Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

МиГ-23

Оглавление

Лётчики- это тот народ, который моментально
оценивает ситуацию и влёт принимает решение.

                /Генерал-майор Василий Антонович Плавченко (танкист)/

Начало 90-х, аэродром  "Луговая"

Летал на двух типах: МиГ-23 и МиГ-29 (в разные смены). Возможно это и стало причиной.

Я забыл на МиГ-23  (и все просмотрели) перед взлётом переставить стреловидность крыла во взлётное положение: 16 градусов.

Крыло оставалось в положении стреловидности 45 градусов.  В положение 45 градусов крыло  переводилось уже в полёте  для выполнения пилотажных фигур. А третье фиксированное  положение стреловидности крыла 72 градуса - для полёта на сверхзвуке. Обычно в таком положении самолёт находился на стоянке, чтобы меньше занимать места.

Включил форсаж двигателя и  начал взлёт при положении стреловидности крыла 45 градусов.

На разбеге скорость более 150 км в час. (Скорость подъёма переднего колеса).  Доходит до 200, а я переднее колесо от ВПП оторвать не могу.

Беглый взгляд по кабине - в чём проблема? Крыло в положении 45 !!!

Моментально  оцениваю ситуацию:  прекратить взлёт и остановиться в пределах ВПП  уже не успею.

Влёт принимаю решение: продолжать взлёт!

В процессе разбега включаю перестановку крыла.  И  жду... жду...жду!!!

Указатель положения крыла пошёл.

Крыло на 16!

Переднее колесо поднято.

А закрылки то остались убранными  - во  взлётное положение не выпустились.

Ручку управления тяну на себя до предела.

И вот он отрыв -  с последней (крайней)  плиты.
Тут же РУС чуть от  себя - фиксирую угол тангажа.

Отрыв самолёта от ВПП произошёл  с убранными закрылками, на повышенных углах атаки.

Лишь бы  не перетянуть ручку управления  и не сорваться.

Впереди АТУ (сетка поперёк аэродрома на тросах для улавливания и остановки самолётов, которым не хватило ВПП для торможения после посадки).

Весь сжался: теперь хватило бы высоты перелететь  АТУ.

Как всегда - миновало! 

РП (руководитель полётов) после полётов:
- Крыло?
Я:
-Крыло.

И долго молча смотрели друг на друга.

Самолёт МиГ-23 прощал многое.

-2

Рассказывает Михаил Салий - зам.командира 3 аэ этого же полка. Комментарий из Одноклассников.
Аналогичный случай произошел несколько годами раньше на аэр. Луговая с Чернявским Арсением Ивановичем.

Ночные полёты

РП Набоков В.Н. - командир полка, будущий генерал-майор начальник Качинского ВВАУЛ.
Чернявский А.И. подполковник, начальник ВОТП на МиГ-23 МС подруливает к началу ВПП. Необходимо пройти только технический контроль на рулёжке, крыло установлено
16 градусов.

И здесь техник через СПУ запрещает вылет, докладывая лётчику, что с носовой части льётся жидкость.
Арсений устанавливает крыло на
72 градуса, докладывает руководителю и просит разрешения по взлётной зарулить на ЦЗТ.
Руководитель разрешает, и свойственно Набокову В.Н. докопаться до истины спросил не включен прицел на эквивалент (предварительная подготовка прицела).
Пилот доложил, что включён.
Мгновение и решение принимается без учёта готовности конфигурации самолёта к взлёту.
- У тебя льётся спирт с системы охлаждения прицела!
Взлёт разрешаю!

И Арсений понёс свою душу на полном форсаже и крыле 72 градуса.
Отрыв произошел около 430-450 км. час.
АТУ прошел с покачиванием на сантиметрах, при уборке шасси испуг был огромен, тряска самолёта неимоверная, и когда рука судорожно искала рычаг установить крыло на 45 град., всё стало понятным для пилота.
РП спросил: - В чём дело?

Ответ: - Доложу по телефону!

Арсений Иванович праздновал этот день как второй день рождения.

Был бы менее опытный пилот-катастрофа неотвратимая.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Борис Владимирович Максименко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен