Лётчики- это тот народ, который моментально
оценивает ситуацию и влёт принимает решение.
/Генерал-майор Василий Антонович Плавченко (танкист)/
Начало 90-х, аэродром "Луговая".
Летал на двух типах: МиГ-23 и МиГ-29 (в разные смены). Возможно это и стало причиной.
Я забыл на МиГ-23 (и все просмотрели) перед взлётом переставить стреловидность крыла во взлётное положение: 16 градусов.
Крыло оставалось в положении стреловидности 45 градусов. В положение 45 градусов крыло переводилось уже в полёте для выполнения пилотажных фигур. А третье фиксированное положение стреловидности крыла 72 градуса - для полёта на сверхзвуке. Обычно в таком положении самолёт находился на стоянке, чтобы меньше занимать места.
Включил форсаж двигателя и начал взлёт при положении стреловидности крыла 45 градусов.
На разбеге скорость более 150 км в час. (Скорость подъёма переднего колеса). Доходит до 200, а я переднее колесо от ВПП оторвать не могу.
Беглый взгляд по кабине - в чём проблема? Крыло в положении 45 !!!
Моментально оцениваю ситуацию: прекратить взлёт и остановиться в пределах ВПП уже не успею.
Влёт принимаю решение: продолжать взлёт!
В процессе разбега включаю перестановку крыла. И жду... жду...жду!!!
Указатель положения крыла пошёл.
Крыло на 16!
Переднее колесо поднято.
А закрылки то остались убранными - во взлётное положение не выпустились.
Ручку управления тяну на себя до предела.
И вот он отрыв - с последней (крайней) плиты.
Тут же РУС чуть от себя - фиксирую угол тангажа.
Отрыв самолёта от ВПП произошёл с убранными закрылками, на повышенных углах атаки.
Лишь бы не перетянуть ручку управления и не сорваться.
Впереди АТУ (сетка поперёк аэродрома на тросах для улавливания и остановки самолётов, которым не хватило ВПП для торможения после посадки).
Весь сжался: теперь хватило бы высоты перелететь АТУ.
Как всегда - миновало!
РП (руководитель полётов) после полётов:
- Крыло?
Я:
-Крыло.
И долго молча смотрели друг на друга.
Самолёт МиГ-23 прощал многое.
Рассказывает Михаил Салий - зам.командира 3 аэ этого же полка. Комментарий из Одноклассников.
Аналогичный случай произошел несколько годами раньше на аэр. Луговая с Чернявским Арсением Ивановичем.
Ночные полёты
РП Набоков В.Н. - командир полка, будущий генерал-майор начальник Качинского ВВАУЛ.
Чернявский А.И. подполковник, начальник ВОТП на МиГ-23 МС подруливает к началу ВПП. Необходимо пройти только технический контроль на рулёжке, крыло установлено 16 градусов.
И здесь техник через СПУ запрещает вылет, докладывая лётчику, что с носовой части льётся жидкость.
Арсений устанавливает крыло на 72 градуса, докладывает руководителю и просит разрешения по взлётной зарулить на ЦЗТ.
Руководитель разрешает, и свойственно Набокову В.Н. докопаться до истины спросил не включен прицел на эквивалент (предварительная подготовка прицела).
Пилот доложил, что включён.
Мгновение и решение принимается без учёта готовности конфигурации самолёта к взлёту.
- У тебя льётся спирт с системы охлаждения прицела! Взлёт разрешаю!
И Арсений понёс свою душу на полном форсаже и крыле 72 градуса.
Отрыв произошел около 430-450 км. час.
АТУ прошел с покачиванием на сантиметрах, при уборке шасси испуг был огромен, тряска самолёта неимоверная, и когда рука судорожно искала рычаг установить крыло на 45 град., всё стало понятным для пилота.
РП спросил: - В чём дело?
Ответ: - Доложу по телефону!
Арсений Иванович праздновал этот день как второй день рождения.
Был бы менее опытный пилот-катастрофа неотвратимая.
Предыдущая часть:
Продолжение: