Часто люди не придают особого значения проверке своего велосипеда непосредственно перед выездом, а зря. Обычно можно выявить и устранить до поездки многие проблемы, которые могут стать причиной неприятностей в пути.
Что же следует проверить перед выездом (при условии, что этот велосипед ваш, он ранее уже подогнан под вас по высоте, вам известны его характеристики, особенности, он обслужен вовремя, подготовлен к сезону)? Все это займет не более нескольких минут. Не большая цена для вашей безопасности, верно?
На месте следует проверить следующее:
1) Измерить и, при необходимости, довести до нормы уровень давления в колесах (нормальный его диапазон указан на покрышках).
2) Нет ли видимых повреждений механизмов.
3) Работоспособность тормозов каждого по отдельности.
4) Работоспособность переключателей скоростей (заднего и переднего при наличии).
5) Крепление седла.
6) Крепление катафот, крыльев, подножки.
7) Свободное вращение педалей, обоих колес.
8) Натяжку колесных спиц (при наличии опыта делается эта манипуляция голыми руками за минуту на оба колеса).
9) Будет хорошим тоном, если перед выездом ваш железный конь будет чистым. Автолюбители со стажем меня поймут (как вы относитесь к транспорту, так и он к вам).
Если вы берете велосипед на прокат, то тут все немного сложнее. Велосипед должен соответствовать вам по размеру (высота рамы) и по своему типу (спортивный, горный, прогулочный и так далее).
1) Кроме перечисленного следует проверить и крепление руля, отсутствие видимых повреждений рамы, покрышек, педалей, седла, всех переключателей и элементов, состояние и вообще наличие катафот.
2) Установите седло в удобное положение по высоте, надежно закрепите его.
3) Руль так же можно подрегулировать.
4) Еще раз: не поленитесь попросить проверить давление в колесах прокатного велосипеда (при пониженном вам будет труднее ехать, управляемость будет хуже, а при повышенном так же хуже управляемость и меньше комфорт – тряска будет на любом препятствии).
В случае если вы не можете сделать все это самостоятельно, попросите работника проката помочь вам с настройками. Часто работник проката - это не спортсмен велогонщик, а такой же простой человек, как и вы и разбирается в велосипедах не больше вашего или чуть более, просто он по ту сторону прилавка, а вы – по эту. Основная задача продавца – больше прибыли и меньше телодвижений, а также сохранность инвентаря. Человек из пункта проката чаще не является его хозяином, а значит для него «день прошел и ладно», он не будет за бесплатно еще и настраивать, регулировать и т.п. Он, конечно, может и вроде даже должен, но по своей воле скорее всего не будет. Поэтому не стоит полагать, что вам дадут велосипед гарантированно проверенный перед выездом, помогут настроить под вас сами, по своей инициативе. Не лишним будет попросить и вам обязательно помогут и с выбором, и с проверкой, и с настройкой.
После того, как вы определились с выбором, свой или прокатный велосипед проверен на месте, следует дополнительно проверить работоспособность тормозов и управления на протяжении первых сотен метров поездки, пока вы не далеко от дома (пункта проката). И только убедившись в отсутствии значимых проблем, можно отправляться в путь.
Я часто вижу, как взявшие велосипед на прокат люди едут на нем и явно мучаются от неправильного положения седла, руля или от того, что велосипед им не подходит по размеру (может другого не было в наличии, такое бывает). И то, и другое приведет к излишней усталости после поездки, а в худшем случае к аварии и травмам. Не гнушаются прокатчики дать велосипед с практически полностью отсутствующим протектором на шинах, что говорит о крайней степени их износа и реальной опасности аварии для велосипедиста. При наличии таких шин прокол получить легче, а управляемость велосипеда снижена в разы, особенно на поворотах. Спасает таких прокатчиков велосипедов от проблем, а их клиентов от ДТП часто лишь то, что люди едут медленно, что снижает риск возникновения неприятностей. Что следует ждать от всего велосипеда в целом при наличии «лысых» шин? Да ничего хорошего потому, что скорее всего и весь велосипед в таком же состоянии, поставьте его и ищите другой велосипед или даже прокат.
Часто люди вообще не замечают, что им дали проблемный велосипед и сдают его с благодарностью за предоставленную возможность покататься не зная того, что подвергались опасности из-за жадности торговцев и нежелания обслуживать велосипед вовремя. Любое обслуживание неминуемо привело бы к потере части прибыли, а деньги терять они явно не хотят.
В заключение скажу, что не все работники проката велосипедов (инвентаря, машин) уж совсем не следят за состоянием своего оборудования, ситуация не безнадежна. Быть на чеку нужно еще и потому, что ваше здоровье и жизнь они ваши, а не их, поэтому позаботьтесь о себе в первую очередь сами. Постарайтесь за свои деньги получить удовольствие и пользу, а не риск и проблемы.
Лучше, конечно же, иметь свой проверенный велосипед, который соответствует вам по всем показателям. А прокат – это для тех, кто иногда, как-то так и хоть бы на чем… не хочу никого обидеть. Конечно с экономической точки зрения из-за 3-5 поездок за лето может и не стоит покупать свой велосипед, хотя, как посмотреть.
Всем желаю приятных велопрогулок и не только!
Если у вас есть автомобиль или вы иногда берете его на прокат, то вам будет интересно узнать о том, что нужно проверить перед началом поездки на машине. Вот статья на эту тему https://zen.yandex.ru/media/id/5f27a12a1ea3aa30938ef116/chto-proverit-pered-vyezdom-na-avtomobile-5f5f4ab0d70924731719f15f