В начале 20-го века Османская и Германская империя достигли наивысшего уровня сотрудничества. Германский капитал строил Багдадскую железную дорогу,вкладывал значительные средства в экономику и инфраструктуру Турции. Турецким пашам более всего импонировало,что Германия не имеет интересов к приобретению провинций Турции,а нацелена на усиление экономического влияния.В 1899 году Османскую империю посетил германский император. Расширяющееся сотрудничество затронуло и военную сферу. Турецкая армия получала крупповские пушки и маузеровские винтовки,немецкие офицеры обучали турецких аскеров по немецким уставам.
В области флота Германия позитивно отреагировала на просьбу Турции прикупить несколько боевых кораблей в преддверии неизбежных войн за турецкое наследство,разделки "больного человека Европы" ближними и дальними соседями.
Немцы в 1910 году продали туркам два устаревших эскадренных броненосца типа "Бранденбург" и 4 современных эсминца типа S-165.
Германские "Бранденбурги" появились на свет в 90-х годах 19 века,на тот момент они представляли собой первые настоящие мореходные броненосцы Германии. Кроме того они имели мощное вооружение-целых 6 280 мм орудий главного калибра,практически дедушка дредноутов.Визуально напоминал французские броненосцы-заваленный борт , тяжелые боевые мачты. Орудия располагались в башенноподобных барбетах- в носовом и кормовом барбетах — с длиной ствола в 40 калибров, а в среднем — 35. Для того времени это было не критично-дистанции боя предполагались в пределах полутора миль.Зато башенный барбет давал сектор обстрела всего 90 градусов.
Турки,при выборе товара,проявили тонкое понимание вопроса-из четырех "Бранденбургов" они выбрали те два,что имели более современную крупповскую сталеникелевую броню,вдвое более прочную чем компаунд на двух остальных систершипах. Броневой пояс защищал корпус корабля по всей длине; он погружался под воду на 1,14 м и возвышался над ватерлинией на 0,84 м. Всего брони было — около 3500 т на корабль.
Благодаря высокому борту броненосцы отличались и превосходной мореходностью. Это подтвердили многочисленные походы в Атлантике и экспедиция в Китай для подавления “боксерского” восстания. Корабли имели плавную качку и относительно мало заливались волнами. Диаметр циркуляции на полном ходу равнялся 476 м (4,4 длины корпуса). Британцы прозвали эту серию броненосцев конкурента "китобоями".
В 1902—1904 годах броненосцы модернизировали: заменили котлы, увеличили запас топлива, сняли боевые марсы и один торпедный аппарат. Водоизмещение при этом возросло до 10670 т.
Процедура продажи сопровождалась детективными подробностями. Британия тогда занимала прогреческую позицию и была резко против усиления турецкого флота. В начале 1910 года в английской прессе появилась информация что туркам будут проданы тяжелый крейсер "Блюхер" или даже дредноут типа "Нассау". В служебных актах имперского морского министерства по поводу переговоров с турками о продаже кораблей это соединение официально обозначается "Средиземноморской дивизией".
14 августа передаваемое соединение под командованием контр-адмирала Коха в составе линкоров "Курфюрст Фридрих Вильгельм" (флаг командира соединения) и "Вейсенбург" вышло на рейд Яде. чтобы там принять на борт 26 офицеров и 38 человек технического персонала турецкого флота , которые во время перехода должны были начать осваивать немецкие корабли. В тот же день германские корабли навсегда покинули Вильгельмхафен.
Только на седьмой день похода, поскольку из-за политического противостояния с Великобританией по маршруту перехода нельзя было зайти для приёмки угля ни в один из находящихся под британским управлением порт, лишь с 21 по 25 августа, во время стоянки в Оране (Алжир) удалось произвести погрузку угля. Здесь они дог нали четыре эскадренных миноносца фирмы Шихау, также закупленные Турцией.
