Из обострённой чувствительности к прекрасному, некогда сложившейся в японском менталитете, рождался целый комплекс ритуалов и обрядов, к которым, в частности, относится и такой феномен японской культуры как чайная церемония – тя-но-ю.
Одна из буддийских легенд рассказывает о том, что основатель чань-буддизма Бодхидха́рма (в японской традиции его называют Дару́ма), пребывая в долгой (девятилетней) медитации случайно уснул. Когда он очнулся и понял, что произошло, то в гневе на себя вырвал собственные ресницы и швырнул их на землю.
Вскоре на этом месте стали расти кусты с ароматными побегами, а монахи – последователи Бодхидхармы научились изготовлять из них прекрасный тонизирующий напиток – чай, который применяли для устранения сонливости и сохранения бодрости.
Кстати, высококачественные сорта чая, которые мы сегодня называем байховыми своему наименованию обязаны этой самой легенде. Словосочетание, которое встречается в названиях некоторых чайных сортов «бай хао» - переводится как "белая ресница".
Конечно, это лишь легенда (в Китае этот напиток появился задолго до нашей эры), но в Японии, традиция, связанная с его употреблением, стала практически священнодействием, в котором важно каждое движение, слово и даже помыслы.
В качестве основателя чайной церемонии в Японии обычно называют дзенского проповедника Эйсая (1141-1215 гг.). Он несколько раз посещал Китай, после чего получил звание "наставник чань (дзен)", основал школу буддизма в Японии, и ввёл в обиход ритуальное чаепитие.
Классическое тя-но-ю́ совершается в специальном чайном домике (тясицу́), находящемся в глубине парка или сада (тянива́).
Участвуют в ней обычно 6-7 человек. Начинается всё с прогулки по парку, которая должна настроить всех на определенный, умиротворенный лад. У мостика, ведущего в чайный павильон присутствующие должны оставить принадлежности, отражающие их социальный и общественный статус.
Вход в тясицу, как правило, очень низкий (высота дверного проёма обычно равна 1 метру). Это не случайно, так как и временное лишение атрибутов, свидетельствующих о статусе человека, и вход, вынуждающий наклониться, подчеркивают равенство всех участников церемонии, их скромность и отказ от претензий на какие-либо привилегии перед другими.
Формы и продолжительность тя-но-ю могут быть разными, в зависимости от повода мероприятия. В качестве такового могут выступать: любование полной луной, встреча восхода солнца, опадание цветов сливы и т. п.
Перед, собственно, чаепитием гостям предлагается некое угощение (рис, рыба, сакэ и т.д.). Хозяин (хозяйка) в это время заваривает чай, строго придерживаясь положенных при этом правил. Тут важно всё – посуда, жесты, движения, и даже выражение лица у человека, заваривающего напиток.
Сначала подают очень крепкий чай, который гости пьют из одной чаши, передавая её по кругу со словами: «Почтительно прошу принять». А затем, подаётся более слабый настой, для каждого в отдельной посуде с традиционными японскими сладостями.
Во время церемонии ведётся неспешная беседа, которая никогда не связана с обыденными, будничными делами. Во время тя-но-ю принято говорить на какую-нибудь заданную тему, чаще всего связанную с искусством или философией.
Ею может стать старинная посуда, из которой гостям подают чай, изречение какого-либо философа, вид, открывающийся с террасы чайного домика на сад, природные явления, а также картина или специально подобранная цветочная композиция (икэба́на), расположенные в специальной нише чайного домика – токоно́ма.
Когда беседа участников чайной церемонии подходит к концу, хозяин просит прощения и покидает тясицу. Этим он показывает, что встреча закончена. Напоследок гости ещё раз оглядывают убранство домика и выходят наружу. Хозяин молча кланяется покидающим дом.
Один из дзенских монахов Сэн-но Рикю (XVI в.), стоявший у истоков создания чайной церемонии, говорил так: «Тя-но-ю – это поклонение красоте в сером свете будней».
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.