Разгром османского флота в Синопской бухте в 1853 году привел к очередному упадку турецкой морской мощи. Ситуация изменилась только с восшествием на престол нового султана. Абдул-Азиз (1861-1876) оказался ярым флотофилом и под его руководством османский флот вновь вошел в число сильнейших в мире, правда ненадолго.
Невзирая на оскудевшую государственную казну, султан заказывал все новые и новые броненосцы. Основным поставщиком броненосных кораблей стала Британия. Порта покупала самое лучшее, напрямую у владычицы морей. Уже через год после начала правления Абдул-Азиз заказал англичанам четыре мощнейших на тот момент броненосца первого класса. Источником вдохновения для их проектировщиков был британский железный батарейный броненосец «Defence». Проект готовился под руководством знаменитого Эдварда Рида.
Три броненосца были заказаны фирме Robert Napier and Sons из Глазго. Четвертый-Thames Iron Works из Блэквела. Все они были спущены на воду в 1864-1865 годах, а в 1865-1866 годах вошли в строй.
Броненосцы получили имена «Азизие»(до 1870-"Abdül Aziz"), «Османие» («Osmanieh», первоначально "Gazi Osman"), «Орхание» и «Махмудие». По классификации их чаще всего относили к броненосным батарейным фрегатам, хотя иногда считали и броненосными корветами.
Еще один, пятый корабль по этому проекту, турки собирались построить самостоятельно. Заказ на броненосец "Феттах" был выдан Имперскому Арсеналу в Стамбуле в 1864 году. Размеры и вооружение должны были быть такими же, как и у кораблей британской постройки, только машина должна была быть турецкого производства, что, соответственно, предполагало меньшую на полтора узла скорость. Однако работы по строительству так и не были начаты и заказ был официально аннулирован 24 апреля 1865 года.
Конструкция первых турецких броненосцев соответствовала передовому уровню начала 60-х годов. Полностью железный корпус, основная часть артиллерии размещалась вдоль бортов, на традиционных батарейных палубах, при этом нарезные орудия соседствовали с гладкоствольными. Корабли совмещали паровую машину в качестве основного двигателя и развитое парусное вооружение. Кстати, благодаря удачным обводам корпуса, броненосцы неплохо ходили под парусом.
Особенностью проекта было наличие 229 мм нарезной погонной пушки.
Головной корабль серии, «Osmanieh»( иногда пишется как "Osmaniye"), спущенный на воду 2 сентября 1864 года под именем "Gazi Osman", был назван в честь легендарного султана Османа I.
Осма́н I Га́зи (осман. عثمان غازي — Aŝmâân Ğaazi, тур. Gazi Osman Paşa, Birinci Osman, ум. 1324) — первый правитель Османского бейлика в Малой Азии (1299—1324). В правление Османа бейлик стал независимым, его границы были существенно расширены за счёт территорий Византии в Малой Азии. При Османе сложились основные органы управления. Он считается основателем Османской империи и является родоначальником династии Османов, просуществовавших до начала XX века. При Османе его племя было обращено в ислам, Осман является одним из символов традиции газавата. Меч Османа является государственной реликвией, церемониальным атрибутом возведения на трон и символом борьбы за веру. Значительная часть турецкого народа называла себя османами (оттоманами) до распада Османской империи.
27 июня 1865 года он вышел на ходовые испытания уже как «Osmanieh». В ноябре он вошел в состав османского флота. Остальные корабли серии также носили имена правителей Османской империи- Орхана I, Махмуда II и действующего султана Абдул-Азиза.
Корабли в общей сложности прослужили в османском флоте почти по полвека, при этом оказавшись хорошо приспособленными для многочисленных перестроек и модернизаций. Особенно часто менялся состав вооружения.
В 90-х батарейные броненосцы стали барбетно-батарейными, а последние из них дожили до 1923 года. Несмотря на то, что империя за это время пережила русско-турецкую, греко-турецкую, греко-итальянскую и две Балканских войны, прославиться боевыми подвигами этим мощным кораблям не довелось. Большую часть своей биографии они провели на стоянке в бухте Золотой Рог. И в итоге были благополучно разобраны на металл.
"Osmaniye" (бывший "Gazi Osman") Robert Napier and Sons, Glasgow. Заказан 1862 год. Заложен март 1863 г . Спущен на воду 2 сентября 1864 г. Вступил в строй ноябрь 1865 г. Списан 31 июля 1909 г.
"Aziziye" (до 1870-"Abdül Aziz") Robert Napier and Sons, Glasgow. Заложен
Май 1863 г . Спущен на воду декабрь 1864 . Вступил в строй август 1865 , с 1904 плавказарма. Списан 31 июля 1909 г.
"Orhaniye" Robert Napier and Sons, Glasgow. Заложен 1863. Спущен на воду 26 июня 1865. Вступил в строй 1866. Списан 31 июля 1909 г.
"Mahmudiye" Thames Iron Works, Blackwall. Заложен 1864. Спущен на воду 13 декабря 1864. Вступил в строй 1866. Списан 31 июля 1909 г.
Водоизмещение - 6400 тонн (6300 длинных тонн; 7100 коротких тонн). Длина между перпендикулярами 89,3 м, максимальная 91,4 м. Ширина 16,9/17,1 м. Осадка 7,8 -7,9 м.
Двигатели-1 паровая машина компаунд, 6 коробчатых котлов, 3735 л.с. Скорость -12- 12,5-13,5 узлов. Запас топлива 750 тонн угля. Экипаж 361 человек( 26 офицеров 335 рядовых), в 80-х-250 человек. максимально-600-640 человек.
Бронирование(железо)- пояс 140-76 мм, батарея 127-114-102 мм.
Вооружение - на 1865 год- 1 - 229-мм/14 MLR Armstrong ; 14 - 203-мм/15 MLR Armstrong ; 10-36-ти фунтовых (175 мм/12) гладкоствольных SBML орудий Армстронг.
Броненосцы типа "Османие" имели полностью железный корпус с одной телескопической дымовой трубой и парусным вооружением трехмачтового барка. Корпус был разделен на семь водонепроницаемых отсеков. Силовая установка состояла из шести коробчатых котлов и одной горизонтальной паровой машины компаунд, работающей на один гребной винт. Корабль мог принять 750 тонн (740 длинных тонн; 830 коротких тонн) угля. На испытаниях максимальная достигнутая скорость составила 13,5 узлов, но к 1891 году фирменное турецкое техобслуживание довело практическую скорость до 6 узлов.
По спецификации водоизмещение составляло 4211 тонн (4 144 длинных тонны; 4642 коротких тонны), а нормальное водоизмещение-6 400 метрических тонн (6300 длинных тонн; 7 100 коротких тонн).
Бронирование - пояс кованого судового железа вдоль всей ватерлинии, 80 см выше ватерлинии и 140 см под водой. Толщина плит от 140 мм в центральной части до 76 мм в замыкающих траверсах. Над поясом в центральной части размещался каземат, защищающий батарею железными плитами в 127 мм со 114 мм траверсами.
При постройке броненосец имел одно 229 мм нарезное дульнозарядное (MLR) "таранное" 12,5-тонное орудие Армстронга на верхней палубе в носовой части за 102 мм железным бруствером.
Еще четырнадцать 203 мм MLR 9-ти тонных пушек Армстронг и десять 36-фунтовых гладкоствольных орудий Армстронга располагались вдоль бортов в батареях верхней и главной палуб.
Состав вооружения в процессе почти полувековой службы неоднократно менялся.
В 1884 году 36-фунтовые орудия были сняты, была добавлена противоминная батарея из четырех 47-мм скорострельных орудий (QF) Гочкиса и двух 4-ствольных 25,4-мм картечниц Nordenfelt .
В 1885–1886 годах проводились эксперименты по переоборудованию крепостных орудий Круппа для использования на борту « Османие» . Старые пушки, изготовленные в середине 1870-х годов, попытались установить на лафеты от существующих сухопутных дульнозарядных орудий.
Модернизация 1890 - 94 годов, Tersane-i Amire-Ansaldo, Стамбул.
1890-1894- "Osmaniye", "Aziziye"; 1892-1894- "Орхание", "Махмудие".
Заменена силовая установка-на две вертикальные паровые машины тройного расширения с 6 цилиндрическими котлами шотландского типа и двумя валами. В результате скорость достигла 10 узлов( "Махмудие" 12,5 узлов).
Водоизмещение нормальное 6299 т. Вооружение - 2 x 1 - 234 мм /32 MRK Крупп L / 35 C / 86 , 8 x 1 - 149 мм /22 RK L / 25 Крупп C / 75 , 5 x 1 - 105 мм /32 SK L / 35 Крупп C / 86 , 2 x 1 - 47 мм /40 Hotchkiss , 7 x 4 - 25 мм /42 митральез Nordenfelt , 2 ТА 356 мм .
234 -мм (иногда обозначаются как 240 мм)орудия Круппа размещались по одному в носовом и кормовом барбетах из 254 мм дерева, прикрытых 13 мм листами стали( издалека смотрелись весьма грозно) и 25 мм орудийными щитами. Для размещения барбетов впереди и сзади была спилена верхняя палуба. 149 мм стояли побортно в районе миделя на местах для старых орудий. Излишние порты были заделаны. 105 мм пушки устанавливались в спонсонах на верхней палубе.
Вместо двух из 47 мм пушек Гочкиса поставили еще три митральезы. Корабль получил две боевые мачты.
Планируемая модернизация 1903-1904 годов предусматривала очередную замену вооружения на одну 203 мм/ 45 QF и 9 149 мм QF, 8 76 мм , 10 57 мм , 2 ТА 381 мм. Также собирались поставить новую броню, защитив пояс 254 мм плитами,каземат 152 мм, барбеты 127 мм, палубу 38 мм и рубку 76 мм.
Но из-за дряхлости кораблей и финансовой недостаточности османского бюджета до дела не дошло.
Четыре броненосца типа «Османие» стали крупнейшими броненосцами османского флота на целое десятилетие, пока из Британии не пришел новый гигант-"Месудие". Основным элементом боевой учебы турецкого броненосного флота были ежегодные прогулки от Золотого Рога до Босфора, чтобы проверить работоспособность механизмов.
В середине 70-х обострилась ситуация в Турции и на ее границах. В Боснии летом 1875 года началось восстание. В июле 1876 года войну Турции объявила Сербия. В сентябре 1876 года османский флот начал мобилизацию. 24 апреля 1877 года для защиты православных, вырезаемых турецкими войсками, войну Блистательной Порте объявила Российская империя.
Четыре броненосца типа "Османие" составляли основную ударную силу турецкого флота в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов , но, в основном, провели ее возле султанского дворца или в в критском заливе Суда.
На Черном море, где у русских практически не было флота, воевали в основном более мелкие турецкие броненосные корабли. В Средиземном море в апреле 1877 года на патрулирование албанского побережья были отправлены старые деревянные корабли.
В январе 1878 года, когда русские войска подошли к Стамбулу, часть кораблей, в том числе "Османие" и даже королевская яхта « Султание» были использованы для переброски резервов из Дедеагака (Александрополис) в Гелиболу (в Галлиполи). 31 января они перевезли к Стамбулу последние резервы.
Активными действиями на Черном море отметился лишь «Османие». 30 декабря 1877 года (11 января 1878 года) броненосцы «Османие» и «Асари-Тевфик» обстреляли Евпаторию. На город обрушилось 135 снарядов, которые разрушили несколько домов. 1 (13) января турецкая эскадра обстреляла Феодосию (расход-152 снаряда), а на следующий день – Анапу. Потери русской армии- один солдат-обозник погиб в Феодосии.
