Османскую империю в 19-м веке кидало из одного кризиса в другой, постоянно бунтовали греки, восставали сербы и болгары, с северных берегов Черного моря пристально приглядывался к Босфору очередной российский император, в Венской опере напряженно думал о балканских провинциях император австрийский. И даже постоянно чередующиеся в роли покровителей англичане с французами не против были отхватить островок-два у "больного человека Европы".
Ярчайший период в истории османского флота-броненосный ренессанс султана Абдул-Азиза в 60-70-х годах. Напрягая весьма невеликие возможности огромной отсталой страны, султан создал на тот период один из мощнейших флотов мира. Почти все корабли строились на иностранных верфях.
После заказа пары броненосных корветов типа "Avnillah" на британской верфи, турки решили несколько изменить проект. В основном изменения коснулись бронированного каземата. Его конструкция была упрощена, он стал восьмиугольным с одной амбразурой на каждое орудие. Благодаря более простым формам появилась возможность усилить бронирование практически при том же водоизмещении. Заказ был размещен на «Thamse Iron Works» в 1867 году.
В 1868 году еще один корабль по этому проекту был заказан стамбульскому Имперскому Арсеналу. В 1870 году в строй вошел броненосец английской постройки "Фетхи Буленд" (на османском турецком - «Великая Победа»), а в 1874 году-первый броненосец турецкой постройки "Мукаддеме-и Хайир" ( на старотурецком - «Великое изобилие»).
К сожалению для турецких флотоводцев, флот это не только построенные раз корабли. Корабли надо строить регулярно и на своих верфях. А флот нуждается в постоянной боевой учебе для сохранения боеспособности.
Построенные деятельным султаном корабли пришлось применять следующим султанам. И получилось это у них плохо. А потом созданный ценой огромных затрат флот просто проржавел в столичной гавани, бесславно унеся с собой все вложения.
"Фетхи Буленд" "Feth-i Bülend" ( «Fethi Bulend»). верфь «Thamse Iron Works»(Лондон,Англия). Заложен Май 1868 г. Спущен на воду 1869 г. Введен в эксплуатацию 1870 г. Блокшив с 1910 года, потоплен греческим миноносцем в 1912 году.
"Мукаддеме-и Хайир" «Makaddami Khair». Императорский арсенал в Стамбуле(Турция).Заложен 1870 г. Спущен на воду 28 октября 1872 г. Введен в эксплуатацию 1874 г. Списан в 1923 г. Разобран в 1923 г.
Водоизмещение 2762 тонны (2718 длинных тонн; 3045 коротких тонн). Длина 72,01м . Ширина 11,99 м . Осадка 5,2/5,51 м.
Броня -пояс 229 мм, Каземат 229 мм
Двигатели- паровая машина-компаунд 3250 л.с.,1 винт,6 коробчатых котлов,Скорость 13 узлов. Экипаж 16 офицеров, 153 матроса.
Вооружение:4 × 229 мм (9 дюймов ) пушки Армстронга
В 1903—07 гг."Фетхи Буленд" капитально модернизирован(2362 тонн, 15 узлов, 4—150-мм, 6—76-мм, 10—57-мм орудий) и превращен в корабль береговой обороны.
Броненосец «Fethi Bulend» имел железный корпус с двумя мачтами и одной дымовой трубой в центральной части. Силовая установка состояла из горизонтальной паровой машины двойного расширения, работающей на один вал и шести коробчатых котлов номинальной мощностью 3250 л.с. Максимальная скорость на испытаниях составила 13 узлов. «Makaddami Khair»-12 узлов. Из-за плохого обслуживания реальная скорость броненосца постоянно снижалась. В 1877 году это было 10 узлов, в 1892 году- всего 8 узлов. Дополнительно стояло парусное вооружение. Запас угля на борту 600 тонн (590 длинных тонн; 660 коротких тонн) угля, на «Makaddami Khair» 270 длинных тонн (300 коротких тонн) угля.
На вооружении корабля состояли четыре 229 мм дульнозарядных нарезных орудия Армстронга в центральном бронированном каземате. На каждый борт,в нос и в корму могло стрелять по две пушки.
Полный броневой пояс по ватерлинии высотой 180 см (над ватерлинией 60 см) имел разную толщину плит-для надводной части 222 мм , а для подводной-150 мм.
Батарейный каземат тоже имел плиты разной толщины-непосредственно у батареи 222 мм, а верхняя часть-150 мм. Броня-железная.
Не успели достроиться во Франции и Британии новые броненосцы, как для них нашлось дело. Свежепостроенные корабли сразу направляли в эскадру Хобарт-паши, демонстрирующей мощь империи у берегов замиренного после восстания 1866-1869 годов, но непокоренного Крита. У греков флота тогда практически не было и броненосцы маялись бездельем, "осваивая" новую современную технику.
Затем броненосцы султана сосредоточились в бухте Золотого Рога, услаждая взор султана. Единственным элементом боевой подготовки стал летний поход до Босфора для прогрева и проверки машин.
Балканы снова запылали. В Герцеговине в середине 1875 года началось славянское восстание, в апреле 1876 года восстали болгары. Против Порты выступили Сербия и Черногория. Турки жестоко подавили повстанцев, сербские и черногорские войска вместе с русскими добровольцами с трудом сдерживали превосходящие силы османов.
После российского ультиматума осенью 1876 году турки мобилизовали флот. Перемирие, объявленное под давлением России, лишь оттянуло неизбежное.
24 апреля 1877 года началась очередная русско-турецкая война и все активные силы османского флота, кроме четырех самых мощных броненосцев типа "Османие", которыми султан рисковать не захотел, сосредоточились в Черном море. Турки и так имели подавляющее превосходство в броненосцах. В Севастополе стояли только две "поповки"-немореходные броненосцы береговой обороны.
Оба броненосца типа "Фетхи Буленд" приняли участие в боевых действиях. Основная часть флота сосредоточилась у Кавказского побережья с базированием на Батум.
14 мая 1877 года турецкая эскадра ( броненосцы «Fethi Bulend», «Makaddami Khair», «Auni liiah», «Muini Zaffer», «Iclaliye», «Necm-i Şevket») обстреляли Сухумский порт и обеспечили высадку 16 мая турецкого десанта и захват города. Нападение сопровождалось организованным османами мятежом в Абхазии. Кавказский фронт считался второстепенным, сил у русских здесь было мало, к июню турки заняли побережье вплоть до Адлера. Выбить турок из Сухума удалось только к августу.
31 мая «Fethi Bulend», «Makaddami Khair», паровой фрегат « Mubir-i Sürur» и еще несколько кораблей увели в Трабзон, чтобы переправить подкрепление в Варну против наступающей русской армии. К июню «Makaddami Khair» вернулся в порт Сулина в устье Дуная. Вместе с канонеркой и вооруженным буксиром он участвовал в обороне города.
В ноябре русские катера приступили к установке на Дунае минных заграждений, блокирующих османские корабли. 8 ноября турецкая канонерка была потоплена минами, а «Makaddami Khair» огнем отогнал русские корабли, пока те не завершили минную постановку. На следующий день русские вернулись с канонерскими лодками , на которые были установлены мортиры( успешно показавшие себя при потоплении османского монитора "Люфти-Джелиль". В этом же бою ни одна из сторон не добилась попаданий и после перестрелки корабли разошлись.
«Fethi Bulend» 11(23) июля встретился с русским вооруженным пароходом "Веста"(пять 6-дюймовых мортир, две 107-мм и одна 87-мм пушка). "Веста" крейсировал в районе румынской Констанцы и первоначально пошел на сближение с появившимся на горизонте дымом, посчитав за законную добычу.
Но что-то пошло не так, вместо приза оказался большой турецкий броненосный корвет. При этом преимущества в скорости у русского парохода не было, а вот вооружение и бронирование были несравнимы. Естественно, придерживаться версии из рапорта командира "Весты" Баранова никакого резона нет. "Весте" пришлось уходить, отстреливаясь от наседавшего противника. Пятичасовая погоня принесла сильные разрушения и большие потери в экипаже для незащищенного парохода. Зафиксировано не менее трех попаданий.
Однако и русским морякам ( к пушкам встали лейтенанты Кротков ( будущий морской историк) и Рожественский(будущий адмирал, участник Цусимы) удалось достать турка- они добились нескольких попаданий и повредили дымовую трубу.
Чуда не произошло, но русский пароход флаг не спустил и ушел от погони, не имея преимущества в скорости. Турки и англичане (на турецких кораблях служили британские инструкторы) считали что броненосцу помешали дым и пар, затруднявшие видимость.
В следующий раз при патрулировании «Fethi Bulend» примерно в том же районе встретил вооруженную колесную русскую яхту "Ливадия"(под командованием капитана 1-го ранга Ф. Е. Кроуна) 25 августа, но после 18 часовой погони ей удалось уйти под защиту севастопольских береговых батарей еще до того как броненосец подошел на дальность выстрела. В преследовании, кстати, участвовал еще один турецкий броненосец.
Поражение Турции привело к эпохе забвения для османского флота. Корабли стояли в бухте Золотой Рог и ржавели. Даже ежегодные прогулки до Босфора были отменены. Так продолжалось почти 20 лет. К середине 80-х корабли уже сильно проржавели, по оценке английского военно-морского атташе для вывода в море хотя бы 5 османских броненосцев требовалось 6 месяцев напряженного труда. На кораблях ленивую турецкую службу несла лишь треть от штата экипажей. В 1886 году, во время обострения отношений с Грецией, экипажи укомплектовали полностью, только выйти из бухты так и не пришлось. Скорость кораблей из-за плохого обслуживания механизмов упала до 4-6 узлов.
Однако у «Fethi Bulend» все-таки получилось выйти в море, в октябре 1889 года он сопровождал кайзера Вильгельма II во время визита в Турцию. Он проводил гостя по Дарданеллам и Мраморному морю.
В 1882 году «Makaddami Khair», а в 1890 году «Fethi Bulend» были переоборудованы в Императорском арсенале . Было установлено несколько противоминных орудий, в том числе пара 87-мм орудий Круппа, два 63-мм орудия, два 37-мм орудия и одно 25,4-мм орудие Nordenfelt.
К январю 1886 года,очередному греческому кризису, «Makaddami Khair» находился в ливийском Триполи , на тот момент он был единственным боеспособным броненосцем османского флота.
В 1892 году «Fethi Bulend» и броненосец « Asar-i-Tevfik» были отправлены на усиление критской эскадры во время очередных волнений на острове.
Но ни один из них не смог покинуть порт из-за разгерметизации труб у котлов.
Следующую мобилизацию османскому флоту устроили во время войны с Грецией в феврале 1897 года. "Внезапно" оказалось, что практически все корабли, включая «Fethi Bulend» полностью небоеспособны и против греческого флота выйти не в состоянии.
После успешной войны с греками, турки, ощутив второе дыхание, взялись и за флот. Первым делом озадачились модернизацией старых кораблей.
«Makaddami Khair» оказался в крайне плохом состоянии и его модернизацию признали нерентабельной. «Fethi Bulend» же, как один из самых активных кораблей флота , решили омолодить. 11 августа 1900 года был заключен договор Germaniawerft в Киле (контракт был на оба корабля этого типа), но увлекательные приключения турок и Круппа уже были описаны в статье про "Ассар-и-Тевфик", в общем туркам пришлось искать нового подрядчика. В декабре 1902 года соглашение по «Fethi Bulend» достигли с итальянской фирмой "Ансальдо". В 1903-1907 годах были проведены работы по модернизации.
Чуда не произошло. Кораблю добавили пару водотрубных котлов производства Имперского арсенала, что увеличило скорость до 9 узлов, вооружение полностью заменили на немецкие скорострельные орудия Круппа- четыре 150мм орудия SK L / 40 были установлены в каземате, а шесть 75-мм орудий и шесть 57-мм пушек поставили на верхней палубе.
«Makaddami Khair» в 1898 году разоружили, сняли котлы и в 1911 году переоборудовали в стационарный учебный корабль . Затем, с 1914 года, он стал плавучей казармой, в 1920 году переведен в Измит, где в сентябре 1923 года был списан и пошел на слом.
В 1911 году Османская империю вступила в период новых войн. С началом итало-турецкой войны «Fethi Bulend» вошел в состав Резервной дивизии, но лишь формально, большинство вооружения ( все четыре 15-мм орудия и по четыре 75-мм и 57-мм орудия) с него сняли для создания береговой обороны в Салониках, где стоял корабль. 90 человек из экипажа стали персоналом этой береговой батареи, а сам корабль стал плавказармой.
Не успела закончится война с Италией, как начались Балканские войны. В бой за европейские владения ослабевшей империи пошли Греция, Сербия, Болгария и Черногория. К началу 1-й Балканской войны, в октябре 1912 года командиром «Fethi Bulend» и по совместительству командиром морской базы в Салониках был капитан ( бинбаши ) Азиз Махмут Бей.
В ночь на 18(31) октября 1912 года,в 22-20, в гавань Салоник скрытно прошел мимо всех минных полей, береговых батарей и сторожевых постов греческий миноносец NF-11(1885г,85 тонн). В 23-30 с дистанции 150 метров он выпустил три 356 мм торпеды по самой большой цели в порту-корпусу «Fethi Bulend». Одна торпеда попала в причал, а две в старый корабль. Бывший броненосец перевернулся и затонул. На борту погибло 7 человек , включая корабельного имама.
Греческому же миноносцу удалось уйти прежним маршрутом без всяких проблем.
Командир NF-11 лейтенант Николаос Воцис стал народным героем, правда 23 апреля 1913 года он угробил свой миноносец , посадив на скалы, но благодарный народ дал ему другой. А затем ,в 1920 году он стал командиром целого линкора «Килкис» и контр-адмиралом.
Греки ,естественно,записали на свой счет потопление полноценного броненосца, а не почти безоружной плавказармы.
В истории остались только те, кто причинял неприятности османскому броненосцу.
3 сентября 1906 года в Николаеве был заложен эсминец «Капитан-лейтенант Баранов», а в 1973 году греческий малый ракетный корабль получил название «Капитан-лейтенант Воцис».
В искусстве бой "Фетхи-Буленда" с "Вестой" запечатлели на своих картинах маринисты Иван Айвазовский , Алексей Боголюбов и Руфин Судковский. Почти документально, слегка усилив акценты.
Зато на полотне греческого художника о потоплении "Фетхи-Буленда" огромный турецкий броненосец на полном ходу, ведя огонь из всех орудий, таки поражен греческим Давидом- маленьким миноносцем.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.