В ночь с 26 по 27 августа немецкие корабли обогнули южную оконечность Греции мыс Матапан и 28 августа вошли в Дарданеллы, где в полдень достигли условленного места передачи — бухты Кепач западнее Чанаккале на южном берегу Мраморного моря. Здесь уже находился германский стационер в Константинополе посыльный корабль "Лорелей", чтобы доставить контр-адмирала Коха, командиров кораблей и ещё нескольких офицеров в Константинополь для обсуждения условий передачи кораблей.
Когда 31 августа они вернулись назад, в бухте Кепач уже находился пароход с турецкими моряками на борту для передаваемых кораблей, а также лёгкий крейсер "Г'амидие". В тот же день прибыл пароход "Урания", принадлежащий немецкой компании "ХАПАГ" и доставивший в трюмах второй комплект боеприпасов. Пароход должен был перевести обратно в Германию немецкие экипажи. Вечером 1 сентября в бухте Кепач на передаваемых кораблях был спущен германский флаг и состоялась их официальная передача Турции, во время которой немецкий адмирал и командующий турецким военно-морским флотом коммодор обменялись речами.
После последовавшей 1 сентября передачи кораблей Турции, согласно решению германского кабинета министров от 31 июля 1910 г., и распоряжения статс-секретаря имперского морского министерства от 12 сентября 1910 г. "Курфюрст Фридрих Вильгельм" и "Вейсенбург" исключили из списков кораблей кайзеровского военно- морского флота.
Исключение кораблей из списков флота прошло задним числом,т.к. реально продажа состоялась 6 августа.
Броненосцы со сталеникелевой броней и четыре шихаусских эсминца были проданы в общей сложности за 17 миллионов марок Османской империи, где они получили названия “Хайреддин Барбаросса” (“Курфюрст Фридрих Вильгельм”) и “Торгут Рейс” (“Вайссенбург”).В честь турецких адмиралов и корсаров эпохи Сулеймана Великолепного.
Барбаро́сса Хызы́р Хайредди́н-паша́ (также известен как Хызыр-реис; 1475 — 4 июля 1546) — османский корсар, флотоводец и вельможа. Командуя корсарским флотом, стал правителем Алжира, а затем адмиралом Османской империи.
Тургут-реи́с (Turgut Reis; в русскоязычных источниках известен также под искажённой транскрипцией «Тургут Рейс») — мусульманский корсар (приватир) и адмирал Османской империи.Соратник Барбароссы.
На службе султана Сулеймана I занимал посты губернатора Джербы, главнокомандующего Османским флотом, бейлербея Алжира и Средиземного моря, санджакбея и паши Триполи. Адмирал Тургут, прозванный на западе Драгут (араб. درغوت, от Turhud через Dorghut и Dargut к Dragut), был известен своими экспедициями вдоль берегов Испании, Франции, Италии и Северной Африки, участвовал в Великой осаде Мальты.
Оставшиеся же в кайзеровском флоте “Бранденбург” и “Верт” дожили до первой мировой войны, но активного участия в боевых действиях не принимали. В 1915 году их переклассифицировали в корабли береговой обороны, затем — в блокшивы, а в 1919 году сдали на слом.
Судьба османских броненосцев оказалась более интересной.
«Барбарос Хайреддин» Barbaros Hayreddin , бывший германский SMS Kurfürst Friedrich Wilhelm. Императорская верфь Вильгельмсхафен Заложен 1890. Спущен на воду 30 июня 1891 г. ввод в эксплуатацию:29 апреля 1894 г. Введен в строй ВМФ Турции 5 августа 1910 . потоплен британской подлодкой 8 августа 1915 .
«Торгут Рейс» Turgut Reis , бывший германский SMS Weissenburg. номер строительства 199 Vulcan AG , Щтеттин . Заложен 1890 г. . Спущен на воду 12 декабря 1891. ввод в эксплуатацию 14 октября 1894 г. Введен в строй ВМФ Турции 5 августа 1910. Выведен из боевого состава 1933 Во время Первой мировой войны активного участия в боевых действиях не принимал. В 1915 году с него сняли 105-мм пушки (установлены на береговых позициях у Дарданелл). В 1918 г. поставлен на прикол. Позже служил стационарным учебным судном. Списан в 1933 году, разобран на металл в 1950 — 1956 годах.
