Приветствую вас, дорогие подписчики и читатели моего канала. Наверное трудно сейчас найти человека, который бы не видел знаменитую, научно-фантастическую трилогию режиссера Роберта Земекиса - "Назад в Будущее".
В качестве машины времени в этом фильме использовался доработанный (под машину времени) серийный автомобиль с нелегкой судьбой. Этим автомобилем был DeLorean DMC-12. Этот спортивный автомобиль в реальной жизни, к сожалению, ждала трагическая судьба.
Можно сказать, что продажи провалились. DeLorean DMC-12 серийно выпускался на заводе в Северной Ирландии для американского рынка, с 1981 по 1983 год. Всего было выпущено порядка 9.000 автомобилей. После чего серийное производство было прекращено.
А давайте попробуем сравнить несравнимое. Их DeLorean DMC-12 с нашим ВАЗ-2108. Я понимаю, что на первый взгляд, эти автомобили абсолютно несравнимые, но это только на первый взгляд.
Дело в том, что для западного рынка DMC-12 должен был стать, по замыслу создателя, в каком-то смысле прорывным автомобилем. А для нас таким же прорывным автомобилем стал в реальности ВАЗ-2108. DMC-12 и ВАЗ-2108 начали выпускаться почти одновременно, разница составляла несколько лет. Вазовская переднеприводная восьмерка при скудном однообразии устаревших советских автомобилей, была действительно революционной машиной. Некоторые острословы даже считают, что первые восьмерки с коротким крылом внешне и по интерьеру чем-то похожи на DMC-12.
ВАЗ-2108 (и его модификации) производился с 1984 по 2004 год. Всего было выпущено 884.657 автомобилей. Сравните это с 9.000 выпущенных DMC-12.
Давайте сравним эти два автомобиля и разберемся, почему восьмерка стала бестселлером, а DMC-12 ждал провал.
ВАЗ-2108 история успеха
На АвтоВазе понимали, что для компактных автомобилей более перспективен передний привод с поперечным расположением мотора. Таков был мировой тренд. И работы по проектированию нового переднеприводного автомобиля стартовали еще в начале 70-ых годов. Были привлечены иностранные специалисты. Многие узлы и агрегаты были разработаны совместно с инженерами Porsche.
И вот в 1984 вышел компактный трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Это был перднеприводный автомобиль с новым двигателем объемом 1.3 литра мощностью 64 л.с.
Мотор был спроектирован специально для поперечной установки под капотом. Это рядный 4-х цилиндровый агрегат с распредвалом в головке с приводом от зубчатого ремня. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на трёх эластичных опорах. Достаточно распространенное на тот момент техническое решение, но оно было в новинку для наших автомобилистов.
В новинку для нас было и реечное рулевое управление, и независимая передняя подвеска типа МакФерсон и многое другое.
Все эти технические решения уже использовались на зарубежных конкурентах, но для нас это было прорывом в автомобилестроении. Можно было сказать, что по сравнению с ВАЗовской классикой, автомобиль был выполнен на ином инженерном и технологическом уровне и это чувствовали даже люди, которые не особо разбирались и не особо интересовались автомобилями.
Все это и предопределило успех ВАЗовской восьмерки и всего остального переднеприводного семейства на ее основе. Вскоре появился и 5-дверный хэтчбек ВАЗ-2109, а под занавес Советского Союза, в самом конце 90-го года на конвейер встал и седан ВАЗ-21099.
Первое поколение "восьмерошного" семейства продержалось на конвейере до начала двухтысячных, после чего выпускались рестайлинговые 13, 14 и 15 модели. Эти автомобили производились до конца 2012 года. После чего их заменила Lada Granta, которая базируется на многих узлах и агрегатах (хоть и модернезированных) прошлых моделей. Поистине невероятный успех. Старушка восьмерка, пусть и в сильно измененном виде (в виде Гранты) живет и здравствует и сейчас и пользуется огромным спросом. Первое место по продажам в нашей стране у Lada Granta.
А что же DeLorean DMC-12? Там все значительно печальнее. Давайте разбираться, почему так произошло.
DeLorean DMC-12 описание и характеристики
Дело в том, что DMC-12 изначально планировался для избалованного американского потребителя. Чтобы привлечь искушенного покупателя, для DMC-12 анонсировалось множество интересных и прорывных для того времени решений.
Тут нужно, для большего понимания темы, сказать, кем был Джон ДеЛореан, главный инициатор и вдохновитель идеи производства этого автомобиля.
Джон ДеЛореан был талантливым инженером и управленцем. Он работал сначала на заводе Chrysler, потом в фирме Packard, а затем перешел в General Motors, в подразделение Pontiac. Запатентовал порядка 200 собственных изобретений — например, поворотный сигнал, и в 1961 году стал главным инженером компании.
В то время Pontiac был компанией, продававшей машины для пенсионеров. ДеЛореану, который мечтал строить яркие спортивные автомобили и войти с ними в историю Америки, это было неинтересно. Близкие говорили, что он всегда хотел прославиться, стать президентом General Motors, жить на 5-й Авеню и вознестись на самую вершину мира. Однако руководство General Motors не видело перспективы в создании спортивного Pontiac и в самом начале «зарубило» эту идею. Но ДеЛореан не сдался: вы не хотите строить спорткар? О`кей, тогда мы предложим его в виде дополнительных опций! Так появился Pontiac GTO.
Вопреки прогнозам продажи GTO подскочили до небес. ДеЛореан оказался, как и хотел, на вершине: Америка обожала его за то, что он спасал автомобильную индустрию. Да, он не стал президентом GM, но получил должность вице-президента.
Полностью про Джона ДеЛореана можно прочитать по ссылке:
https://www.drom.ru/info/misc/70793.html
,а мы продолжим.
Понятно, что таким талантливым и абмициозным людям скучно работать, пусть и ТОП менеджером в крупной компании, хочется сделать что-то свое.
Поэтому Джон ДеЛореан решил уйти с General Motors и основать собственный завод по производству автомобилей.
И поначалу дело очень даже спорилось. В 1975 году был показан концепт будущего "этичного спорткара", как его называл сам Джон ДеЛореан. Дизайн был заказан знаменитому Джорджетто Джуджаро.
Автомобиль получился стильным со стремительным обликом. Отличительной особенностью были двери типа крылья чайки, что производило сильное впечатление.
Под стать внешности обещали и продвинутую техническую начинку и богатые комплектации.
В движение автомобиль должен был приводить двухроторный двигатель Ванкеля. С таким мотором DMC-12 по динамике утер бы нос многим более именитым конкурентам.
Автомобиль должен был быть богато укомплектован уже в базовой версии. Предполагалось, что уже в базе будут подушки безопасности (что для тех времен почти невиданное дело), упругие бампера, которые бы без последствий выдерживали бы столкновения до скорости в 16 км/ч, кондиционер.
ДеЛореан обещал просто-таки невероятный автомобиль. Неудивительно, что предзаказы пошли еще задолго до строительства завода и до начала серийного производства.
И завод был готов уже в 1980 году. А вот подготовка к производству сильно затянулось и, самое главное, возникло множество технически трудноразрешимых проблем. Одно дело мечтать, а другое дело наладить массовое производство.
Первоначальная цена была заявлена в 12.000 $, к моменту же постановки на конвейер автомобиль уже стоил 25.000$. Больше чем вдвое выше, чем было обещано ранее. Но даже эта цифра вначале не спугнула потенциальных покупателей, которые с нетерпением ждали свой, ранее оплаченный автомобиль.
Многие покупатели не смогли простить того, что серийный автомобиль оказался очень далек от того, что обещали ранее при показе концепта.
Прогрессивный двухроторный мотор Ванкеля, о котором поначалу мечтал ДеЛореан, уступил место ничем не примечательному 2,9-литровому V6 от Peugeot, Renault и Volvo. Высокой мощностью агрегат не отличался – всего 130 л.с., зато стоил сравнительно недорого.
Не оказалось в базе и подушек безопасности и ударопрочных бамперов. Разве что кондиционер оставили даже в самой начальной комплектации.
Если бы этим проблемы исчерпывались! Увы, и дорожные повадки DMC-12 очевидно не дотягивали до футуристичного облика автомобиля. Заявленные секунды разгона до сотни – 8,8 с согласно паспортным данным – не соответствовали действительности. Эксперты журнала Road and Track намерили лишь 10 с половиной секунд. Ниже обещанных 200 км/ч была и максималка. И это на машине с «механикой». В более дорогих комплектациях мог быть установлен автомат, но этот древний 3-ступенчатый агрегат и вовсе наводил тоску. Хромала, особенно на предельных режимах, и управляемость. Проблему усугубляла и значительно более высокая, нежели изначально планировалось, масса автомобиля. Серийный DMC-12 весил аж 1247 кг... (вместо обещанной 1 тонны)
Очень подкачало и качество сборки. Оно вначале производства было просто ужасным. Многие автомобили, после доставки клиентам в Америку, просто не заводились. Многим "Делореанам" требовалась диагностика, протяжка и устранение дефектов сборки. Чем-то напоминает продукцию АвтоВАЗа начала 90-ых.
Пошли многочисленные жалобы, рекламации. Все это требовало больших гарантийных выплат. А тут еще и поставщики требовали оплаты.
Проблемы росли как снежный ком. Разочарованные покупатели из США аннулировали заказы, а завод в Данмари, напротив, только набирал обороты. Очень скоро американский филиал DMC прекратил выплаты сборочному предприятию, которому, в свою очередь, нечем стало рассчитываться с поставщиками и рабочими конвейера. К февралю 1982-го у DeLorean Motor Company одних только непогашенных выплат по процентам набежало на $800 тысяч, и 19-го числа фирму признали финансово несостоятельной, назначив временным управляющим консалтинговую аудиторскую контору Coopers&Lybrand.
Но ДеЛореан не сдавался. Самое обидное, что как раз к тому времени на заводе в Данмари удалось подтянуть качество сборки, а также исправить детские болячки самого DMC-12, вроде недостаточно мощного генератора. Казалось, еще немного терпения, и дело пойдет. Нужно было только найти $20 миллионов, чтобы вернуть управление компанией в свои руки...
Последнюю дату выплаты назначили на 20 октября 1982-го, но деньги в Coppers&Lybrand так и не пришли. Накануне по обвинению в контрабанде запрещенных веществ Джона ДеЛореана арестовали в номере лос-анджелесского отеля «Шератон-Плаза».
Это был конец. Для DeLorean Motor Company, во всяком случае. Имущество фирмы пошло с молотка, а сотрудники завода в Данмари распущены по домам. Сам же ДеЛореан попал на скамью подсудимых и на первые полосы газет.
В конечном итоге выяснилось, что дело было сфабриковано, во всяком случае ДеЛореана оправдали.
А в 1985 году вышел известный фильм Роберта Земекиса, который сделал колоссальную рекламу этому автомобилю. Но было уже поздно. Ресурсов для возобновления производства уже не было.
Ну а теперь сравним два этих несравнимых автомобиля:
ВАЗ 2108 против DeLorean DMC-12
Оба автомобили должны были стать, а восьмерка стала в масштабах нашей страны символом той автомобильной эпохи.
И если популярность ВАЗовского переднеприводного семейства легко объяснима, о чем мы поговорили в начале статьи, то с DeLorean DMC-12 все сложнее. Впрочем и там все причины на поверхности.
Главная причина провала ДеЛореана, на мой взгляд, состояла в том, что серийный автомобиль получился далеким от того, что обещали вначале.
Откровенно говоря, технически он оказался просто заурядным. Все остальные проблемы были вторичны и, по большому счету, все было поправимо, если бы не роковое стечение обстоятельств.
Вышел бы, например, фильм "Назад в Будущее" на несколько лет раньше, судьбы автомобиля могла бы оказаться иной. Но получилось то, что получилось!
А что думаете вы про два этих автомобиля? Поделитесь в комментариях!
Если понравилась статья, то палец вверх и подписка! Будем и дальше стараться во всем объективно разбираться