Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли.Турецкая мечта. "Эрин".

Оглавление

В августе 1914 на британской верфи "Виккерс" в Барроу завершалось строительство еще одного линкора для османского военно-морского флота- «Решад V»("Решадие"). Постройка немного отставала от графика-корабль предполагалось сдать заказчику в июле 1914.

В итоге буквально одна-две недели задержки изменили как судьбу корабля,так и ,возможно,ход мировой истории.

В связи с вступлением Великобритании в войну 2 августа 1914 постановлением британского комитета министров готовый корабль был реквизирован,22 августа переименован в "Эрин" и включен в состав Королевского флота.

Эрин- (Erin) древнее название Ирландии(на 1914-часть Британской империи).

Реквизиция двух готовых линкоров(см. также статью про "Эджинкорт") вызвала в Турции возмущение и очень сильно способствовала вступлению Османской империи в войну против Антанты,завершившуюся в том числе и гибелью оной империи.

Для Турции усиление флота после поражения в Первой Балканской войне было критически важным. В войну она терпела поражения и от небольшого,но боеспособного греческого флота,а в Черном море находился Русский Черноморский флот,не пострадавший от потерь в русско-японской войне,с относительно современными броненосцами.

Турки еще после младотурецкой революции1908 года приняли программу восстановления флота .В августе 1911 британцам заказали два дредноута- «Султан Осман» и «Решадие» .Деньги на постройку по подписке собирала турецкая патриотическая общественность.

Проект был создан на основе британских супердредноутов "Кинг Джордж V"(первой редакции). Оба линкора заложили в 1911 году,но вскоре империя пережила три войны подряд(итало-турецкую и две балканских)- и финансировать постройку не могла вообще. "Reshad I Hamiss" был прекращен строительством,а "Rehadije"был все таки достроен фирмой "Виккерс". И турки не подвели-в начале 1914 заключили новый контракт на уже спущенный на воду линкор и пообещали оплатить строительство.В награду за терпение "Виккерс" получил контракт и на второй корабль,которому на этот раз досталось имя "Fatikh".Закладка его планировалась на июнь 1914,отличался он более мощными турбинами и увеличенным на 1700 тонн водоизмещением.Естественно после 2 августа 1914 строительство второго корабля было прекращено.

А британский флот получил две новые боевые единицы.

-2
-3
-4

-5
-6
-7

Конструкция корабля была близка к конструкции "Кинг Джордж V". Отличался он более полными обводами корпуса и компактностью внутренних помещений.Только внутренняя отделка соответствовала требованиям заказчика-роскошные салоны адмирала и командира корабля ,маленькие каюты офицеров,кают-компания,совмещенная через дверь с санузлом и спартанские кубрики матросов.Стандартам даже не слишком избалованных английских моряков это не соответствовало,поэтому первым делом на новоприобретенном корабле был сделан евроремонт.

Корабль имел полубачную архитектуру, с полубаком протянувшимся на три четверти длины, и представлял из себя устойчивую артиллерийскую платформу. Отношение L/B (длины к ширине) корпуса составило 5,7 против 6,2 у «Кинг Джордж V». Корпус разделён на 22 водонепроницаемых отсека. Запас угля был сокращен на 1130 тонн(более трети),т.к. автономность для небольших морей -Эгейского и Черного была туркам совсем не критична.

Бронирование в целом соответствовало «Кинг Джордж V», но корабль имел сплошные противоторпедные переборки.Основной вертикальный броневой пояс имел протяженность от траверза центра носового барбета башни «А» до траверза центра кормового барбета башни «Y». Он располагался на высоте от уровня верхней палубы до отметки 1,11 м ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении и был набран из плит разной толщины, изготовленных из легированной крупповской стали с поверхностной цементацией. Главный броневой пояс длиной 99,6 состоял из двух отдельных поясов — 305-мм нижнего, защищающего ватерлинию до уровня средней палубы, и 229-мм верхнего, располагавшегося по высоте от средней палубы до уровня главной палубы.Верхний 203-мм броневой пояс имел такую же протяженность, что и главный броневой пояс, а по высоте располагался от главной до верхней палубы. Общая высота вертикального бронирования составила 6,86 м .Главный броневой пояс (305 мм-229 мм) имел продолжение в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля — сначала от траверза центра носового барбета башни «А» толщиной 152 мм и длинной 9,15 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм, не доходя до форштевня около трети расстояния между ним и барбетом. В корму главный броневой пояс (305-мм и 229-мм) продолжался также на уровне главной палубы от траверза центра кормового барбета «Y» толщиной 102 мм, не доходя до ахтерштевня половину расстояния, общая длина пояса — 140 м.Главные носовые и кормовые броневые траверзы располагались следующим образом: в носовой части 203-мм поперечная переборка закрывала оконечность верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и оконечность верхней (229-мм) части главного броневого пояса от средней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм и 229-мм броневых поясов к барбету башни «А»; 152-мм носовая переборка закрывала оконечности главного 305-мм броневого пояса от нижней до средней палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «А». В кормовой части 203-мм поперечная переборка закрывала оконечности верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм броневого пояса к центру барбета башни «Y»; 305-мм кормовая переборка закрывала оконечности главного (305-мм и 229-мм) броневого пояса от нижней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «Y».Четыре палубы имели защиту из сталеникелевой брони. Палуба полубака и верхняя палуба были 38 мм толщиной, средняя палуба была 25 мм на плоскости и на скосах, с увеличением до 76 мм над машинами и погребами. Носовой и кормовой скосы толщина которых составляла 76 мм проходили на уровне нижней палубы. Общий вес сталеникелевой брони составил 2683 тонны (вся броня меньше 5").Лобовая и боковые части башни были 279 мм толщиной, тыл 203 мм, крыша была 102 мм в наклонной и 76 мм и плоской части. Броня барбетов была 254 мм над палубой, 229 мм под палубой и 76-127 мм под следующей палубой (в зависимости от степени защиты, обеспечиваемой броневыми конструкциями: палубой, бортовой бронёй, или соседними башнями). Рубка получила 305 мм брони с трёх сторон, 102 мм со стороны кормы и 102 мм крышу.

1 из 1Башня 343-мм орудий в разрезе
1 из 1Башня 343-мм орудий в разрезе

Основным вооружением HMS Erin были десять 343-мм 45-калиберных орудий Мк. VI, установленных в пяти башнях по диаметральной плоскости. Общая длина орудия с затвором — 15 898 мм, нарезной части — 12 871 мм. Вес орудия без замка — 77 000 кг. Традиционно для британского флота скрепление ствола осуществлялось проволокой.Поршневой затвор, системы Велина, картузное заряжание. Орудия имели 68 нарезов с постоянной крутизной 30 калибров.Заряд- 134,8 кг нитроглицерино-пироксилинового бездымного пороха марки Кордит MD, позволявшего разогнать 635-кг бронебойный снаряд до начальной скорости порядка 745,2 м/с(762 у «Кинг Джордж V»). В боекомплект входили фугасные и бронебойные снаряды с броневым колпачком. Стволы орудий после каждого выстрела продувались сжатым воздухом.Угол подъёма стволов орудий составлял от −3° до +20°. Стрельба бронебойным 635-кг снарядом на максимальном угле возвышения ствола орудия обеспечивала дальность выстрела, равную 21 298 м (21 781 м у «Кинг Джордж V»). Заряжание было возможно при любом угле подъёма стволов, а скорострельность составляла порядка полутора выстрелов в минуту.Сектор стрельбы для кормовых башен составлял 300°, для первой носовой (башни «А») 290°, для второй (башни «B») 280°. Центральная башня «Q» имела углы стрельбы от 30° до 150° на каждый борт. Боезапас мирного времени составлял по 80 снарядов на ствол. Каждый погреб на случай пожара оснащался системой орошения и системой затопления через кингстоны.

Шестнадцать 152-мм орудий образца MK.XVI раздельного заряжания с длиной канала ствола 50 калибров (7600 мм) размещались по два в восьми довольно просторных казематах в середине корабля. Они стреляли снарядами весом 45,4 кг с начальной скоростью 914 м/сек на дальность до 80 кабельтовых со скорострельностью до 7 выстрелов в минуту.

-9
-10
-11

«Эрин» HMS Erin Заложен 1 августа 1911.Спущен на воду 3 сентября 1913. Введён в эксплуатацию август 1914. Выведен из состава флота декабрь 1922 .

Водоизмещение- 22 780 т.(нормальное),25 250 тонн (полное).Длина 170,5 м (наибольшая),168,6 м(по КВЛ).Ширина 28 м. Осадка 8,6 м при нормальном водоизмещении,9,4 при полном.

Бронирование-229—305 мм пояс,
102—280 мм башни,
барбеты 76,2-254 мм, палубы 76,2-40 мм

Двигатели-4 паровые турбины Парсонса, 15 котлов «Бабкок—Уилкокс» 26 500 л.с.,Скорость 21узел.,дальность 5300 миль( на 10 узлах),Экипаж 1070 человек.

Вооружение - 5 × 2 343-мм/45 Mk.VI
16 × 1 152-мм/50 Mk.XVI
6 × 57-мм/50,2 × 76,2 мм QF Mk I зенитных,5 × 7,69мм пулеметов "Максим-Виккерс",4 × 533-мм торпедных аппарата,с 1918 года 2
Sopwith Pup

-12

-13

-14

-15

-16
-17

-18
-19

«Эрин» участвовал в Ютландском сражении в составе 2-й дивизии линкоров. Шёл четвёртым в первой походной колонне, возглавляемой линейным кораблём «Кинг Джордж V». Повреждений и потерь не имел.С 1919 выведен в резерв,по Вашингтонскому соглашению 19.12.1922 списан,а в 1923 пошел на слом.

В принципе интересный корабль для своего театра военных действий-в турецких морях. Для Черноморского флота и флота Греции был бы грозным противником -довольно компактный сверхдредноут с 10 343 мм орудиями.

В британском флоте-с совершенно другими задачами ему проявить себя было абсолютно негде,жизнь в строю у него была коротка и ,не запятнав себя боевой славой, он ушел под пресс...

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам