Давно закончился "Великолепный век" султана Сулеймана, от Блистательной Порты откалывались все новые территории, неверные регулярно громили непобедимых янычар и турецкие эскадры. Шел 19-й век,Османская империя еще была одним из крупнейших государств мира, раскинувшимся на три континента. Катастрофические разгромы турецкого флота при Наварине и Синопе, казалось, похоронили надежды османов на обладание могучим флотом.
Однако второе дыхание турецкому флоту придали результаты Крымской войны, лишившие Россию на некоторое время права на вменяемый военный флот в Черном море, а также развитие нового броненосно-парового флота, позволяющее начать морскую гонку с нуля. Формально Парижский трактат 1856 года уравнивал Россию и Турцию , ограничивая флоты сторон в Черном море. Только Турция,при необходимости через Дарданеллы легко перебрасывала в Черное море столько кораблей из Средиземного моря, сколько хотела. Для России такая возможность,естественно,отсутствовала.
Создателем турецкого броненосного флота стал султан( с 1861 года) Абдул-Азиз, активно занявшийся восстановлением османской военно-морской мощи. Новые корабли активно заказывались за рубежом,а некоторые пытались строить в Турции.
Всего через полтора десятилетия турецкий флот занимал по своей мощи третье-четвертое место в мире.
Крупные броненосцы строились в Англии( четыре больших броненосных батарейных фрегата типа "Османие",три броненосца типа "Фетхи Буленд"),менее крупные-во Франции( «Асар-и Тевфик» , «Лютф-ю Джелиль» и «Хивз-ур Рахман»),Австро-Венгрии и Италии. Пытались по английским чертежам наладить строительство кораблей в Турции. С переменным успехом.
С финансированием обширной кораблестроительной программы тоже все было не очень хорошо, экономика дряхлеющей империи не справлялась с такими расходами.Заказанный в Британии по проекту Э.Рида мощный броненосец "Фатих"(переименованный в "Туркестан") , так и не был выкуплен османским правительством из-за проблем с финансами и стал в итоге германским "Кениг Вильгельмом".
Более-менее решив вопрос с финансами, турки вновь обратились к Эдварду Джеймсу Риду,который спроектировал для них крупный казематный броненосец по образцу увеличенного британского "Геркулеса". В 1871 году султан заказал по этому проекту два броненосца,получившие имена-"Мессудие" и "Махмудие" («Мемдухие») (строительные номера 80f и 99f) . Строительством занимался старый партнер турок- «Thames Iron Works» из лондонского пригорода. Турки успели получить только один-головной "Мессудие". Второй,еще на стапеле , в феврале 1876 года , переименованный в "Гамидие", завис в достройке во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Истощенная войной османская казна не тянула финансирование корабля, а Британия,в связи с константинопольским кризисом 1878 года нуждалась в современных броненосцах. В итоге второй броненосец проекта пополнил Королевский флот. 20 февраля 1878 он был уступлен Великобритании, а 15 ноября 1880 вошел в состав Королевского флота под названием «Superb».
"Мессудие" представлял собой казематный броненосец с парусным вооружением трехмачтового барка.Броневой пояс по ватерлинии имел толщину 178 — 305 — 127 мм ,каземат 254 мм.Водоизмещение составляло 9120 тонн. Изначально корабль должен был нести шестнадцать 240-мм гладкоствольных пушек,но развитие артиллерии внесло свои коррективы-в строй броненосец вступил с двенадцатью 254 мм нарезными 410-фунтовыми дульнозарядными орудиями Армстронга в центральном каземате ,каждое весом по 18 тонн . Еще три 178 мм дульнозарядных нарезных орудия Армстронга абсолютно открыто стояло на верхней палубе-два погонных и одно ретирадное. Дополнительно на палубе размещались шесть 20-фунтовых гладкоствольных пушек.Размещение орудий в открытом пространстве было одним из условий турецкого заказа,это облегчало обслуживание орудий. Правда котлы на броненосец поставили самые дешевые , коробчатые. Скорость ожидалась порядка 13 узлов.
