Найти в Дзене

Мото шлемы! Чем отличаются, как выбрать!(личный опыт)

Поделюсь опытом эксплуатации и тонкостями подбора мотоциклетных шлемов.

Начинал я еще с советских "касок", так как ездил с отцом практически с пеленок. Если довериться моей памяти и старым фото, то моим первым шлемом была широко известная в узких кругах "моргуновка". Вот как на фото, с "корабликом". Она могла, в отличие от более поздних советских мотошлемов, регулироваться по размеру!

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Но это все таки уже история. Давайте перейдем к современным вариантам.

За рулем мотоцикла я с середины 90-х, плюс, почти 15 лет моя работа была связана с продажей мотоциклов и экипировки. Поэтому как всегда, буду делиться только личным опытом.

Шлем, на мой взгляд, давно перешёл из категории, "лишь бы что-то на голове, чтобы гайцы не штрафанули" в категорию-"удобно, безопасно, тепло, в некоторых моделях, не шумно и конце концов, просто красиво". По этой причине, не буду затрагивать тему-"нужен, не нужен", а рассматривать будем в совокупности факторов.

Шлемы делятся на несколько основных типов и на большое количество вариаций основных типов.

Открытые шлемы-самый, пожалуй, классический вариант мотоциклетного шлема, бывают от совсем легкого прикрывающего макушку, исключительно для "вида", до довольно основательных, безопасных, с большим защитным стеклом и обладающих очень неплохой аэродинамикой.

Самый простой вариант. Так называемый "Brainсap" . Простой и легкий.
Самый простой вариант. Так называемый "Brainсap" . Простой и легкий.
Классика, как она есть! Подходит как для чопперов, дорожников, так и скутеров.
Классика, как она есть! Подходит как для чопперов, дорожников, так и скутеров.
Шлем практически лишенный недостатков открытых вариантов, в виде плохой аэродинамики и шумности. Но, с плюсами открытых шлемов, в виде легкости и удобства использования.
Шлем практически лишенный недостатков открытых вариантов, в виде плохой аэродинамики и шумности. Но, с плюсами открытых шлемов, в виде легкости и удобства использования.

К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт, удобство использования, универсальность.


К минусам отнесём:

-Безопасность самая низкая из всего многообразия, аэродинамика у большинства открытых шлемов оставляет желать лучшего, у некоторых отсутствует вовсе.

Вывод: Удобный тип шлемов, больше всего подходит для спокойной езды, для чопперов, круизеров, классических мотоциклов и скутеров. На большой скорости в большинстве открытых моделей ездить не комфортно.

Закрытые шлемы(интеграл) - под эту категорию шлемов подходит большая часть производимых на сегодняшний день мотоциклетных шлемов. Именно такой тип конструкции составляет, у большинства известных компаний, более половины выпускаемых моделей. Интеграл может быть спортивным, туристическим или универсальным.

Спортивный интегральный шлем, это лакмусовая бумажка компании производителя, как правило, на спортивных моделях компания демонстрирует все свои возможности и применяет максимальные технологии. Спортивные шлемы легкие, компактные, с максимально возможной аэродинамикой, на уровень шума и ультра комфорт особого внимание не обращается.  Цена самая высокая в линейке отдельно взятого производителя.
Спортивный интегральный шлем, это лакмусовая бумажка компании производителя, как правило, на спортивных моделях компания демонстрирует все свои возможности и применяет максимальные технологии. Спортивные шлемы легкие, компактные, с максимально возможной аэродинамикой, на уровень шума и ультра комфорт особого внимание не обращается. Цена самая высокая в линейке отдельно взятого производителя.

К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт на высоких скоростях, максимальная безопасность, хорошая вентиляция


К минусам отнесём:
-Не самые тихие, самые дорогие

Вывод: Безопасный, легкий и удобный шлем.

Туристический интегральный шлем-максимально комфортный, с качественной шумоизоляцией, часто со встроенными солнцезащитными очками которые можно легко выдвинуть или удрать прямо на ходу, часто, в последнее время почти как стандарт, место под крепление переговорного устройства и наушников. Шлем как на каждый день, так и для дальней дороги. Вес, как правило средний. Цена чуть ниже чем у спортивных, но к бюджетным отнести нельзя.
Туристический интегральный шлем-максимально комфортный, с качественной шумоизоляцией, часто со встроенными солнцезащитными очками которые можно легко выдвинуть или удрать прямо на ходу, часто, в последнее время почти как стандарт, место под крепление переговорного устройства и наушников. Шлем как на каждый день, так и для дальней дороги. Вес, как правило средний. Цена чуть ниже чем у спортивных, но к бюджетным отнести нельзя.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, безопасность, удобство использования, универсальность, хорошая шумоизоляция, хорошая вентиляция

К минусам отнесём: Тяжелее спортивных, цена чаще выше средней

Вывод: Безопасный, комфортный удобный.

Просто закрытый шлем, просто интеграл. В линейке каждого производителя всегда есть несколько базовых моделей, чтобы каждый мог подобрать себе по вкусу и по цене.
Просто закрытый шлем, просто интеграл. В линейке каждого производителя всегда есть несколько базовых моделей, чтобы каждый мог подобрать себе по вкусу и по цене.

К плюсам отнесем:

-Возможность выбора под себя, масса вариантов по цене, материалам и окраске

К минусам отнесём:

-Недорогие варианты, хоть и достаточно безопасны, не самые тихие и комфортные, система вентиляции довольно условно работает

Вывод: Безопасный, возможность выбора под конкретные задачи.

Модуляр-шлем с подъемной лицевой частью. Удобно для тех, кто носит очки и\или любит курить не снимая шлема. В закрытом виде мало отличается от туристического по характеристикам. Только весом, модуляр тяжелее, за счёт присутствия подъемного механизма. Я внес его в раздел интегралов, но стоит обратить внимание,  только часть модуляров сертифицируются как интеграл, это значит система надежна и в закрытом виде шлем защищает аналогично интегралу. А часть же шлемов, у некоторых производителей, сертифицируются как шлем открытого типа. Т.е. в закрытом виде он защищает не как интеграл, скорее как открытый. Продавцы не всегда упоминают про это.
Модуляр-шлем с подъемной лицевой частью. Удобно для тех, кто носит очки и\или любит курить не снимая шлема. В закрытом виде мало отличается от туристического по характеристикам. Только весом, модуляр тяжелее, за счёт присутствия подъемного механизма. Я внес его в раздел интегралов, но стоит обратить внимание, только часть модуляров сертифицируются как интеграл, это значит система надежна и в закрытом виде шлем защищает аналогично интегралу. А часть же шлемов, у некоторых производителей, сертифицируются как шлем открытого типа. Т.е. в закрытом виде он защищает не как интеграл, скорее как открытый. Продавцы не всегда упоминают про это.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, для некоторых чуть-ли не единственно возможный вариант(например для тех кто носит очки)

К минусам отнесём:

-Большой вес, не все модели сертифицированы как интеграл.

Вывод: На любителя, дело личных предпочтений

Кроссовые шлемы - Шлем не имеет защитного стекла, но имеет защитную часть впереди и козырек. Вместо стекла используются очки. Данная категория шлемов выпускается от самых простых до ультра спортивных. Отличаются удобством внутренней отделки и весом. К аэродинамике претензии минимальны, упор скорее на вес и прочность.

Важно чтобы внутренности у кроссового шлема легко снимались для стирки, при эксплуатации по назначению это приходится делать довольно часто.
Важно чтобы внутренности у кроссового шлема легко снимались для стирки, при эксплуатации по назначению это приходится делать довольно часто.

К плюсам отнесем:

-Для каждого свои, кому то для кросса, кому то для эндуро

К минусам отнесём:

-Зависит от индивидуальных запросов гонщика

Вывод: Шлем для спорта и активного отдыха

Туристические эндуро шлемы - Относительно недавно выделившиеся в отдельный класс шлемы, смесь кроссового и интеграла, прижилась при росте популярности туристических эндуро, во главе всего стоит универсальность, по трассе довольно комфортно со стеклом как у интеграла, при езде по бездорожью можно поднять стекло и воспользоваться преимуществами кроссового шлема.

Шлем цена которого складывается из веса, материала корпуса, аэродинамичности и шумности.
Шлем цена которого складывается из веса, материала корпуса, аэродинамичности и шумности.

К плюсам отнесем:

-Комфорт, безопасность, универсальность

К минусам отнесём:

-Не лучшая аэродинамика

Вывод:

Универсальность имеет свои плюсы и минусы, на любителя

______________________________________________________________________________________

Стандарты безопасности мотоциклетных шлемов

Основные типы шлемов мы разобрали. Теперь о безопасности. Какой бы тип шлема вы не выбрали, он должен соответствовать нормам безопасности. Т.е. иметь сертификат соответствия стандартам безопасности. Основных два: ECE 22.05 европейский стандарт безопасности и DOT-американский, причем требования в американском стандарте проще чем в европейском.

Как проверить? Довольно просто. На шлеме соответствующем европейскому стандарту ECE 22.05 необходимо найти ярлычок, как правило, он на ремешке:

Буква, после цифр, указывает на тип шлема. Р-это интеграл, NP-это, как правило, модуляр , где передняя часть не включена в силовой каркас, J -это открытый шлем. На фотографии мы видим открытый шлем, соответствующий стандарту ECE 22.05, сертификат на соответствие стандарту одобрен в Италии.
Буква, после цифр, указывает на тип шлема. Р-это интеграл, NP-это, как правило, модуляр , где передняя часть не включена в силовой каркас, J -это открытый шлем. На фотографии мы видим открытый шлем, соответствующий стандарту ECE 22.05, сертификат на соответствие стандарту одобрен в Италии.

Начало цифрового кода на ярлычке означает соответствие стандарту ECE 22.05, буква "Е" с цифрой, обведенная кругом указывает код страны одобрившей сертификацию.

(E1 — Германия; E2 — Франция; E3 — Италия; E4 — Нидерланды; E5 — Швеция; E6 — Бельгия; E7 — Венгрия; E8 — Чехия; E9 — Испания; E10 — Югославия; E11 — Великобритания; E12 — Австрия; E13 — Люксембург; E14 — Швейцария; E16 — Норвегия; E17 — Финляндия; E18 — Дания; E19 — Румыния; E20 — Польша; E21 — Португалия; E22 — Российская Федерация; E23 — Греция; E24 — Ирландия; E25 — Хорватия; E26 — Словения; E27 — Словакия; E28 — Беларусь; E29 — Эстония; E31 — Босния и Герцеговина; E32 — Латвия; E34 — Болгария; E37 — Турция; E40 — Македония; E43 — Япония; E45 — Австралия; E46 — Украина; E47 — Южная Африка; E48 — Новая Зеландия.)

С американским стандартом DOT все проще, он наносится на тыльную сторону шлема внизу по центру:

Данный шлем соответствует стандарту DOT, но также отвечает требованиям ECE 22.05. Цена на такой шлем может быть выше, чем на шлем сертифицированный только по стандартам DOT.
Данный шлем соответствует стандарту DOT, но также отвечает требованиям ECE 22.05. Цена на такой шлем может быть выше, чем на шлем сертифицированный только по стандартам DOT.

_______________________________________________________________________________________

Типы застёжек мотоциклетных шлемов

Я сторонник делить на два типа, автоматические застежки и D-ring.

-Автоматические застёжки-разные типы у разных производителей, если шлем имеет сертификат безопасности, значит и автоматическая застежка соответствует этому стандарту.

-D-ring-(два кольца)-классическая застёжка, где ремешок пропускается через два металлических кольца определенным образом. Считается наиболее безопасной.

Производители утверждают, что разницы в безопасности между автоматическими застежками и D-ring нет. Но все модели шлемов предназначенные для гонок выпускаются с D-ring, так как в регламенте многих гоночных серий прописано использование на шлемах именно такого типа застежки.

__________________________________________________________________________________________

Материал шлема

Речь о материале из которого изготовлена внешняя оболочка шлема. Существует два типа материалов-поликарбонат и композит.

-Поликарбонат-ударопрочный пластик, шлем из такого материала может соответствовать современным стандартам безопасности, но вес такого шлема будет далек от лидеров рынка, но при этом, как правило, цена довольно демократична.

-Композит-понятнее будет написать карбон, это если не вдаваться в тонкости производства. Самая современная оболочка для шлемов, постепенно вытесняет поликарбонат. Оболочка из композита легче и прочнее поликарбоната, цена шлема, при этом будет выше.

__________________________________________________________________________________________

Аэродинамика

Каждый шлем на голове мотоциклиста испытывает нагрузку от встречного потока ветра. Больше или меньше зависит от типа мотоцикла.

Чем более тщательно просчитана аэродинамика-тем комфортнее шлем.

Позволю себе лирическое отступление и пример из личного опыта: когда то в одни из первых выездов на больших скоростях, скажем больше 250км.ч. я заметил что шлем, на голове качается влево-вправо! Даже когда я полностью прятался за обтекатель спортбайка шлем "раскачивался".

Я не сразу разобрался, конечно. Шлем у меня был хороший, но, как оказалось, он был не достаточно рассчитан на такие скорости с точки зрения аэродинамики. Поток воздуха сталкиваясь со шлемом огибает сферу и создает точку турбулентности на затылке, которая давит на шлем в затылочной части, набегающий поток давит спереди, турбулентный давит сзади, отсюда и получается раскачка шлема влево-вправо. При использовании в схожих ситуациях более "подходящего" шлема эффект не наблюдался, даже на скоростях выше упомянутой.

К чему я это: Данный эффект утрировано чувствуется на больших скоростях, но он ни куда не денется и на меньших, просто не так явно его можно чувствовать, соответственно в менее рассчитанном, с точки зрения аэродинамики, шлеме утомляемость будет выше.

__________________________________________________________________________________________

Размер шлема:

Очень важный фактор! Новый шлем должен сидеть комфортно, плотно и без точечного давления на отдельные части головы и только слегка поджимать щёки. Толщина накладок в районе щёк максимальная, соответственно они дают большую усадку и впоследствии сядут как положено.

__________________________________________________________________________________________

Вывод:

За годы эксплуатации шлемов и работы с мотоэкипировкой, в том числе и со шлемами, я сделал вывод, которым хочу поделиться с вами. Мотоциклетный шлем-редкая категория товара, где цена прямо пропорциональна качеству. Т.е. в прямом смысле, чем больше(в разумном пределе, естественно) вы потратите на шлем, тем лучше и качественнее он будет.

__________________________________________________________________________________________

Если у вас появились вопросы касающиеся шлемов или другой мото экипировки, пишите в комментариях, с удовольствием поделюсь тем, что знаю.

Не забудьте поставить лайк, если почерпнули что то полезное из статьи! Спасибо!