Греция получила независимость от Османской империи в 1830 году , при помощи России и поддержке Британии. Однако под властью султана остались обширные территории ,населенные греками-на севере Балкан , на побережье Малой Азии и на островах Крит и Кипр.Это послужило причиной множества греко-турецких войн. До сих пор дальнейшее развитие Греции связано с противостоянием с Турцией. Страны регулярно сталкиваются в войнах и вооруженных конфликтах.
Особенно кровавая и героическая история борьбы против османского господства у острова Крит. Османы регулярно заливали его кровью при подавлении многочисленных восстаний,но критяне восставали вновь. После жестокого подавления восстания 1866 года ,когда Греция ничем не смогла помочь своим соплеменникам, и укрепления турецкого флота при султане Абдул -Азизе, греческое правительство приняло программу модернизации вооруженных сил . Особое внимание уделили развитию флота.
При премьер-министре Харилаосе Трикуписе в 1885 году во Франции было заказано три броненосца береговой обороны. Проект разработал французский адмирал Дюпон. Заказ на головной корабль получила верфь Ateliers et Chantiers de la Loire в Сен-Назере ,остальные два строили верфи Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée . В 1892 году все три корабля были уже в Пирее.
Броненосцы имели весьма оригинальный состав и схему размещения вооружения. Большая часть тяжелых орудий размещалась в носовой двухъярусной батарее. Корабли имели узкий броневой пояс по ватерлинии, бронированный каземат и барбеты для главного калибра. При этом для своего времени они обладали высокой проектной скоростью-17 узлов.
Всего построено три единицы: "Спеце", “Идра" и "Псара". (“Spetsai”, “Hydra” и “Psara”). Имена корабли получили в честь трех островов,на которых базировался греческий флот во время войны за независимость-Идра,Псара и Спеце.
Эти имена почти постоянно присутствуют в греческом флоте.
"Идра"-1. Трофейный египетский парусный корвет. В составе флота с 1827 года. 2. Паровая канонерская лодка. В составе флота с 1881 года. Переименована в «Амвракия» в 1889 году. 3.Броненосец береговой обороны.4.Эсминец . В составе флота с 1933 года. 4. Фрегат. В составе флота с 1992 года.
"Псара" -1.Парусный корвет . Вошёл в состав флота в 1829 году.2. Парусно-паровое судно обеспечения . Вошло в состав флота в 1880 году. В 1890 году было переименовано в "Канарис".3. Броненосец береговой обороны.4. Эсминец . В составе флота с 1933 года. 5.Фрегат. В составе флота с 1998 года.
"Спеце"- 1.Парусный корвет. В составе флота с 1828 года.2.Паровая канонерская лодка. В составе флота с 1881 года. В 1889 году переименована в «Актион». 3. Броненосец береговой обороны.4. Эсминец (тип DARDO). В составе флота с 1933 года. списан в 1945 году. 5. Фрегат типа MEKO 200HN . В составе флота с 1996 года.
«ИДРА»«ΥΔΡΑ» Hydra Ateliers et Chantiers de la Loire , Сен-Назер, Франция. Заказан к постройке 1885 год. Строительство начато 1888 год. Спущен на воду 15 мая 1889 года. Введён в эксплуатацию 1892 год.Выведен из состава флота 1918 - исключён, в 1930 - разобран на лом .
«СПЕЦЕ»«ΣΠΕΤΣΑΙ»Forges et chantiers de la Méditerranée, Гавр, Франция. Заказан к постройке 1885. Строительство начато 1887. Спущен на воду 26 октября 1889 года . Введён в эксплуатацию 1890. Выведен из состава флота 1930 год,продан на лом
«ПСАРА» « ΨΑΡΑ » Forges et chantiers de la Méditerranée, Гранвиль , Франция. Заказан к постройке 1885. Строительство начато 1885. Спущен на воду 20 февраля 1890 года . Введён в эксплуатацию 1890. Выведен из состава флота 1929 год .
Водоизмещение нормальное 4732-4808 длинных тонн (4885 т ) , полное 5415 длинных тонн . Длина 102,01 /103 метра. Ширина 15,8 метров. Осадка 5,49/ 6,4 метра.
Бронирование- Броня: пояс 300 - 100 мм, барбеты и батарея до 356 мм, палуба 58 мм (48 мм Hydra,58 мм- Спецай и Псара ) , рубка 300 мм
Двигатели -две паровые машины компаунд и 4 огнетрубных котла,6700 л. с. 2 винта .Скорость хода проектная 17 узлов,максимальная 17,5 узлов .Запас топлива 400/600- 500/690 тонн угля. Экипаж 440 человек.
Вооружение-
1892- 2 × 274 мм /34 , 1 - 274 мм /28 мм, 5 - 149 мм /36 , 4 - 87 мм /22 мм, 4 - 47 мм 3-фунтовые , 10 - 37 мм( в т.ч. 6 револьверных) . Минно-торпедное вооружение 3 торпедных аппарата 356 мм
В 1900 году вместо 87 мм пушек установлены- 1 - 100 мм/50 и 8 - 65 мм 9 фунтовых Кане и один из торпедных аппаратов заменен на 380 мм.Противоминная артиллерия-10 1 фунтовых 37 мм револьверных пушек и 4 47 мм 3 фунтовых орудия.
В 1900 году во Франции установлено 25 скорострельных противоминных орудий.Демонтировано парусное вооружение,вместо него установлены две мачты с боевыми марсами.
Водоизмещение 5500 т, длина наибольшая 102.01 м, ширина 15.8 м, углубление 5.49 м. Мощность двухвальной установки 6700 л.с., скорость хода 17 уз. Бронирование: пояс 300-150 мм, барбет 300 мм., рубка 300 мм, палуба 60 мм, батарея 355-300 мм. Вооружение: три 274-мм, четыре (на остальных по пять) 150-мм, одна 100-мм, двадцать восемь мелкокалиберных орудий, три торпедных аппарата (приведены данные после модернизации в 1897-1900гг. для "Spetsai" )
В 1908— 1910 годах 150-мм орудия были заменены новыми в 45 калибров.
Греческие броненосцы имели весьма оригинальную конструкцию. Основное вооружение было размещено в носовой части на полубаке в двухъярусной батарее-на верхнем ярусе стояло два орудия главного калибра в бортовых барбетах по обе стороны от носовой надстройки,на нижнем ярусе было четыре 150 мм пушки в каземате.Еще одно орудие 274 мм находилось в корме на палубе,а пятое 150 мм стояло под мостиком.
Главный калибр-три 274 мм пушки Кане,причем две носовые с длиной ствола 34 калибра,а кормовая-28 калибров.Вспомогательная артиллерия-пять 150 мм 36-калиберных пушек .
Для защиты от миноносцев броненосец имел четыре 86 мм 22 калиберных пушки, четыре трехфунтовых пушки, четыре однофунтовых пушки и шесть однофунтовых револьверных пушек Гочкиса .
Для ближнего боя броненосец имел три 356 мм торпедных аппарата- два бортовых и один носовой.
Бронирование было смешанным-использовались плиты и сталежелезной брони(компаунд) и более современной стали концерна Creusot.По ватерлинии корабль был защищен броневым поясом толщиной от 305 мм на миделе до 102 мм в оконечностях. Пояс был довольно узким-120 см, над ватерлинией было всего 76 мм пояса при нормальной нагрузке. При полной нагрузке пояс полностью погружался в воду. Цитадель в районе миделя над поясом защищалась 76 мм броней. У орудий главного калибра защита была 305-356 мм толщины при барбетах в 305 мм.Бронированная палуба у "Идры" имела толщину 48 мм,а у "Спетсаи" и "Псары"-58 мм.
Над броневой палубой борта дополнительно защищались угольными ямами.
Корабли имели водоизмещение 4808 длинных тонн(4885 тонн),длину между перпендикулярами 102,01 метр,ширину 15,8 метра,среднюю осадку 5,5 метра. К 1910 году,после модернизации водоизмещение увеличилось до 4885 длинных тонн(4963 тонны).Экипаж состоял примерно из 400 человек.
Силовая установка-две паровые машины двойного расширения с четырьмя двусторонними цилиндрическими котлами мощностью 6700 л.с. Проектная скорость-17 узлов,запас угля 500 длинных тонн(510 тонн).
Двухтрубный стальной корпус был разделен на 118 водонепроницаемых отсеков.
После войны 1897 года началась модернизация с частичным перевооружением , продлившаяся до 1900 года. Корабли получили одну 100 мм носовую,восемь 65 мм, четыре трехфунтовые пушки и десять однофунтовых револьверных пушек. Один из торпедных аппаратов был заменен на 380 мм.
В 1908–1910 годах вооружение кораблей было снова модернизировано. Старые 150 мм пушки были заменены новыми, длинноствольными 45 калиберными.
Во время службы в греческом флоте три однотипных броненосца использовались практически всегда вместе.
В 1897 году на Крите, тогда османской территории ,начались столкновения местных греков с местными мусульманами и турецкими войсками. Для урегулирования Критского кризиса из кораблей Англии,Италии,Австрии,Германии,Франции и России была собрана мощная международная эскадра. Задачей миротворцев было прекращение межэтнических столкновений на острове,блокада Крита от поставок оружия и войск обеими сторонами,недопущение очередной войны между Грецией и Османской империей.
Однако греки успели переправить на остров полторы тысячи солдат греческого экспедиционного корпуса полковника Тимолеона Вассоса и оружие.
В январе 1897 года на Крит была отправлена эскадра капитана А.Райнека,в составе броненосца «Идра» ,канонерок «Алфиос» и «Пиниос»,военного транспорта «Микали» и нескольких малых кораблей для поддержки восставших и отряда Вассоса. В присутствии подавляюще превосходящих сил миротворческой эскадры Райнеку не удалось поддержать критян, даже когда равноудаленные и нейтральные миротворцы вынуждены были обстрелами успокаивать агрессивных греков. Но в Греции выдержку Райнека народ не оценил и его отправили в отставку.
Греко-турецкая война все равно началась, но быстро закончилась-греки были разбиты. «Спеце» во время войны был флагманом Западной (Ионической) эскадры Димитриоса Криезиса . За три часа до начала войны турки потопили у порта Превезы греческий пароход "Македония"(хронически не везет судам с этим названием в греко-турецких разборках), в отместку «Спеце» вывел греческий флот на обстрел османских укреплений в пограничном Амбракийском заливе . Но без особого эффекта.
«Псара» был флагманом эскадры броненосцев ( вице-адмирал Κонстантин Сахтурис). Достаточно современный греческий флот обладал бесспорным превосходством над османским, двадцать лет ржавевшим в портах . Но и командующий Эгейским флотом Сахтурис и командующий миноносной флотилией из 8 кораблей принц Георг никаких действий по поддержке терпящей поражение на суше греческой армии не предпринимали. Горячие греческие патриоты посчитали это за измену и сговор с европейскими финансистами.Начавшиеся в стране волнения вынудили сменить командующего Эгейским флотом Сахтуриса и начальника генштаба генерала Сапундзакиса.
Командовать флотом вызвали популярного в народе 73-летнего контр-адмирала Георгия Стамателоса . Но война была короткой, все решилось на полях сражений в Фессалии. Флот успел провести только одну операцию- эвакуацию греческих войск и населения из города Волос. При посредничестве местных европейских консулов Стамателос договорился с Этем-пашой об эвакуации. Турки гарантировали ,что не устроят резню и не сожгут город,греки-что флот не будет обстреливать занимающие город турецкие войска. Греческие солдаты и тысячи мирных жителей с 25 апреля по 17 мая были вывезены на боевых кораблях и пяти коммерческих пароходах. Обе стороны выполнили свои обязательства.Стамателос руководил операцией с борта флагманского "Псары".
В быстротечной и неудачной для греков греко-турецкой войне 1897 года корабли больше активного участия не принимали,так как османский флот своих портов не покидал,а море находилось под контролем международной миротворческой эскадры .
"Псара" активно использовался в дипломатических целях- в 1899 году он в Марселе от имени Греции поздравлял горожан с юбилеем основания города греками-фокейцами в античные времена.В 1902 году он участвовал в Спитхедском параде в честь коронации короля Великобритании Эдуарда VII ,после чего,пользуясь случаем,посетил порты Северного и Балтийского морей.
Между войнами броненосцы подверглись модернизациям,но со вступлением в строй построенного в Италии броненосного крейсера «Георгиос Авероф» ,они разом отошли на второй план, даже по скорости не успевая за ним и новыми эсминцами.
В первой Балканской войне «Спеце» был флагманом эскадры капитана П. Гиниса .Все три броненосца приняли участие в битве при Элли,где основную роль сыграл правда броненосный крейсер «Георгиос Авероф» , краса и гордость греческого флота.
16 декабря 1912 года из Дарданелл на прорыв вышла турецкая эскадра в составе четырех броненосцев («Барбарос Хайреддин», «Торгут Рейс», «Мессудие», «Ассар-и-Тевфик») , крейсера «Меджидие» и миноносца «Сиври-Хиссар». Навстречу вышел греческий флот адмирала Кондуриотиса во главе с броненосным крейсером «Георгиос Аверофф», поддерживаемым броненосцами «Спеце», «Идра» и «Псара».