Водоизмещение 10013 / 10670 т. (стандартное/полное) Размерения (длина/ширина/осадка) 115,7 / 19,5 / 7,6 м. Двигатели-2 ПМ, 12 ПК ,10100 л.с.,Винты-2. Скорость хода 16 узл. ,Экипаж 600 чел.
Бронирование - Пояс над ватерлинией: 300–400 мм , под ватерлинией: 180-200 мм
Палуба 60 мм.Башни 50-120 мм.Боевая рубка 300 мм. Барбеты : 300 мм
Вооружение- 4 (2х2) — 280-мм/40 орудия; 2 (1х2) — 280-мм/35 орудия.6 (6×1) — 88-мм/30 орудий. Минно-торпедное вооружение-3 — 450-мм ТА.
Во время итало-турецкой войны 1911/1912 гг. броненосцы оставались в районе Стамбула и не принимали участия в войне.
Но в Балканских войнах они приняли самое активное участие. Весь начальный период войны турецкий флот использовался без какого-либо здравого смысла в бесполезных и бесцельных действиях против болгарского побережья на Черном море. 19 октября броненосцы "Хайреддин Барбарос", "Торгут Рейс", "Мессудие" ,крейсер "Гамидие" и четыре миноносца появились у Варны, разогнав болгарские миноносцы, находившиеся в дозоре , и 20 октября выпустили 45 снарядов по городу. На следующий день они обстреляли болгарские военные склады в Каварне, причинив некоторый ущерб, и чуть не захватили две болгарских миноноски.
На суше же ситуация для турок складывалась катастрофически. Потерпев ряд поражений,в основном от болгар, они откатывались к Константинополю. Последним рубежом была Чатладжикская позиция, преграждавшая путь к столице.
Флот поддерживал османские войска в приморских районах. Броненосцы «Хайреддин Барбарос», «Мессудие», «Ассари Тевфик», поддерживали наиболее слабый, южный фланг, примыкавший к Мраморному морю у Буюк-Чекмедже. Флотская артиллерия сыграла значительную роль в отражении штурма 17-18 ноября.
2-го декабря, после неудачных попыток овладеть Чатладжикской позицией, союзники (кроме Греции) подписали перемирие. Турки решили использовать перемирие для снятия блокады Дарданелл греческим флотом.
16 декабря состоялось сражение у мыса Элли (мыс Хелес) у южного входа в Дарданеллы.В Греции это сражение стало одной из побед греческого флота,турки тоже объявили себя победителями.В битве пострадали в основном корабли,потери в людях были минимальными- погибло пять турецких(по другим данным 18) и всего один греческий моряк. Турецкий флагман «Хайреддин Барбаросса» получил в результате обстрела с «Аверофа» серьёзные повреждения. На нём была выведена из строя одна из башен главного калибра, разрушен носовой артиллерийский пост, разбит мостик и повреждено осколками несколько котлов. В надводном борту выше броневого пояса была большая пробоина, на корабле вспыхнул пожар. Поврежден был и турецкий броненосец «Мессудие». Греческий крейсер тоже пострадал, получив пробоину от крупнокалиберного снаряда у ватерлинии и попадания в переднюю дымовую трубу и в район спардека. Туркам не удалось снять блокаду с Дарданелл.
Новую попытку деблокады турки предприняли во второй половине января.Крейсер «Хамидие» в ночь с 15-го на 16 января 1913 года был отправлен в Эгейское море пошуметь на греческих островах,чтобы отвлечь на себя самый мощный корабль греческого флота-"Авероф". С оставшимися греческими броненосцами береговой обороны турецкий флот имел шанс справится. Следующей ночью крейсер "Меджидие" не обнаружил на старом месте греческий флагман.
На радостях турецкий адмирал Рамис Бей вывел флот ( линейные корабли" Барбарос Хайреддин" , " Тургут Рейс" и " Месудие" , крейсер "Меджидие" и пять эсминцев ) на решительный бой. Но греческий адмирал Кунтуриотис не поддался на турецкую хитрость. И 18 января у о. Лемнос Рамис Бей встретил всю греческую эскадру в полном составе (броненосный крейсер Георгиос Авероф , броненосцы береговой обороны Спеце , Гидра и Псара и семь эсминцев ).
Потерь в кораблях снова обе стороны не понесли,но потери в людях были значительными. Турки потеряли 31 убитыми и 82 ранеными( есть данные и по большим потерям) , а у греков только один матрос получил ранения. За 2 часа канонады, турки добились 10 попаданий в греческий крейсер, не нанеся ему серьезных повреждений , несколько попаданий получил и броненосец береговой обороны «Спеце». Всего турки выпустили около 800 снарядов, в том числе большое количество 280-мм. Греки стреляли гораздо лучше. Опять досталось «Барбароссе», на нем трижды вспыхивали пожары, одна башня ГК была взорвана, у второй повреждена система подачи снарядов, сбита труба и мачта корабля. Греки подошли на близкое расстояние и перешли на шрапнель(???), что вызвало большие потери на палубе турецкого корабля. На другом турецком броненосце, «Торгут Рейсе», также была разбита один из барбетов главного калибра. Броненосец «Ассари Тевфик»,прикрывая отход своих пострадавших коллег,также получил несколько прямых попаданий.
Теперь турки уже и не мечтали о деблокаде.Еще одну перестрелку с греками зафиксировали 20 февраля,когда броненосец «Хайреддин Барбаросса» и крейсер «Меджидие» вышли к Лемносу и обменявшись с греческими кораблями несколькими выстрелами, вернулись обратно.
За обе баталии “китобои” выпустили по неприятелю около 800 снарядов главного калибра — это почти вдвое больше, чем японский флот при Цусиме. Но результативность стрельбы оказалась невелика — ни один из греческих кораблей не был потоплен.
Во время первой мировой войны турецкие броненосцы получили немецких командиров , были приписаны к охране Стамбула и проливов и не покидали Мраморного моря.Маневренными же операциями в Черном море занимались более скоростные "Гебен","Бреслау" и "Хамидие" с "Меджидие"."Торгут Рейс" же еще в 1911 году не мог выжать более 11 узлов.
С броненосцев для укрепления береговой обороны была снята часть орудий.Тем не менее броненосцы неоднократно вступали в перестрелки с английскими линкорами -6 марта, 3 мая и 25 апреля 1915 года (25 апреля “Торгут Рейс” отстреливался в одиночестве). "Барбарос Хайреддин" был торпедирован 8 августа 1915 года на пути к Дарданеллам британской подводной лодкой HMS E11 перед Болайыром на северной оконечности полуострова Галлиполи в Мраморном море и спустя 7 минут пошел ко дну вместе с 253 членами экипажа. В январе 1918 “Торгут Рейс” почти неделю спасал севший на мель" Явуз Султан Селим "("Гебен")-буксиром и размывая отмель работой своих винтов.
30.10.1918 “Торгут Рейс” был поставлен на прикол,по условиям Севрского договора он подлежал передаче Японии,но начавшаяся кемалистская революция вместе с воспоминаниями о Дарданелльской катастрофе заставили союзников быть сговорчивее,и Турция сохранила флот.
“Торгут Рейс” в 1920 году переоборудовали в плавбазу , с 1924 он вернулся на службу турецкому флоту в качестве учебного судна ,из вооружения оставили только два 280-мм орудия . С 1933 года он была плавказармой для рабочих верфи на турецкой военно-морской базе Гёльчук . Из состава флота был окончательно исключен в 1938 году . В 1939 г. с него демонтировали орудия главного калибра, использовав их для усиления обороны Дарданелл, с 1950 г. использовали как плавказарму, а в 1952-1956 гг. разобрали на металл.
Но последним плавающим кайзеровским броненосцем стал не он,а SMS Hessen типа "Брауншвейг",задержавшийся в советском флоте как корабль-цель до 1960 года.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам