Эта статья написана по мотивам комментариев к моим предыдущим материалам о временах и водителях СССР. Так сказать, инфа из первых уст. Однако, читая, надо не забывать о том, что СССР был особенной страной. В одной области и регионе могло быть изобилие, а в другой - ничего. В одном месте люди делали так, а в другом - по-другому. Потому что страна была большая, снабжение разное, преступность разная и так далее.
Это я к тому, что не надо в комментариях обвинять друг друга, что "не было такого, а было вот так". Просто дополняйте и пишите в комментариях то, что видели и знаете лично вы. А ещё лучше пишите примерные годы и область.
Щетки дворников были в большом дефиците, их воровали даже днем. То же с наружными зеркалами и колпаками. Поэтому щетки обычно убирали, а вместо них ставили специальные ролики (их продавали отдельно на авторынках), чтобы стекло не карябалось при случайном включении дворников. А до того, как появились ролики одевали на дворники обрезки резиновых трубок хлорвиниловой изоляции.
Для облегчения пуска двигателя утром в мороз с вечера добавляли в масло полстакана бензина и прокручивали стартером. Масло не густело так сильно и машина заводилась в любой мороз даже с хреновым минеральным маслом, которое густело при морозе -35°С.
"Мороз - минус 40, ВАЗ-2105. Закрывал пакетом генератор, выливал на коллектор 1,5 литра горячей воды и заводил с полпинка", - пишет Денис Федоров.
А ещё в солярку добавляли керосин, когда арктического дизтоплива не было. Всё работало, ездили.
А вот некто под ником Аль Капоне пишет: "Да чего только не было: и чулок вместо ремня натягивали, и хозяйственным мылом потекший бак или поддон замазывали, и снимали воздушный фильтр, туда грамм 200 бензина - машина на морозе заводилась, и бензин в масло добавляли, и асбест на бензонасос наматывали (или просто на него писали) и ведро с тряпками в солярке поджигали и под двигатель ставили... Столько всего!
А вот главные хитрость: кладешь на коллектор банку тушенки, приехал и горяченькую с хлебушком- красота!"
Раньше тосола и антифриза не было - дефицит. Ездили на воде. Вечером сливаешь воду, а утром заливаешь горячую. В любой мороз заведешься. Некоторые солярку заливали, но это прямая дорога на ремонт.
Многие в мороз под машинами с паяльными лампами лазили.
А ещё в сильный мороз выворачивали свечи, жарили их дома на сковородке, потом бежали к машине, надев брезентовую рукавицу, вворачивали свечи на место. Заводилась сразу же.
Щетки дворников отмачивали в керосине или кипятке, чтобы обновить, так как купить новые было крайне тяжело.
Резины не было, половина на лысой ездила и летом, и зимой. Аккумуляторов не было. Жестянки не было вообще. Хоть что-то можно было купить только на авторынке, который собирался по субботам рано утром в Москве на кольцевой. И цены там были выше магазинных в два-три раза. Ещё чёрный рынок был в районе ярославского шоссе, потом в Рязань переехал.
Еще умудрялись на абсолютно лысые жигулевские покрышки натягивать покрышки от мотоцикла Урал с "жирным" протектором. Ставили назад, качали 3 атм. и - вперед! С такими колесами в 80-х техосмотр удавалось проходить даже.
Олег Пригожин пишет: "Когда потек радиатор, то в ближайшем магазине покупал горчицу и кидал столовую ложку в радиатор. Так как машины работали на воде, то горчица в раз забивала все щели и трещины".
Витя пишет: "Ехали с Новокузнецка (Кузбасс) с отцом. Короче, сломался бензонасос. Батя взял "пятерку", налил в неё бензина, поставил на капот, примотал изолентой к дворникам. Вроде как шланг от омывателя вставил. Суть в том, что бензин самотеком поступал в карбюратор. Без всяких лайфхаков и кэшбэков.
А в Жигулях вообще можно было без бензонасоса ездить. Вытаскиваешь воздушную трубку от бензобака в багажник, на запаске чуть-чуть выкручиваешь ниппель и на него одеваешь трубку. Заливная горловина герметична и бензин под давлением идёт в карбюратор. Главное не переборщить с воздухом.
Ещё по теме: Забытые хитрости советских шоферов, о которых вы могли не знать
Байки и рассказы советских шоферов: как хитрили, воровали, оставались незамеченными