В музее военной автомобильной техники в Рязани помимо автомобилей есть ещё и другая техника. Например, самолёт АН-2. О качестве реставрации летающей техники пусть судят специалисты.
Только не стоит сильно придираться, так как музей, всё-таки, автомобильный. Да и самолёт здесь больше для развлечения школьников.
Но вот единственный мотоцикл, выставленный в музее в качестве экспоната изуродовали знатно. И для заведения, которое именует себя музеем, это совершенно не приемлемо.
Да, родные детали для раритетной техники действительно трудно или даже невозможно найти. Но ведь музей военной автомобильной техники находится в ведомстве Министерства обороны. А, как известно, с производственными мощностями у этого Министерства проблем нет.
При нынешних технологиях на заводах ВПК можно было изготовить любую новодельную деталь. Да и у самого Рязанского военного автомобильного института*, было достаточно собственных ресурсов, чтобы изготовить детали для полноценной реставрации мотоцикла.
Почему же реставраторы музея не придали мотоциклу аутентичный вид? Я думаю, что ответ на этот вопрос даст табличка с описанием музейного экспоната.
Оказывается, данный мотоцикл является подарком музею от Подольского механического завода и страховой компании "Московия". Не буду трогать страховую компанию. Но вот Подольский механический завод...
Видимо, сотрудники музея доверились представителям завода, вручавшим такой ценный подарок. Кто лучше них знает, как должно выглядеть детище их завода?
Однако для Подольского механического завода, который некогда выпускал мотоциклы ПМЗ-А-750, сотворить вот такое чудо — позор. Позорище!
Это не реставрация, это банальный тюнинг. Наплевательское отношение к собственной истории, при котором вместо оригинальных деталей ставят более-менее подходящие по смыслу. Это "колхоз", который простителен частнику-дилетанту, но не музею и, тем более, заводу-изготовителю этих мотоциклов.
ПМЗ-А-750 — очень красивый мотоцикл и особый шарм ему придавала передняя рессорная вилка. Но на музейном экспонате её нет. Зато есть амортизаторы на задней оси, которых там не долно быть. А ещё есть заднее сиденье в стиле ИЖ-56. Про глушители с колёсами уже и говорить не стоит.
Но вместо того, чтобы услышать тысячи слов о том, как должен выглядеть настоящий ПМЗ-А-750, лучше один раз его увидеть. Даже вот этот ржавый образец представляет куда большую историческую ценность, чем тот чермет, что передали музею в дар от Подольского механического завода.
А вот так выглядит по-настоящему отреставрированный ПМЗ-А-750. Вот, что значит работа на совесть. Мотоцикл доведён до первозданного состояния как внешне, так и технически. И, между прочим, это дело рук гаражного мастера, любителя раритетных мотоциклов, а не команды музейных реставраторов.
Подводя итог скажу: лично я считаю, что в деле сохранения истории, коим является реставрация, недопустимо менять изначальный облик техники.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.
* Рязанский военный автомобильный институт (РВАИ) был расформирован при Сердюкове. Сейчас на базе РВАИ размещён филиал Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Больше статей и роликов на моём сайте valdemarz.ru