Наверняка вы замечали на ресторанных чеках фразу: "Чаевые официанту не являются обязательными и остаются на ваше усмотрение"? Откуда же пошло выражение - оставить на чай? Ведь сейчас чаевые стали всемирно распространенным явлением, а в некоторых странах даже обязательным. Что стоит за этим "ритуалом"?
Чаевые - это некоторое вознаграждение официанту, подносчику багажа, парковщику или горничной, таксисту. Обычно это либо 10% от суммы счета, либо на усмотрение клиента. Могут просто округлить сумму в большую сторону, могут отказаться от сдачи. В некоторых заведениях чаевые могут даже включить в счет строчкой "Сервисный сбор".
По одной из версий, чаевые появились в Англии примерно в восемнадцатом веке. Как известно, англичане - большие любители чая. Многие аристократы и зажиточные люди устраивали пышные чаепития в садах и на верандах своих поместий.
Бытует мнение, что на таких чаепитиях возле столиков ставили специальные медные урны, в которые гости, которым казалось, что прислуга работает недостаточно быстро, могли кинуть пару монеток. Официанты слышали звон монет и понимали, что им нужно ускориться. На этих урнах красовалась надпись: "To Insure Prompt Service". Сокращенно TIPS. Дословный перевод этой фразы означает - для ускорения обслуживания. Ну а TIPS - повсеместно распространенное английское название чаевых.
По другой версии первые чаевые появились еще в 14-м веке! В те времена основным источником чистой питьевой воды в европейских городах являлись колодцы. Чаще всего они располагались в центре города, на площади, и не принадлежали никому конкретному. Возле таких колодцев часто ходили люди, предлагающие помочь донести ведра. За свои услуги они получали так называемые "питьевые деньги".
Еще одна версия возникновения выражения "дать на чай" снова возвращает нас в Англию. В 17-м веке на Тауэрстрит была открыта кофейня, которая установила возле входа небольшие контейнеры с надписью "Страховка проворства". Суть в том, что заходивший гость оставлял в контейнере небольшую сумму денег, после чего проходил за столик. По идее владельца кофейни, подобная "Страховка" позволяла обеспечить более быстрое и качественное обслуживание официантами.
Историй о возникновении чаевых много, а по прошествии стольких лет сложно установить, какая из них самая верная. Но, как видно из описанных выше версий, чаевые служили в основном для ускорения работы официантов, а не как вознаграждение.
Если сейчас мы готовы в ресторане оставить на чай, если нам принесли весь заказ, то раньше на чай оставляли, чтобы весь заказ принесли как можно быстрее.