Поделюсь опытом эксплуатации и тонкостями подбора мотоциклетных шлемов.
Начинал я еще с советских "касок", так как ездил с отцом практически с пеленок. Если довериться моей памяти и старым фото, то моим первым шлемом была широко известная в узких кругах "моргуновка". Вот как на фото, с "корабликом". Она могла, в отличие от более поздних советских мотошлемов, регулироваться по размеру!
Но это все таки уже история. Давайте перейдем к современным вариантам.
За рулем мотоцикла я с середины 90-х, плюс, почти 15 лет моя работа была связана с продажей мотоциклов и экипировки. Поэтому как всегда, буду делиться только личным опытом.
Шлем, на мой взгляд, давно перешёл из категории, "лишь бы что-то на голове, чтобы гайцы не штрафанули" в категорию-"удобно, безопасно, тепло, в некоторых моделях, не шумно и конце концов, просто красиво". По этой причине, не буду затрагивать тему-"нужен, не нужен", а рассматривать будем в совокупности факторов.
Шлемы делятся на несколько основных типов и на большое количество вариаций основных типов.
Открытые шлемы-самый, пожалуй, классический вариант мотоциклетного шлема, бывают от совсем легкого прикрывающего макушку, исключительно для "вида", до довольно основательных, безопасных, с большим защитным стеклом и обладающих очень неплохой аэродинамикой.
К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт, удобство использования, универсальность.
К минусам отнесём:
-Безопасность самая низкая из всего многообразия, аэродинамика у большинства открытых шлемов оставляет желать лучшего, у некоторых отсутствует вовсе.
Вывод: Удобный тип шлемов, больше всего подходит для спокойной езды, для чопперов, круизеров, классических мотоциклов и скутеров. На большой скорости в большинстве открытых моделей ездить не комфортно.
Закрытые шлемы(интеграл) - под эту категорию шлемов подходит большая часть производимых на сегодняшний день мотоциклетных шлемов. Именно такой тип конструкции составляет, у большинства известных компаний, более половины выпускаемых моделей. Интеграл может быть спортивным, туристическим или универсальным.
К плюсам отнесем:
-Легкость, комфорт на высоких скоростях, максимальная безопасность, хорошая вентиляция
К минусам отнесём:
-Не самые тихие, самые дорогие
Вывод: Безопасный, легкий и удобный шлем.
К плюсам отнесем:
-Комфорт, безопасность, удобство использования, универсальность, хорошая шумоизоляция, хорошая вентиляция
К минусам отнесём: Тяжелее спортивных, цена чаще выше средней
Вывод: Безопасный, комфортный удобный.
К плюсам отнесем:
-Возможность выбора под себя, масса вариантов по цене, материалам и окраске
К минусам отнесём:
-Недорогие варианты, хоть и достаточно безопасны, не самые тихие и комфортные, система вентиляции довольно условно работает
Вывод: Безопасный, возможность выбора под конкретные задачи.
К плюсам отнесем:
-Комфорт, для некоторых чуть-ли не единственно возможный вариант(например для тех кто носит очки)
К минусам отнесём:
-Большой вес, не все модели сертифицированы как интеграл.
Вывод: На любителя, дело личных предпочтений
Кроссовые шлемы - Шлем не имеет защитного стекла, но имеет защитную часть впереди и козырек. Вместо стекла используются очки. Данная категория шлемов выпускается от самых простых до ультра спортивных. Отличаются удобством внутренней отделки и весом. К аэродинамике претензии минимальны, упор скорее на вес и прочность.
К плюсам отнесем:
-Для каждого свои, кому то для кросса, кому то для эндуро
К минусам отнесём:
-Зависит от индивидуальных запросов гонщика
Вывод: Шлем для спорта и активного отдыха
Туристические эндуро шлемы - Относительно недавно выделившиеся в отдельный класс шлемы, смесь кроссового и интеграла, прижилась при росте популярности туристических эндуро, во главе всего стоит универсальность, по трассе довольно комфортно со стеклом как у интеграла, при езде по бездорожью можно поднять стекло и воспользоваться преимуществами кроссового шлема.
К плюсам отнесем:
-Комфорт, безопасность, универсальность
К минусам отнесём:
-Не лучшая аэродинамика
Вывод:
Универсальность имеет свои плюсы и минусы, на любителя
______________________________________________________________________________________
Стандарты безопасности мотоциклетных шлемов
Основные типы шлемов мы разобрали. Теперь о безопасности. Какой бы тип шлема вы не выбрали, он должен соответствовать нормам безопасности. Т.е. иметь сертификат соответствия стандартам безопасности. Основных два: ECE 22.05 европейский стандарт безопасности и DOT-американский, причем требования в американском стандарте проще чем в европейском.
Как проверить? Довольно просто. На шлеме соответствующем европейскому стандарту ECE 22.05 необходимо найти ярлычок, как правило, он на ремешке:
Начало цифрового кода на ярлычке означает соответствие стандарту ECE 22.05, буква "Е" с цифрой, обведенная кругом указывает код страны одобрившей сертификацию.
(E1 — Германия; E2 — Франция; E3 — Италия; E4 — Нидерланды; E5 — Швеция; E6 — Бельгия; E7 — Венгрия; E8 — Чехия; E9 — Испания; E10 — Югославия; E11 — Великобритания; E12 — Австрия; E13 — Люксембург; E14 — Швейцария; E16 — Норвегия; E17 — Финляндия; E18 — Дания; E19 — Румыния; E20 — Польша; E21 — Португалия; E22 — Российская Федерация; E23 — Греция; E24 — Ирландия; E25 — Хорватия; E26 — Словения; E27 — Словакия; E28 — Беларусь; E29 — Эстония; E31 — Босния и Герцеговина; E32 — Латвия; E34 — Болгария; E37 — Турция; E40 — Македония; E43 — Япония; E45 — Австралия; E46 — Украина; E47 — Южная Африка; E48 — Новая Зеландия.)
С американским стандартом DOT все проще, он наносится на тыльную сторону шлема внизу по центру:
_______________________________________________________________________________________
Типы застёжек мотоциклетных шлемов
Я сторонник делить на два типа, автоматические застежки и D-ring.
-Автоматические застёжки-разные типы у разных производителей, если шлем имеет сертификат безопасности, значит и автоматическая застежка соответствует этому стандарту.
-D-ring-(два кольца)-классическая застёжка, где ремешок пропускается через два металлических кольца определенным образом. Считается наиболее безопасной.
Производители утверждают, что разницы в безопасности между автоматическими застежками и D-ring нет. Но все модели шлемов предназначенные для гонок выпускаются с D-ring, так как в регламенте многих гоночных серий прописано использование на шлемах именно такого типа застежки.
__________________________________________________________________________________________
Материал шлема
Речь о материале из которого изготовлена внешняя оболочка шлема. Существует два типа материалов-поликарбонат и композит.
-Поликарбонат-ударопрочный пластик, шлем из такого материала может соответствовать современным стандартам безопасности, но вес такого шлема будет далек от лидеров рынка, но при этом, как правило, цена довольно демократична.
-Композит-понятнее будет написать карбон, это если не вдаваться в тонкости производства. Самая современная оболочка для шлемов, постепенно вытесняет поликарбонат. Оболочка из композита легче и прочнее поликарбоната, цена шлема, при этом будет выше.
__________________________________________________________________________________________
Аэродинамика
Каждый шлем на голове мотоциклиста испытывает нагрузку от встречного потока ветра. Больше или меньше зависит от типа мотоцикла.
Чем более тщательно просчитана аэродинамика-тем комфортнее шлем.
Позволю себе лирическое отступление и пример из личного опыта: когда то в одни из первых выездов на больших скоростях, скажем больше 250км.ч. я заметил что шлем, на голове качается влево-вправо! Даже когда я полностью прятался за обтекатель спортбайка шлем "раскачивался".
Я не сразу разобрался, конечно. Шлем у меня был хороший, но, как оказалось, он был не достаточно рассчитан на такие скорости с точки зрения аэродинамики. Поток воздуха сталкиваясь со шлемом огибает сферу и создает точку турбулентности на затылке, которая давит на шлем в затылочной части, набегающий поток давит спереди, турбулентный давит сзади, отсюда и получается раскачка шлема влево-вправо. При использовании в схожих ситуациях более "подходящего" шлема эффект не наблюдался, даже на скоростях выше упомянутой.
К чему я это: Данный эффект утрировано чувствуется на больших скоростях, но он ни куда не денется и на меньших, просто не так явно его можно чувствовать, соответственно в менее рассчитанном, с точки зрения аэродинамики, шлеме утомляемость будет выше.
__________________________________________________________________________________________
Размер шлема:
Очень важный фактор! Новый шлем должен сидеть комфортно, плотно и без точечного давления на отдельные части головы и только слегка поджимать щёки. Толщина накладок в районе щёк максимальная, соответственно они дают большую усадку и впоследствии сядут как положено.
__________________________________________________________________________________________
Вывод:
За годы эксплуатации шлемов и работы с мотоэкипировкой, в том числе и со шлемами, я сделал вывод, которым хочу поделиться с вами. Мотоциклетный шлем-редкая категория товара, где цена прямо пропорциональна качеству. Т.е. в прямом смысле, чем больше(в разумном пределе, естественно) вы потратите на шлем, тем лучше и качественнее он будет.
__________________________________________________________________________________________
Если у вас появились вопросы касающиеся шлемов или другой мото экипировки, пишите в комментариях, с удовольствием поделюсь тем, что знаю.
Не забудьте поставить лайк, если почерпнули что то полезное из статьи! Спасибо!