Имя "Мессудие" происходило от арабского слова , означающего- удача, благоприятность, счастье .
"Мессудие" некоторое время считался одним из самых мощных броненосцев мира,самым крупным кораблем османского флота(до покупки немецких броненосцев). На тот момент это был вообще самый большой из построенных казематных броненосцев. Это отметили сами англичане,с удовольствием приватизировавшие второй броненосец в состав британского флота.
Однако воюют не только корабли,воюют люди и системы. В войне с Россией 1877-1878 годов третий,по некоторым оценкам, броненосный флот мира никак не проявил себя при подавляющем количественном и качественном превосходстве над небольшим Черноморским флотом России. Из броненосных кораблей у русских были только две "поповки" для охраны берега. Но вооруженные русские пароходы,минные катера с шестовыми минами и только появившимися торпедами фактически уничтожили господство на море турецкого флота.
Могучий "Мессудие" всю войну "охранял" Стамбул. Вся мощь, созданная султаном Абдул-Азизом, после его смерти в 1876 году оказалась бесполезной.
Сменивший Абдул-Азиза султан Абдул Гамид II к флоту был равнодушен,а моряков считал за смутьянов и вольнодумцев. Морской бюджет после поражения в войне был кардинально урезан,на боевую учебу средств даже не планировалось.Корабли мирно ржавели в столичном порту.
С постройкой кораблей в Турции тоже не заладилось. Четвертый корабль серии "Фетхи Буленд" все-таки построили в Константинополе, а на достройку заложенного в декабре 1874 года броненосца «Гамидие» (6600 тонн) туркам понадобилось целых 18 лет!
Недолгий звездный час османского флота сменился периодом полного упадка , стоивший огромных средств броненосный флот бесславно сгнил в стамбульской гавани.
"Мессудие" относительно повезло.Его ждала вторая жизнь. После удачной войны с греками в 1897 году Абдул Гамид обратил,наконец,внимание на свой флот. На свет появилась даже кораблестроительная программа, а несколько старых броненосцев обновили или модернизировали.
"Мессудие" досталась самая глубокая модернизация, корабль практически перебрали и перестроили заново. Помогала в этом туркам итальянская фирма "Ансальдо"-сперва итальянские спецы работали в Стамбуле,а потом корабль ушел в Италию,откуда вернулся полностью омолодившимся. По своим новым боевым возможностям он стал соответствовать броненосным крейсерам.
Наступала новая эпоха-"больного человека Европы" определили "разобрать на органы". Младотурецкая революция, две Балканские и первая мировая война кардинально перекроили и карту и содержание этой евро-азиатской страны.
а
«Мессудие» "Mesûdiye" «Messudieh» «Thames Iron Works» ,Блэкуолл (строительный номер 80f ). Заложен 1872 . Спущен на воду 28 октября 1874 . Введен в строй декабрь 1875. Потоплен британской подлодкой 13 декабря 1914
«Махмудие» («Мемдухие») «Memdouhieh» ,с февраля 1876 года- в «Гамидие» «Hamidieh» . «Thames Iron Works» ,Блэкуолл. (строительный номер 99f) Заложен в 1873; спущен на воду в 1875 . 20.2.1878 продан Великобритании ,с 15.11.1880 вошел в состав Королевского флота под названием «Superb». продан на слом в 1906
Водоизмещение 9140 т; размеры 102,4 х 18 х 7,8 м.
2 ПМ 6580 л.с; 1 винт, скорость 13,2 узла.Запас угля 600 тонн.
Бронирование: пояс 305—254 мм, каземат 305 мм, траверзы 254 мм, рубка 203 мм, палуба 37 мм.
Вооружение: 12—229(254)-мм, 3—178-мм, 6—20-фунтовых дульнозарядных орудий Армстронга
Экипаж 654 человека.
В 1898 — 1903 годах кардинально реконструирован в Италии на верфи Gio. Ansaldo & C. в Генуе . Три мачты были заменены на одну, установили две трубы и две башни ГК. Орудия центральной батарее были заменены современными 152-мм орудиями, но к моменту завершения проекта тяжелые 234-мм орудия не были готовы .