В итоге, в единственной войне, в которой они могли пригодиться, они практически не использовались. После войны их, как и почти весь османский броненосный флот вывели в резерв и они так и стояли в бухте Золотой Рог. Даже ежегодные походы на Босфор прекратились. На кораблях была оставлена всего треть от штатной численности экипажей.
Двигатели кораблей ржавели, корпуса обрастали. Как считал военно-морской атташе Британии, для подготовки к выходу в море пяти броненосцев Имперскому Арсеналу понадобится не менее полугода.
В 1884 году на кораблях провели частичную модернизацию с заменой артиллерии. После этого в 1886 году корабли ненадолго покидали бухту для испытания орудий, впервые за долгое время.
Во время греческого кризиса 1886 года корабли привели в боевую готовность и снабдили полными экипажами. Однако в море их так и не вывели, как оказалось ржавые машины не могут обеспечить ход более 4-6 узлов.
В начале 90-х годов их капитально модернизировали, переделали в барбетные броненосцы. Следующая война империи, греко-турецкая 1897 года, снова прошла без участия турецкого флота. Он оказался небоеспособным. Несмотря на всего три года,прошедшие после перевооружения, многие пушки оказались с дефектами или недоукомплектованными, затворы крупповских орудий повреждены.
В апреле и мае турецкий флот для поднятия боевого духа несколько раз выходил в Эгейское море, но не имея целью поиск противника.
Майские учения подтвердили крайне низкий уровень подготовки экипажей, ведь корабли стояли с сокращенными штатами и десятки лет не делали даже небольших походов. Столкновение с боеспособным греческим флотом, который имел три более современных броненосца типа "Идра", было бы фатальным. Но и греки не настаивали.
Плачевное состояние флота было очевидно для шефствующих над турецким ВМФ британского адмирала Генри Вуда и немецкого адмирала Ойгена Калау фон Хофе. В итоге султан Абдул Хамид II утвердил программу восстановления флота, в т.ч. модернизации старых броненосцев.
Представители германских верфей Krupp, Schichau-Werke и AG Vulcan были привлечены к тендеру на модернизацию, но в декабре 1897 года вышли из переговоров, в связи с бессмысленностью модернизировать 40 летних ветеранов, а главное, из-за крайне низкого рейтинга платежеспособности Блистательной Порты.
В итоге турки все-таки договорились с "Круппом" о включении "османий" в список кораблей в контракте 11 августа 1900 года. Но из-за уже описанных приключений при реализации восточного контракта, даже терпеливые немцы не выдержали и в декабре 1902 года окончательно вышли из сделки.
С 1897 года “Османие”, “Оркание” и “Махмудие” стояли в Чанаккале, в 1908 году их снова отбуксировали в Стамбул(“Махмудие” еще в 1904 г.) и разоружили . 31 июля 1909 году все четыре корабля списали. «Азизие» с 1904 года использовался как плавучая казарма в Стамбуле. В 1913 году на слом отправили «Орхание» и «Махмудие» ( по др данным “Азизие” и “Махмудие”) , а в 1923 году-«Азизие» и «Османие»( по др данным “Османие” и “Оркание”).
Конструктивно корабли оказались довольно удачными, что позволило им около полувека формально находиться в строю, пройти несколько кардинальных модернизаций, с заменой механизмов и артиллерии. История мощных кораблей, несмотря на несколько войн, которые вела их страна, практически не принявших участия ни в одном бою( за исключением рейда "Османие" по приморским городам России), не имевших никаких боевых достижений, подтверждает старое правило-что флот-это не столько сами корабли, сколько организация, подготовка экипажей и умение использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно.
Также история могучего броненосного флота Абдул-Азиза, бесславно сгинувшего от ржавчины и старости, как и история китайского Бейянского флота, говорит о необходимости планомерного развития собственной кораблестроительной инфраструктуры, без чего любое количество просто закупленных за границей самых современных кораблей -просто металлолом.
Надо отметить, что по каким-то причинам в литературе встречается информация о французском происхождении первых турецких броненосцев, что очевидно не соответствует даже их архитектуре.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам