Найти в Дзене
vladimirphizik

Что такое бытие (коротко и понятно)

Оглавление

Понятие "бытие"  считается центральным философским понятием. Что первично – бытие или мышление? - так звучит основной вопрос философии.

Основные формы бытия
Основные формы бытия

Начало познания бытия положил Парменид (VI-V вв. до н. э.). Первый тезис Парменида о бытии звучит так: «Бытие есть, небытия – вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие – нечто неподвижное, не имеющее частей, единое, целое и вечное, никогда не исчезает и никогда не возникает. Философы тут же отреагировали на новое понятие и понеслось...

У Платона единый мир бытия разделен надвое: мир идей (мир истины) и мир действительности (мир подобий). Аристотель разделил бытие на возможное и действительное. С появлением христианства, понятие бытия начало отождествляться с Богом, как источником бытия, либо, как самим божественным бытием. Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге. В итоге, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - тварное. Кант проводит разделительную черту между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие, как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие, как посюстороннюю реальность свободы. Григорий Сковорода определяет бытие, как все мироздание. Хайдеггер вводит частное "бытие" на фоне общего "Бытия". Получает Ereignis , как определение места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас". Для справки: эрайгниз - это душевное состояние, когда вы в режиме он-лайн ощущаете себя букашкой в этом огромном мире. Сидите, например, у костра на природе темной ночью, за рюмкой чая беседуете за жизнь, и тут вас накрывает дух вечного... Это и есть эрайгниз, как осознавание СО-существование вас, букашки. и огромного мира, или "бытие мое...".
С точки зрения идеализма, бытием является дух, разум, Бог.
Марксизм, как материалистическое учение, вводит понятие общественного бытия, как оппозицию общественного сознания.

Такова краткая история вопроса. Теперь коротко и внятно о том, что такое бытие, и каковы перспективы развития у этого понятия.

Бытие - это СО-существование разных существований.

Существование - это идея в действии, или Идея+Движение.

Следовательно, бытие - это некое результирующее существование, как результат СО-существования разных исходных существований.

Все: создана база для различных манипуляций со смыслами бытия.

Самая первая манипуляция с бытием - формальная, основанная на смыслах трех компонент формулы Абсолюта. Почему надо начинать с этого? Все элементарно: берем определение бытия (Бытие - это СО-существование разных существований) и разбиваем его на три части для анализа:

Бытие

СО-существование

разные существования

Исходя из формулы Абсолюта, бытие формально может иметь три базовых смысла:

1) бытие, как Идея. Или, бытие - как нечто единое, целое. Что?

2) бытие, как Пространство. Или, бытие - как некий регион чего-то (типа математического пространства-множества), арена каких-то событий, фон событий и т.д. Где?

3) бытие, как Движение. Или, бытие - как процесс. Как? Каким образом?

Но это - цветочки. Так, легкая разминка. Чем дальше в лес - тем выше будут партизаны.

Начинаем рассматривать варианты СО-существования. Первым делом, делим весь сущий мир на три мира, в зависимости от субъект-объектных отношений: объект-объектный мир, субъект-объектный мир и субъект-субъектный мир. Подтягиваем сюда Хайдеггера с его эрайгнизом и прочими вариациями СО-существования. И только затем переходим в онтологию разных существований, где начинаем варьировать как с Идеей, так и с Движением. Например, если Движение есть, то это активное существование, а если Движения нет, то это пассивное существование, или наличествование. Плюс вариации с имманентностью и трансцендентностью. А потом нужно опять вернуться в три субъект-объектных мира для того, чтобы поиграться не только с вариациями типа (Идея1+Движение1)+(Идея2+Движение2), но и со смысловыми вариациями разных субъектов - как Бога-субъекта, так и себя-субъекта, а также и кого-то постороннего. Но к чему это все?

Ответ очень прост: вариантов бытия, на самом деле, видимо-не-видимо. Когда мы смотрим на Луну, то у нее в данный момент бытие есть, поскольку ее бытие есть результат СО-существования нас, наблюдателей-субъектов, и ее самой, как типичного объекта. Как только мы отвернемся от Луны, то она уйдет в небытие, поскольку наше с ней СО-существование прервется. Кухонное бытие домохозяйки - это ее СО-существование с плитой, кастрюлей и продуктами. Семейное бытие - это СО-существование членов семьи. И так далее.

Главное, никогда не забывать, что бытие имеет три базовых смысла: смысл Идеи, смысл Пространства и смысл Движения. Все остальные смыслы рождаются из вариаций многих частных параметров.