Перестрелку начали турки с дистанции в 50 кабельтов в 9-10. В 9-20 открыл огонь "Аверофф",а в 9-35 греческие броненосцы. Быстроходный "Аверофф" сделал "Т" турецкой эскадре,а три греческих броненосца, напротив, замедлили ход, отвлекая турок на себя. В 10 часов один из греческих броненосцев вышел из строя и повернул на запад из-за вспыхнувшего на нём сильного пожара. В атаку на османские корабли вышли греческие эсминцы. «Барбарос Хайреддин» получил попадание в корму, была выведена из строя одна из установок главного калибра, осколками были повреждены несколько котлов,снесен мостик. Получили повреждения «Торгут Рейс» и «Мессудие». В 10-17 все уже прекратилось. В беспорядке турки ретировались под защиту береговых батарей,еще минут десять беспорядочно отстреливаясь в море. Их потери составили 5 убитых и 21 раненый( по другим данным 18 убитых и 40 раненых). У греков-1 убитый и 6 раненых.
Последняя попытка турок прорвать греческую блокаду вошла в историю как битва при Лемносе. Утром 18 января 1913 года,отправив крейсер "Хамидие" пиратствовать на эгейских островах и отвлекать греков(надеялись что в погоню отправят быстроходный и мощный "Аверофф"),из Дарданелл вышла эскадра Рамзи-бея-флагман-броненосец "Торгут Рейс" , броненосец «Хайреддин Барбаросса», броненосный крейсер «Мессудие», бронепалубный крейсер «Меджидие», восемь эсминцев и пять миноносцев. Броненосец «Ассар и Тевфик» остался в резерве по причине тихоходности.
Контр-адмирал Кондуриотис,однако,не стал распылять силы и вывел навстречу туркам к острову Лемнос весь флот. «Будущность дорогой нам Греции зависит от этого боя! Деритесь как львы!» -напутствовал греков Кондуриотис. Турки снова первыми отрыли огонь с 12 км.Через 10 минут ответили греки и их пушки стреляли более метко.Не выдержав обстрела крейсер и эсминцы турок ушли к Дарданеллам.
«Идра» и «Псара» — атаковали старый броненосец «Мессудие».Удачное попадание в центральный каземат турка вызвало большой взрыв.произошёл сильный взрыв. Небольшие повреждения получил «Спеце».
Основной же удар наносил ,как и прежде,"Аверофф".Он засыпал турецкие броненосцы снарядами своих скорострельных пушек. Опять основным пострадавшим стал «Хайреддин Барбаросса» .Взлетела на воздух одна установка,повреждена другая, сбиты труба и мачта.Корабль горел,а греки осыпали палубу шрапнелью. На флагманском «Торгут Рейсе» тоже возник пожар и была разбита одна из установок ГК. Крейсер тоже получил десяток попаданий,но повреждения были незначительны. Через полтора часа боя турецкие броненосцы начали уходить к Дарданеллам,где досталось и вышедшему их встречать «Ассар и Тевфик».
У греков был 1 раненый,турки же потеряли 31 убитым и 82 ранеными (по другим данным — более 80 убитых и около 300 раненых) .
К началу мировой войны "Идра" и "Псара" стали учебными кораблями-первый для артиллеристов,второй -для машинистов и кочегаров.Войну Греция прошла крайне неоднозначно-от пронемецкого нейтралитета до вступления в войну на стороне Антанты. Устаревшие броненосцы использовались только для береговой обороны.
После войны их списали и планировали продать на слом в 1919 году,но в итоге они еще десять лет служили флоту плавучими казармами. "Псара" и «Спеце» в 1922—1929 годах использовались как школы связи ,а "Идра"-как артиллерийское училище.
В 1929 году все три корабля были окончательно списаны и пошли на слом-"Идра"и «Спеце» в 1930, "Псара" в 1932 году.
Постройка греческого броненосца "Идра" во Франции заинтересовала управляющего Морским министерством вице-адмирала Н. М. Чихачева. Небольшой недорогой броненосец с мощным вооружением и высокой скоростью очень хорошо вписывался в политику тотальной экономии. Однако старший судостроитель Эраст Евгеньевич Гуляев в ответ на подобный запрос выдал крайне негативную рецензию.Главным недостатком он посчитал крайне узкий броневой пояс,почти полностью находящийся под водой.
С Гуляевым ,безусловно,можно согласиться, если бы противником греков были не турки, несложно себе представить судьбу броненосцев под интенсивным обстрелом скорострельной артиллерии. Однако на своем ТВД и с данным противником корабли справились. Так что греков можно поздравить с приобретением за недорого вполне пристойных боевых единиц. С учетом скорости они весьма успешно выполняли роль линейных сил,хотя уже не поспевали за "Авероффом".
По греко-турецким войнам ситуация с обеих сторон уже ранее упоминалась в статьях-
Эскадренные броненосцы. Османские корсары.«Барбарос Хайреддин».
Бронепалубные крейсера. Удачливый рейдер султана."Хамидие".
Броненосные крейсера.Прославленный флагман греческого флота."Георгиос Авероф".
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам