбарос Хайреддин" , "Тургут Рейс" , "Месудие" ,“Ассари-Тевфик” и других кораблей , турки попытались прорвать греческую блокаду, но броненосный крейсер и три броненосца береговой обороны греков умелым маневром и метким огнем заставили турецкие корабли в беспорядке уйти под защиту береговых батарей. "Месудие" и “Ассари-Тевфик” прикрывали отход.“Ассари-Тевфик”в бою повреждений не имел.

В следующей вылазке.10 января 1913 года,закончившейся битвой у о. Лемнос,“Ассари-Тевфик” изначально был оставлен у Дарданелл для прикрытия основных сил. При этом, по турецким отчетам, ему удалось отбить атаку греческих эсминцев.

-16

Роковой для корабля стала операция по поддержке турецкого десанта в районе Подимы . 7 февраля броненосец отправили к Ялыкею. 8 февраля десантники при высадке встретили ожесточенное сопротивление болгарских войск и вынуждены были уходить на трофейных греческих транспортах. При попытке обстрела города “Ассари-Тевфик” в 12-45 сел на неизвестную песчаную мель. Попытка сняться собственными силами привела к еще большему зарыванию в песок. Так как на корабле радиостанции не было, об аварии в "центр" сообщили старым проверенным способом- отправив на берег несколько человек.

10 февраля начались спасательные работы- из Стамбула вышел транспорт Giresun , за ним миноносцы Basra и Tasoz и пароход Berkefsan. Сняли оборудование ,вооружение и уголь. 12-го спасатели вернулись в Стамбул.

Позднее корабль был расстрелян болгарской полевой артиллерией.

Почти полвека броненосец прослужил Османской империи. Бился с русскими,бился с греками, был уничтожен болгарами.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.