Сцепление т/с – это силовая муфта (механизм передачи вращения). Передача вращения в сцеплении происходит благодаря силам трения, электромагнитным полем либо гидродинамическими силами. Соответственно, муфты сцепления, в зависимости от типа передачи вращения, называются: фрикционные, электромагнитные, гидравлические.
Главная задача сцепления – временное разъединение (разобщение) двигателя и трансмиссии, и плавного их соединения. Эти операции необходимы во время движения для управления механической коробкой передач: переключение передач, остановка, торможение, трогание авто с места.
Бывают несколько типов сцепления:
1. По связи частей: фрикционные, гидравлические, электромагнитные;
2. По созданию нажимного усилия: с перифирийными пружинами, с центральной пружиной, центробежное и полуцентробежное;
3. По количеству дисков: одно, — двух, — многодисковые;
4. По приводу: механический и гидравлический привод.
На легковых автомобилях обычно ставится однодисковые фрикционные сцепления. В автоматических коробках передач сцепления нет, а вот в роботизированных и кулачковых АКПП оно предусмотрено.
Однодисковое сцепление состоит из:
- Маховика
- Ведомого диска
- Кожуха
- Диафрагменной пружины
Схема работы сцепления автомобиля, в принципе, проста. Отпущенная педаль сцепления означает, что сцепление включено: ведомый диск в это время прижат к маховику нажимным диском, благодаря усилиям пружин. Т.о. сцепление передаёт крутящий момент от ведущих деталей к ведомым.
Нажатие на педаль выключает (рассоединяет) сцепление. Муфта, переместившись к маховику, поворачивает рычаги, которые, в свою очередь, отодвигают нажимной от ведомого диска. Детали сцепления разъединены и крутящий момент не передаётся.