Характеристики после перестройки 1898—1903 гг.:
Водоизмещение (стандартное/полное) 9190 (9250)/ 9710 т. Размерения (длина/ширина/осадка)101/ 102,4 / 17,9 / 7,9 м.
Двигатели--2 ПМ, 16 ПК , 11135 л.с. Количество валов 2 ед. Скорость хода 17 узл. Запас топлива 600 тонн угля . Экипаж 673-800 человек.
Бронирование- Пояс 300-127 мм. Палуба 25 мм. Башни 152 мм. Каземат 152 мм
Вооружение-2 (2х1) — 234-мм/40 орудия;12 (12х1) — 152-мм/45 орудий.14 (14×1) — 76-мм/40 орудий;2 (2×1) — 47-мм орудий.
- есть данные,что 234 мм так и не были установлены,а вместо стволов орудий сразу были установлены бревна.
Силовая установка для головного корабля была изготовлена строителем корабля,для второго броненосца фирмой «Maudslay, Son & Field»,впрочем по некоторым данным она сделала машины для обоих кораблей. Две горизонтальные паровые машины с восемью огнетрубными прямоугольными(самыми простыми и дешевыми) котлами проектной мощностью 7200 л.с. должны были разогнать броненосец до 13 узлов.
На испытаниях удалось достичь 13,7 узлов при 7431 л.с. Нормальный запас угля по расчетам обеспечивал дальность плавания 1800 миль на 10 узлах,а полный 2100 миль. При этом корабль имел полное парусное вооружение барка. Правда под парусами корабль был очень плохо управляем.
Корабль был солидно забронирован. Вес брони достигал 21,5 % водоизмещения(вместе с подкладкой). Главный пояс был неполным,оконечности не прикрывал,набирался бронеплитами в три ряда-верхняя толщиной 300 мм,средняя 225 мм ,нижняя 152 мм.В оконечностях толщина плит падала до 178 мм в корме и 152 и 127 мм в носовой части. Высота пояса в корме была максимальной-2,75 метра,на миделе меньше,ниже ватерлинии было 1,52 метра пояса.Толщина деревянной подкладки в районе миделя достигала 300 мм.
Центральный каземат на миделе был длиной 33,9 метра по борту и защищался 254 мм стальными плитами.Каземат замыкался закругленными броневыми траверсами 127-254 мм.Две боевые рубки цилиндрической формы были прикрыты 203 мм броней.
Броневая палуба на 90 мм деревянном настиле состояла из 25 мм стальных листов.Это была верхняя палуба в районе цитадели и главная в оконечностях. Наличие развитого горизонтального бронирования выделяло броненосец в рядах флота Абдул-Азиза.
"Мессудие" больше трех десятилетий был самым крупным боевым кораблем османского флота. Рисковать своим флагманом турецкие адмиралы не решились. С прибытия в сентябре 1876 года броненосец стоял в Стамбуле.
Там он простоял и всю русско-турецкую войну 1877-1878 годов.В конце 19-го века началась затяжная полная модернизация старого броненосца. Она была поручена итальянской фирме "Ансальдо".
Первый этап в январе 1891-мае 1893 года прошел в Стамбуле под контролем итальянских инженеров.С 1898 по 1903 год броненосец перестраивали уже в Генуе,на верфи "Ансальдо".Корабль практически собрали заново. Фактически из казематного броненосца 25 летней давности получился броненосный крейсер-достаточно быстроходный и с крейсерским вооружением.
После вступления в строй флота в 1903 году он был классифицирован как броненосный корабль.
Броненосец активно участвовал в неудачных для турок морских сражениях 1-й Балканской войны-при Элли 16 декабря 1912 и Лемносе 18 января 1913 против греческого флота.
В битве при Элли "Мессудие" ,пока бывшие немецкие броненосцы пытались разобраться с греческим флагманом-крейсером "Аверофф",вел перестрелку с греческими броненосцами береговой обороны.Вскоре один из броненосцев загорелся и покинул строй.Турки начали активно использовать скорострельную артиллерию с дистанции 4 километра,сконцентрировав огонь на двух оставшихся греческих броненосцах.
Однако в атаку на турок пошли греческие эсминцы. По некоторым сведениям торпедные аппараты на новых кораблях еще не были установлены и головной эсминец "Иеракс" открыл по "Мессудие" огонь из своих четырех 102 мм пушек. Получив несколько попаданий,турецкий броненосец начал терять ход и вышел из линии. Вслед за ним беспорядочный отход под прикрытие береговых батарей начали и остальные корабли эскадры Рамзи-бея.
Исторический анекдот утверждает,что якобы в начале сражения,когда греки долго не могли пристреляться,греческий адмирал Кундуриотис получил от своего турецкого коллеги Рамзи-бея радиограмму «Ваши орудия не попадают в цель, прикажите наводить на 20 метров ниже». Как бы то ни было,греки в итоге одержали победу в этом бою.
В битве при Лемносе основными противниками "Мессудие" снова стали греческие броненосцы береговой обороны. Пока крейсер "Аверофф" разбирался со своим "закадычным другом" ,броненосцем "Хайретдин Барбаросса",они выбили из боя миноносцы и крейсер турок,спасаясь от обстрела они ушли к Дарданеллам. Затем последовала дуэль "Мессудие" с броненосцами "Идра" и "Псара". Удачное попадание 274 мм снаряда привело к сильному взрыву в каземате турецкого корабля и 68 жертвам.В 11-50 поврежденный "Мессудие" начал отходить к береговым батареям.
Так как туркам удалось вернуть на базу все корабли,бой был объявлен победой османского оружия.
5 сентября 1914 года броненосец был выведен из состава флота и частично разоружен.Для дезинформации противника вместо снятых на береговые батареи 234 мм пушек на корабле установили бревна,напоминающие стволы. Сам броненосец также включили в состав береговой обороны в виде плавбатареи для охраны минных заграждений в порту Чанаккале в Дарданеллах.
Командир и офицеры корабля требовали более активного использования "Мессудие", но немецкие советники посчитали береговую оборону единственно возможным применением устаревшего корабля(ему все таки было около 40 лет).
13 декабря 1914 года "Мессудие" был с расстояния 800 метров торпедирован английской подлодкой В-11 (лейтенант Норман Холбрук) у мыса Эренкёй . Лодка прошла через пять линий минных заграждений, против сильного течения около 12 миль.Это произошло в полдень,когда почти весь экипаж спустился на обед. Наблюдатели заметили перископ и след от торпеды,с броненосца открыли беспорядочный огонь. От одной торпеды старый броненосец перевернулся и затонул через 10 минут,унеся с собой жизни 37-38 человек(в т.ч. 10 офицеров). Жертв могло быть больше,т.к. большая часть экипажа была внутри корпуса. Но броненосец затонул на мелководье,на песчаной отмели ,и людей удалось спасти. В-11 благополучно ушла,а лейтенант Холбрук был награжден Крестом Виктории.
"Мессудие" стал первым крупным кораблем турецкого флота,потерянным в ходе войны.
Снятые с потопленного корабля орудия были установлены на береговой батарее,которая 18 марта 1915 года значительно повредила французский броненосец "Бувэ".
"Мессудие"-история мощного современного корабля,попавшего не в те руки. Спроектированный и построенный британцами он,на тот момент, по весу залпа превосходил все британские броненосцы, обладая при этом хорошей защитой. На силовой установке турки ,конечно,сэкономили,но ему тогда гоняться особо не за кем было .
Лучшие свои годы мощная боевая машина провела на приколе,старея физически и морально.
Второй шанс судьба дала ему при итальянской глубокой модернизации. Во сколько она обошлась султанской казне, пока неизвестно,но на выходе получился чуть устаревший броненосный крейсер.
И в начавшейся вскоре Балканской войне "Мессудие" дважды получает от греческих броненосцев береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.