Мне не раз доводилось читать в воспоминаниях летчиков, воевавших на Ил-2, что потери воздушных стрелков на этих штурмовиках в годы Великой Отечественной войны кратно превышали потери пилотов. И что порой на такую "расстрельную должность" на Ил-2 назначали проштрафившихся пилотов и штурманов с других типов самолётов. И потери среди воздушных стрелков Ил-2 в основном возникали в ходе воздушных боев с истребителями противника...
То что, потери среди воздушных стрелков были больше, чем среди пилотов Ил-2, сомнений наверное ни у кого не вызывает. Ведь только пилот Ил-2 мог посадить самолёт с убитым или раненым воздушным стрелком, а не наоборот. С другой стороны, воздушный стрелок мог спастись, выбросившись с парашютом из подбитого штурмовика, в котором пилот был убит или находился уже без сознания...
Попробуем проанализировать приведённые выше тезисы на основе приказа о награждении и других наградных документов пилотов и воздушных стрелков случайно выбранного соединения - 214 штурмовой авиационной дивизии, входившей в состав 2-го смешанного авиационного корпуса. Рассматриваемый период боевых действий - апрель-май 1943 года.
За исходный пункт нашего анализа возьмём приказ о награждении, датированый 29 мая 1943 года. В нем указаны данные 10 лётчиков Ил-2 и 11 воздушных стрелков. Все лётчики награждены орденами Красной Звезды. 6 воздушных стрелков тоже награждены орденами Красной Звезды, другие 5 - медалями "За Отвагу".
Из 10 летчиков 5 служили в 190 штурмовом авиационном полку(шап), 3-е - в 502 шап, 2-е - в 618 шап. Из 11 воздушных стрелков 5 служили в 190 шап, 6 - в 502 шап.
К тому же периоду очевидно относится приказ от 6 июня 1943 года по 2 сак, в котором орденами Отечественной войны 2-й степени награждены: 1 лётчик 190 шап и 1 летчик (командир звена) 502 шап.
В наградных листах на лётчиков и воздушных стрелков Ил-2 нас в данном случае прежде всего будет интересовать информация о:
- количестве совершенных каждым из награждённых боевых вылетов;
- какое-либо упоминание о боевых потерях летного состава;
- упоминание о воздушных боях с истребителями противника.
- другие существенные для нашего анализа подробности.
Количество боевых вылетов у лётчиков было слеждующее по порядку следования их фамилий в том приказе о награждении: 6, 7 (в одном из вылетов был ранен огнем зенитной артиллерии), 13, 7, 21 (представлялся к ордену Красного Знамени), 11 (в одном из вылетов отбил вместе со своим воздушным стрелком атаку 4-х Ме109), 4, 3, 20 (представлялся к ордену Красного Знамени), 14, 32 (представлялся и награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, до этого был награжден орденом Красной Звезды, сколько боевых вылетов совершил после награждения первым орденом из текста представления не понятно), 21 (представлялся и награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, это количество вылетов после предыдущего награждения, до этого был награждён орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды).
Пока отметим только, что количество боевых вылетов у лётчиков Ил-2 сильно разнится и находится в диапазоне от 3 от 21. Всего количество вылетов, если считать по максимуму, составляет 159.
Почему возник такой разброс (от 3-х до 21-го) в количестве боевых вылетов у летчиков Ил-2 мне пока не понятно
Картина по количеству боевых вылетов у воздушных стрелков совсем иная.
Сначала посмотрим на количество боевых вылетов 6-ти воздушных стрелков, награждённых орденами Красной Звезды: 19 (отбил атаку двух Ме-109, в другом воздушном бою подбил Ме-109, который "задымил и ушёл с поля боя"), 15 (поджёг одного Ме-109), 16 (провел 6 водушных боев с истребителями противника), 29 (два раза отбил атаки Ме-109), 8 (сбил 1 Ме-109 в группе), 13 (подбил Ме-109).
Количество боевых вылетов у воздушных стрелков, награждённых медалями "За Отвагу" такое: 15 (представлялся к ордену Красной Звезды, отразил 8 атак истребителей), 19 (представлялся к ордену Красной Звезды, в одном воздушном бою успешно отразил атаки двух Ме-109), 14 (представлялся к ордену Красной Звезды, провел 6 воздушных боев с истребителями), 11 (представлялся к ордену Красной Звезды), 7 (представлялся к ордену Красной Звезды, 1 мая его самолёт был атакован Ме-109 "с хвоста", он, "рискуя своей жизнью, поднялся во весь рост, приложил все мастерство, открыв огонь с близкой дистанции, дал две очереди. Самолёт противника задымился и ушел с поля боя").
Кстати, может кто-то аргументированно ответить на вопрос, зачем воздушному стрелку надо было "вставать во весь рост", чтобы более или менее уверенно поразить воздушную цель? У меня есть предположение, что цель находилась в это время в нижней задней полусфере, но я в этом не уверен...
Общее количество вылетов, совершенных 11 воздушными стрелками, составляет 166.
Очевидно, что воздушные стрелки выполняли боевые вылеты также с другими пилотами, не попавшие в оба упомянутых выше приказа о награждении. Очевидно также, что воздушные стрелки летали на боевые задания с разными летчиками, упомянутыми в 2-х рассматриваемых приказах о награждениях.
В наградных листах ни на пилотов, ни на воздушных стрелков нет упоминаний о том, что кто-то из стрелков-радистов был ранен или убит в воздушном бою. Есть упоминание только о ранении одного пилота от зенитного огня противника.
Какие выводы напрашиваются?
В воздушных боях не очень часто гибли или получали ранения только воздушные стрелки Ил-2. Гораздо чаще видимо погибал весь экипаж штурмовика вместе с самолетом. Или экипаж в полном составе, пусть и на подбитом штурмовике, возвращался на свой аэродром.
Конечно, данный анализ нельзя считать законченным, хотя бы потому что в приказе по 214 шап от 2 июня 1943 года еще 3 воздушных стрелка Ил-2 были награждены орденами Красной Звезды.
Заметим ещё, что 214 шап в данный период (апрель-май 1943 года) принимала участие в довольно интенсивных боях, которые велись в ходе первой попытки (неудачной) прорыва так называемой "Голубой линии".
Какие мысли возникли у уважаемых читателей по поводу прочитанного?
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.